Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


Информационный Канал Subscribe.Ru

рассылка Программы "Российские династии"- http://www.geno.ru
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ" - http://subscribe.ru/catalog/archive.fhpevfyjd

_______________________________________________________________________

ИЗ НАШИХ ПУБЛИКАЦИЙ
«Имянаречение у юртовских татар (ат кушар)»

Обряд имя наречения совершался у юртовских татар (одна из локальных групп астраханских
татар) через несколько дней после рождения ребенка – на седьмой, десятый день
или позже до истечения сорокадневного срока. Очевидно, ограничение данного обряда
временными рамками, в частности, сорокадневным сроком, связано, прежде всего,
с представлениями  юртовцев о том, что души умерших находятся рядом со своими
близкими сорок дней и могут быть опасны для живых людей, особенно для младенцев.
Оставлять ребенка без имени
весь этот срок считается опасным, так как он может заболеть и даже умереть. У
сибирских татар имя ребенку старались дать в течение недели, то есть до истечения
семи дней.
Приобретая имя, ребенок вводился тем самым в мир людей и, по мнению юртовских
татар, с приобретением имени он получал покровительство высших сил. С именем
ребенка они связывали его дальнейшую судьбу, полагая, что оно влияет на его будущие
качества и благополучие.
Обряд имянаречения у юртовцев по существующей мусульманской традиции проводит
мулла. Обряд проводится в доме, где родился младенец. На обряде имянаречения
присутствуют в основном родители ребенка, родственники семьи, почтенные старцы.
В прошлом у юртовских татар первенцу имя обычно давала мать отца ребенка, то
есть бабушка по отцовской линии; другим рожденным детям имена могли давать уже
сами родители.
При выборе имени предпочтение отдается тюркским или общемусульманским именам.
Русские либо европейские имена широкого распространения не имеют и встречаются
у юртовцев крайне редко. По юртовской традиции ребенка принято называть двумя
именами. Одно из имен обычно должен давать мулла или его помощник «муазин», а
другое имя – родители ребенка. В тех семьях, где следуют данному обычаю и в наши
дни, в паспорт молодых людей (юношей и девушек) вносят имена, которые им дали
их родители.
Перед обрядом имянаречения ребенка выкладывают на стол на специальную подушку
так, чтобы его лицо смотрело в сторону Каабы. Голова ребенка обязательно должна
быть покрыта чепчиком. На лоб младенца зеленкой (сейчас все чаще губной помадой)
наносится небольшое пятно. Оно выполняет своего рода функции оберега, то есть
защищает ребенка от «дурного глаза» (кюз тиеннэн), чтобы не сглазить ребенка,
пришедшие в дом гости должны поплевать через свои плечи три раза.
Мулла читает в правое ухо ребенка призыв на молитву «Азан», в левое – второй
призыв «Камэт». Нарекаемое имя он произносит, наклонившись над ним, трижды в
оба уха. Затем мулла молится еще раз; одновременно с ним о будущем ребенка молятся
все пожилые родственники: «Аллахумма эжгалюху фсел ислам набатэн хасагэу вэьгалюху
масгудэн фиддуния вэл эхыйра» (О, Боже! Будет этому ребенку стать поборником
ислама и вырасти добропорядочным сыном своих родителей, милосердным и сострадательным,
в  добром здравии тела и духа).
После этого мулла или его помощник (муазин) отдает ребенка матери.
После окончания обряда обязательно необходимо устраивать стол с различными угощениями
(дастархан). На него остаются все присутствующие гости – родственники и мулла
с помощником, иногда приглашаются также соседи. Во главе стола садятся обычно
мужчины, напротив них – женщины. Отец ребенка выносит его «на люди» на вышитой
подушке. При отсутствии у ребенка отца, его выносит дядя по отцовской линии.
Собравшиеся одаривают новорожденного различными подарками. Одна из присутствующих
пожилых женщин (абыстай-бикэ) вешает на шею ребенка амулет с изречениями из Корана,
изготовленный ею собственноручно. Кроме такого амулета в дальнейшем на руку ребенка
повязывали еще и шерстяную нитку из бараньей шерсти.
После ухода гостей считается необходимым в качестве защиты «от сглаза» (особенно,
если ребенок начинает капризничать и плакать), чтобы одна из его родных бабушек
протерла ручку входной двери, произнеся при этом молитву. Кроме того, руки ребенка
следует обмыть и, открыв дверь, быстро вылить за нее использованную воду. Закрывая
дверь, необходимо вновь произнести молитву.
По моим наблюдениям среди юртовских татар распространены в основном женские имена
поэтического содержания: Жамал (красивая, нежная, сердечная), Забаржат (изумруд),
Хаят (жизнь, жизненная), Райхан (голубая, базилик), Гиззат (мирная, спокойная),
Раушан (чистая, открытая), Наиля (ночная), Фирюза (зеленый камень).
Наиболее популярны следующие мужские имена: Давлят (богатство, достаток), Тимур
(железный), Ильмир (родное место), Михербан (добрый), Вали (главный), Гельбустак
(сад), Яхут (голубой камень), Фирдаус (райский сад), Назыр (указывающий, мягкий),
Хаким (верховный жрец, судья, справедливый, праведный), балта бик (крпекий, как
топор).

Автор – Азизова Наиля Руслановна, к.и.н., сотрудник программы «Российские Династии»
Опубликовано: Newspaper of the Tatar-Bashkir diaspora in Germany "AlTaBash".

________________________________________________________________________

Ведущий рассылки: Наталья Рыбалкина nrybalkina@rpri.ru
Редактор рассылки: Валерий Петров


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: archive.fhpevfyjd
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное