Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Генеалогия для всех"
Описание рассылки: Московские генеалогические новости и популярная генеалогия


____________________________________________________________________________________________________________


Уважаемый подписчик рассылки «Генеалогия для всех»!

Поздравляем Вас с Новым 2005 Годом!

Желаем Вам новых увлекательных открытий в мире генеалогии,
украшающих Вашу жизнь также, как гирлянды новогоднюю елку, 
и успехов в восстановлении своей родословной, 
укрепляющих счастье в Вашей семье!

                Коллектив программы «Российские династии»






         Родовые предания в русской геральдике


Едва ли не специфичнейшей группой исторических памятников, содержащих ярко выраженную
родословную информацию, являются гербы. Чрезвычайно рискован подход, при котором
герб становится непосредственно предметом генеалогических исследований, минуя
научную геральдику. Это относится и к гербовым, и к подобным памятникам, являющим
собою "параллель" Бархатной книге, несмотря на всю их неоднородность." На наш
взгляд, уместен беглый обзор основных, раннегеральдических источников, несущих
генеалогическую информацию (в том числе и широко известных). Ранние русские гербы,
степень их укорененности в отечественной традиции и их связь с геральдическими
школами Запада - темы изначально дискуссионные, и их Историографическое рассмотрение
(как самостоятельное, так и в проекции на генеалогию) представляет интерес само
по себе, в то время как цель настоящей работы прикладная: очертить нормы геральдических
генеалогизмов в самобытной русской геральдике.

Отмена местничества в 1682 году, вызвавшая к жизни Бархатную кишу, явилась в
то же время началом великорусской геральдики. Только при пересмотре всей традиционной
системы привилегий такому специфическому западному заимствованию, как гербы,
удалось приобрести статус официально признаваемых "почестей". Реформа 1682 года
содействовала превращению генеалогии. Из вспомогательной дисциплины местничества
в область достаточно самостоятельных интересов и изысканий; род, лишенный должностного
положения его членов как своего неотъемлемого атрибута, приобретает новые атрибуты,
в частности, герб.

Значение лото времени для становления отечественной гербовой традиции может быть
оценено по достоинству лишь в сравнении с предшествующими периодами, догербовыми,
но не чуждыми геральдического влияния, которое, в свою очередь, заслуживает особого
рассмотрения и отдельной оценки.

Освоение гербовых изобразительных норм прослеживается уже в XVI веке, а еще ранее
подготавливается употреблением иностранных предметов (в том числе печатей) с
гербами. Например, князь С.И.Оболенский, родоначальник князей Щепипых-Оболен-ских,
Золотых и Серебряных, в середине XV века пользовался нерусского происхождения
печатью с изображением двух сопоставленных гербов со шлемами н нашлемниками.
Век спустя, в 1544 году С.Ф Пилемов-Сабуров "печатался" птицей в поле гербового
щита; над щитом был крайне схематично изображен шлем с наметом. Мнение Н.А. Соболевой:
"Скорее всего, эта печать случайно попала к ее хозяину с Запада или же была резана
по иностранному образцу, с чисто формальным заимствованием его черт. Видеть в
"птичке" пилемовский герб нет никаких оснований; но бытование гербовидного декора
в русской сфрагистике уже налицо. Государственные печати, венчающие сфрагистический
обиход того времени, также приобретают внешне геральдические черты, в первую
очередь - щит со всадником на груди орла. Отдельные западные
гербы оказываются в одном ряду с русскими эмблемами как на Большой печати Иоанна
IV, так и на "Лифляндской" печати 1564 года".

На протяжении XVII столетия формальные заимствования становятся чрезвычайно частыми.
Характерен пример с печатями князей Д.М.Пожарского и Ф.М.Мстиславского. Перстневой
печатью первого скреплялись документы ополчения 1612 года; на печати были изображены
сражающиеся львы, между которыми лежит отсеченная человеческая голова, расклевываемая
птицей. Но к грамоте 1612 года, отправленной Пожарским к императору Рудольфу
II с просьбой о помощи, была приложена печать с несколько иным изображением:
я щите отсеченная голова и на ней птица, я опорах щита львы, под щитом - крылатый
змей. Над щитом - орнамент, варьирующий мотивы "верхнего герба" (короны, намета
и т.д.). Легенда гласит: "СТОЛЖКЪ I ВОЕВОДА КНАЗЬ ДМIТРЕI МIХАIЛОВИЧА ПОЖАРСКОВО
I СТАРОДУБСКОВО". Причины геральдизации первоначальных эмблем понятны: печать
для грамоты, отсылаемой на Запад, была изготовлена с оглядкой на западные нормы.
Примечателен поверхностный характер такой геральдизации: в поле щита оказалась
эмблема, первоначально игравшая вспомогательную роль,
тогда как более важные львы оказались оттесненными на второй план.

Еще раньше, в 1611 году, князь Ф.М.Мстиславский использует печать, изготовленную
иностранцем или по иностранным образцам, с латинской монограммой над геральдическим
щитом, в поле которого - коронованный восстающий лев. Никаких атрибутов Гедиминовичей
на печати нет. Быть может, лев появился здесь как самая распространенная геральдическая
бестия; возможно и то, что изображение на печати подражает сходному с ним по
рисунку польскому гербу Lew, варьирующему мотив "руського льва". Герб Lew принимался
в Речи Посполитой некоторыми фамилиями рю-риковичей, в том числе князьями Курбскими
(Ковельскими); быть может, на этот раз он оказался распространен на Ф.М.Мстиславского
как на русского князя. Но даже и в этом случае мы имеем дело с импортом "готовых"
геральдических форм, к тому же не получивших дальнейшего развития.

Судя по всему, гербовидные изображения на частных печатях времен первых Романовых
в целом служат примером таких же формально-стилевых заимствований. Можно указать
множество сфрагистических композиций, строго геральдических по форме, но не более
чем декоративных по сути, стереотипно составленных, нередко с наложением гербовых
норм на привычные орнаментальные мотивы, историко-символические сюжеты –Цереградское
чудо, Адам и Ева в раю - т.д. По-прежнему в употреблении находятся гербовые печати,
случайно попавшие к их хозяевам; такой печатью пользовался в 1650-х годах и Алексей
Михайлович. Несходствуют не только печати однородцев, но и разные печати одних
и тех же лиц. Даже в тех редких случаях, когда можно предположить осмысленное
употребление того или иного гербового мотива, приходится делать существенные
оговорки. Так, на печати князя А.И.Звенигородского (1631год) - "Погонь", то есть
всадник с мечем(саблей), герб великих князей Литовских и их потомков, известный
в России. Однако князья Звенигородские - род, выехавший
из Литвы в 1408 году - происходят, по-видимому, не от Гедемина, а от Рюрика.
Возможно, эмблема была использована для указания на литовское происхождение рода;
геральдически такой прием, конечно же, оставляет желать лучшего. Вопреки общей
норме, сходствуют изображения на печатях однородцев - воеводы И.Ю. Плещеева (1632
год), воеводы и стольника Л.А.Плещеева (1659 год), в обоих случаях изображен
щит в щите - лебедь (?). Но следует заметить, что другие печати их же сородичей,
как и высочайшие утвержденные впоследствии гербы Плещеевых и других потомков
Бяконта, подобных изображений не несут.
В то же время на печати воеводы С.П. Потоцкого (1663 год) заметны черты деградации
геральдического стиля: характерная фигура польского герба Потоцких - Pilawa -
не только упрощена, но и искажена. Другим ярким примером этой же тенденции может
служить потерявший геральдический облик, грубо изображенный "ГЕРПЪ КОРСАКОВ"
на перстне И.А.Корсакова (1638 год).

Строго говоря, в качестве несомненных памятников геральдического влияния могут
рассматриваться только содержащие щит(картуш) или характерно закомпанованные
эмблемы; следует отказаться от допущений, причесляющих к этим памятникам все
типологически сходные изображения восстающих, идущих, сражающихся животных и
т.д. Так, лев в борьбе с единорогом – скорее всего, лишь традиционный изобразительный
мотив, который отнюдь не следует вслед за А.И. Лакиером "привязывать" к британской
геральдике.
 
Заслуживает внимания и печать боярина А.Л.Ордина-Нащокина (1669 год), несущая
изображение герба со шлемами и нашлемниками. В щите - Юпитер на троне и орел,
"небесные" трубы, выходящие из облаков. Эти же трубы повторены в нашлемниках
и при шлемах в качестве "немых девизов". Как предполагал С.Н. Тройницкий, боярин
Ордин-Нащонин пользовался камеей с Юпитером и орлом, по образцу которой была
резана гербовидная печать. Так или иначе, впоследствии этот герб повторялся на
других печатях и, наконец, почти без изменений был высочайше утвержден за родом
Нащокиных. Для эмблемы 1660-х годов это - это исключительная судьба.

Обояние гербовых западных обычаев усиливается в немалой  мере благодаря вступлению
их носительницы, западной Руси, в Московское государство. При этом поверхностный
характер заимствования сохраняется. Это может быть достаточно выразительно прослежено,
например, на материале печатей некоторых киевских воевод, а именно князей Г.А.
Козловского (1671 год), А.А. Голицына (1675 год), П.С. Прозоровского (1682 год),
М.Г. Ромодановского-Стародубского (1689 год). Печати сходны по манере исполнения
и, возможно, несут гербовидный декор - картуши под коронами или шлемами; это
объясняется, по-видимому, местной традицией употребления печатей. В "гербе" смоленского
Рюриковича Козловского - щит с орлом, поддерживаемый львами. У его смоленско-ярославского
однородца Прозоровского - три дерева, из которых среднее выше прочих, а в нашлемнике
- лучи, падающие из-за облаков(?). Родство здесь никак не отражено. Еще разительнее
то, что "герб" гедиминовича Голицына не несет никаких эмблем, привычных для литовских
князей в Речи Посполитой.
Вместо этого в поле изображен грифон с мечем на поверженном змее, а в нашлемнике
– сражающиеся львы под короной. Судя по всему, настолько же произвольно были
избраны эмблемы и для печати князя Ромодановского: медведь под дубом, а в нашлемнике
– рука с мечом. Единственным отличием является то, что эмблема этой печати -
безусловно, гласная. В литературе, в том числе и новейшей, присутствует упоминание
об этой эмблеме как о старинном знаке Стародубского княжения. Скорее всего так
называемое "знамя стародубское" мифично; эмблема, скорее всего, появляется на
печати 1689 г., будучи сочинена для М.Г. Ромодановского на манер герба. Из четырех
рассмотренных здесь "воеводских" знаков именно ромодановский оставил наиболее
значительный след в русской геральдике. 

Все эти факты важны для нас как характеризующие "предысторию" отечественной геральдики,
позволяющие оцепить основы, па которые опиралось дальнейшее российское герботворчество.
Кроме того, они убеждают нас, что применительно к большей части XVII сто.летия
о великорусской правильной геральдике говорить еще рано, а установившиеся заимствования
из западного гербового обихода в подавляющем большинстве служат лишь приемами
изобразительного оформления.



Источник: "Известия русского генеалогического общества". Выпуск 5. Санкт - Петербург.
        1996. Автор - М.Ю. Медведев


В следующем выпуске: И.В. Сахаров «Русская жена Александра Дюма-сына:Надежда
 Ивановна Нарышкина, урожденная Кнорринг (1826-1895), ее дети и внуки».  


__________________________________________________________________________________________________________

Ведущий рассылки: Галина Кулагина
Редактор рассылки: Валерий Петров
адрес рассылки:
http://subscribe.ru/catalog/archive.fhpevfyjd

Наши координаты:
Российский институт по связям с общественностью
Программа "Российские династии"
сайт:
http://www.geno.ru
e.mail:gk@rpri.ru


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: archive.fhpevfyjd
Отписаться

В избранное