Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"

__________________________________________________________

Может быть, и Ваши предки оставили след в русской культуре?

АРГУНОВЫ

Семья крепостных графов Шереметевых — Аргуновых — дала России нескольких прекрасных художников и архитекторов. Братья Федор Петрович и Иван Петрович Аргуновы (сами они свою фамилию писали вначале как Оргуновы) первоначально были крепостными князей Черкасских, а после женитьбы графа Петра Борисовича Шереметева на княжне Черкасской перешли в его собственность в составе приданого княжны. Для Аргуновых это обстоятельство было весьма удачным, так как Шереметевы славились своей любовью к искусству и обучали своих
крепостных, проявлявших способности в той или иной области. В то время лестным было иметь собственных художников, музыкантов и актеров.

Старший из братьев, Федор Аргунов, родившийся около 1716 года, был талантливым архитектором. В одиннадцатилетнем возрасте он был отдан в обучение, а затем получил должность «подмастерья канцелярии от строений». К этому времени относится начало грандиозного строительства, предпринятого графом Шереметевым. Для Кусково были спроектированы дворец и театр, парковые здания, павильоны и многое другое. Кроме того, положение вельможи обязывало Петра Борисовича Шереметева иметь в Петербурге роскошный дом, похожий на дворец.
Старое здание перестало устраивать Шереметева, и было начато строительство нового дома, получившего название Фонтанного. Эта ситуация дала возможность молодому талантливому архитектору Федору Аргунову проявить свои способности и обратить на себя внимание графа. Строительство было длительным, и даже после его завершения Шереметев постоянно вносил какие-то новшества. Постепенно Федору Аргунову стали поручать все более ответственные задания, а после 1758 года он стал главным архитектором Фонтанного дома, не оставляя,
впрочем, и работы в Кусково. В обязанности архитектора входили не только разработка проектов строительства и наблюдение за их воплощением, но и оформление интерьеров, что требовало разносторонних знаний и прекрасного художественного вкуса. Этими качествами Федор Аргунов обладал в полной мере. Постройки его легко узнаваемы. В творениях Аргунова удачно сочетались барокко с многочисленными декоративными элементами в духе рококо. В проектировании ансамбля в Кусково принимали участие несколько архитекторов, в том
числе иностранных, но когда граф решил издать атлас этих проектов, он персонально отметил как архитектора лишь Федора Аргунова.

Младший брат Федора, Иван Аргунов, родившийся около 1727 года, также обладал незаурядными способностями. С ранних лет он стал проявлять склонность к живописи и был отдан графом Шереметевым в обучение к известному в то время живописцу Гроту. К 50-м годам XVIII столетия Иван Аргунов уже был известен как один из самых талантливых русских портретистов, и многие высокопоставленные знакомые Шереметева охотно пользовались услугами его крепостного художника. Иван Аргунов стоял у истоков создания русской школы портрета.
Он овладел западноевропейской манерой живописи и сумел в своих работах гармонично соединить иностранную технику с подлинно русской самобытностью. В работах Аргунова прослеживаются традиции европейского портрета и русской иконописной манеры, что делает его произведения оригинальными и неповторимыми. Рамки портретной живописи сдерживали творческий рост художника, и он попытался выйти за них в своей картине «Клеопатра». С этой точки зрения большой интерес представляет и портрет отца графа Петра Борисовича, прославленного
фельдмаршала Шереметева. Это произведение является не только портретом, в нем прослеживаются первые попытки создания исторического полотна. Талант Ивана Аргунова был столь очевиден, что ему в обучение были определены несколько начинающих художников, в числе которых находился прославившийся впоследствии Рокотов. Иван Аргунов отличался энергией и безукоризненной честностью и в 1788 году был назначен одним из московских управляющих Шереметева. В этой должности он продолжал служить и сыну Шереметева, графу Николаю
Петровичу, до самой своей смерти. Вдове Ивана Аргунова была назначена солидная пенсия, дочери получили вольную, а сыновья продолжали дело своего отца и дяди.

Старший сын Ивана Аргунова, Павел (род. около 1768 года), как и его братья, учился живописи у своего отца, но более склонялся к зодчеству. Во время строительства великолепного Останкинского дворца Шереметевых он был главным советником графа. Без преувеличения можно сказать, что любая декоративная деталь Останкинского дворца прошла перед глазами Павла Аргунова, прежде чем использовалась при постройке. С 1795 года Аргунов жил в Останкино, наблюдая за ходом работ. Однако, когда строительство было завершено, Павел
Аргунов остался не у дел. Он получал различные мелкие поручения от графа Шереметева, но применения его таланту больше не нашлось. В течение некоторого времени Павел Аргунов пребывал в депрессии, осознавая невозможность своего творческого развития, и скончался в 1806 году в возрасте тридцати восьми лет.

Средний сын Ивана Аргунова, Николай (род. в 1771 году), в отличие от своего брата Павла не имел определенной должности у графа Шереметева и, таким образом, имел возможность упражняться в живописи. Николай Петрович Шереметев, помня о славе крепостного художника своего отца, Ивана Аргунова, приветствовал стремление Николая Аргунова к учебе и даже взял его с собой за границу для дальнейшего совершенствования в области живописи, что впоследствии отразилось на манере письма Николая Аргунова. После смерти старшего
брата, Павла, часть его обязанностей по отделке интерьеров в Останкино перешла к Николаю Аргунову. Граф Шереметев высоко ценил творческие способности Аргуновых, и в 1809 году по его завещанию были отпущены на волю Николай Аргунов со своим младшим братом Яковом. Николай Аргунов продолжал работать в области портретной живописи. До наших дней дошло около тридцати его полотен. Однако он обладал меньшей самобытностью и оригинальностью письма, чем его отец, легко поддаваясь чужим влияниям и несколько чрезмерно увлекаясь
парадностью и манерностью письма. Тем не менее, его портреты пользовались большой популярностью среди русской аристократии. В 1818 году заслуги Николая Ивановича Аргунова были признаны Академией художеств, и он был из бран академиком. Кроме того, Николай Аргунов был известен как знаток живописи и занимался продажей картин других мастеров.

Младший из братьев Аргуновых, Яков, также обладал художественными способностями и обучался у своего отца и брата Николая. Он прославился не как живописец, а как рисовальщик-иллюстратор. Наиболее значительной его работой было создание серии портретов для книг Бантыш-Каменского «Деяния знаменитых полководцев и министров...» и «История Малороссии». Яков Аргунов служил также учителем рисования в Московском уездном училище и в одной из московских гимназий.

Источник: Самые знаменитые династии России. М, 2001.

________________________________________________________________________

О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Наталья Рыбалкина


В избранное