← Август 2004 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
5
|
7
|
8
|
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
22
|
|
23
|
24
|
25
|
26
|
28
|
29
|
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ N 45 АДРЕС ПОДПИСКИ: http://subscribe.ru/catalog/archive.fhpevfyjd 27.08.2004 ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ Род Горенко в Севастополе: новые данные к родословной Анны Ахматовой Анна Андреевна Горенко, впоследствии - выдающаяся русская поэтесса Анна Ахматова, в 1896-1916 гг. часто гостила в Севастополе в доме своего деда, Антона Андреевича Горенко, жившего на Екатерининской улице, 12. Антон Андреевич является первым представителем рода Горенко, чьё пребывание в Севастополе подтверждается архивными документами. В. Лобыцын и В. Дядичев в статье "Три поколения Горенко", утверждают, что "вся его жизнь и служба прошли" в этом городе. Однако факт рождения Антона Горенко в Севастополе 7 августа 1818 г. документально не подтверждён. С 1832 по 1842г. Антон Андреевич служил юнгой в Черноморском артиллерийском училище, затем унтер-офицером во 2-м учебном Морском экипаже, который был расквартирован в Николаеве. И только, будучи произведен 19 апреля 1842 г. в прапорщики и назначен в 13-й ластовый экипаж, А. Горенко прибыл в Севастополь. Указом Правительствующего Сената на имя Начальника Главного Морского штаба князя А. С. Меншикова за N 4482 по прошению отца, прапорщика Николаевских Морских арестантских рот Андрея Горенко, на основании 25 статьи 9 тома Свода Законов Российской Империи Антон Горенко уже получил потомственное дворянство, хотя и родился в семье "унтер-офицера Егерского полка". Это произошло 22 марта 1840 г. Как правило, до 11 июня 1845 г. потомственное дворянство получали лишь дети, родившиеся после получения их отцом первого офицерского чина, а остальные зачислялись в особое сословие "обер-офицерских детей". Однако при отсутствии у офицера детей мужского пола, родившихся после получения офицерского чина, он имел возможность передать права потомственного дворянства любому из сыновей, родившихся до этого. Это и произошло с Антоном Горенко. Таким образом, сведения, приводимые В. А. Черных в родословной Анны Ахматовой о получении А. А. Горенко потомственного дворянства в 1858 г., после награждения орденом Св. Владимира 4-й степени за 25 лет выслуги в обер-офицерских чинах, неверны. Исследования последнего времени, проведенные на базе документов Государственного архива г. Севастополя, позволяют ввести в научный оборот новые сведения об истории рода Горенко. 8 ноября 1844 г. в Адмиралтейском соборе г. Севастополя прапорщик 13 ластового экипажа Антон Андреевич Горенко был обвенчан с девицей Ириной Ивановной Ворониной, дочерью прапорщика 2-го военно-рабочего арестантского батальона. Жених и невеста указали, что им по 26 лет, оба православные, сочетаются первым браком. Спустя полтора года, 21 июня 1846 г., в семье Горенко родился первый ребёнок - дочь Мария. Её крестным отцом 24 июня 1846 г. стал подполковник Василий Степанович Харичков. Второй ребёнок в семье и старший из пяти сыновей, Андрей, родился 13 января 1848 г. в Севастополе. Восприемником будущего отца Анны Андреевны Горенко в метрической книге Адмиралтейского собора 25 января 1848 года был записан командир 13-го ластового экипажа полковник В. С- Харичков. В том же соборе 29 января 1850 г. был крещён и Пётр Горенко, родившийся 16 января того же года. До начала первой обороны города в семье подпоручика Антона Андреевича Горенко родились 2 февраля 1852 г. сын Леонид и 6 февраля 1854 г. дочь Анна. Крещены они были в Петропавловской церкви морского госпиталя г. Севастополя. После высадки союзных войск в Крыму с 13 сентября 1854 г. по 18 июня 1855 г. подпоручик 2-й половины 4-го ластового экипажа Черноморского флота (с 1851 г.) А. Горенко находился в гарнизоне осаждённого Севастополя. Из послужного списка Антона Андреевича известно, что "ранен и в плену у неприятеля" он не был. "Находился в действительном сражении 5 октября 1854 г. на Николаевской батарее (район современного Приморского бульвара и водной станции) при отражении атаки соединённого неприятельского флота против Севастопольских береговых укреплений и 24 октября 1854 г. в усиленной рекогносцировке против неприятельских укреплений на Инкерманских высотах (в Инкерманском сражении)". Какую должность исполнял подпоручик Горенко в Севастополе, пока не установлено. Ластовые экипажи относились к нестроевым командам и в гарнизоне города использовались для доставки грузов на ластовых судах, восстановлении укреплений, для транспортировки раненых и т. п. За вклад в оборону города Антон Андреевич был "Всемилостнвейше пожалован в 13-й день апреля 1855 г. орденом Св. Анны 3-й степени с бантом и мечами в воздаяние отличной храбрости и мужества" . 17 июня 1855 г. из Севастополя в Николаев выступил "сухопутный транспорт" с ранеными нижними чинами Морского ведомства "в количестве 247 чинов при морском медике Довгяло и конвоире 4-го ластового экипажа подпоручике Горенко". Согласно официальным сведениям, по пути умерших не было; оставлено же в разных местах за слабостью сил 18 больных. Прибыли в Николаев 28 июня. До конца обороны Севастополя Горенко в город не возвращался. Можно предположить, что семья Антона Андреевича в это время находилась также в Николаеве. До конца 1861 г. он служил в Николаеве сначала "старшим адъютантом в штабе ластовой бригады Черноморского флота (1857-1859), а затем - старшим адъютантом в штабе начальника дивизии Черноморских флотских экипажей (1860)". В конце 1860 г. поручика по ластовым экипажам Антона Горенко назначают смотрителем Севастопольского морского госпиталя, и он снова возвращается в Севастополь, на этот раз - навсегда. В начале 1864 г. штабс-капитан Антон Горенко подаёт прошение на имя императора Александра II о внесении его с семейством в родословную книгу Таврической губернии. После рассмотрения прошения Указами Правительствующего Сената по департаменту герольдии N 2869 от 12 мая 1864 г. и N 3326 от 15 сентября 1865 г. Антон Андреевич, его жена Ирина Ивановна, а также сыновья Андрей, Пётр, Леонид, Михаил и Владимир были утверждены потомственными дворянами Симферопольского уезда Таврической губернии и внесены во 2-ю часть родословной книги . Это давало некоторые привилегии для детей, прежде всего при помещении их в определённые учебные заведения и при дальнейшей служебной деятельности. В должности смотрителя Севастопольского морского госпиталя А. Горенко состоял до 1873 г. Затем был назначен смотрителем казённых земель и садов Севастопольского порта. "Уволен от службы" А. А. Горенко в апреле 1887 года "с мундиром и пенсией" полковником по Адмиралтейству. Подтвердить факт смерти полковника Антона Горенко 26 апреля 1891 г., указанный в эпитафии на могильной плите родового склепа Горенко на городском кладбище, пока не предоставляется возможным. В Государственном архиве г. Севастополя за 1891 г. сохранились метрические книги не всех севастопольских церквей. Портрет подпоручика А. А. Горенко как участника первой обороны Севастополя 1854-1855 гг. упомянут под номером 982 в "Историческом каталоге музея Севастопольской обороны". Обратимся к судьбе других членов семьи Горенко. Жена Антона Андреевича - Ирина Ивановна (р. 1818). Скончалась 4 января 1898 г., о чём "с душевным прискорбием" извещала родных и знакомых её дочь, Мария Антоновна, в газете "Крымский вестник" за 6 января 1898 г. Подтверждения факта смерти в метрических книгах Севастопольских церквей не обнаружено. В Госархиве г. Севастополя материалов о Марии Антоновне (р. 21.6.1846), Андрее Антоновиче (р. 13.1.1848) и Анне Антоновне Горенко (р. 6.2.1854) выявить не удалось. Однако известно, что брак Андрея Антоновича Горенко с матерью Анны Ахматовой - Инной Эразмовной - являлся его вторым браком. Андрей Горенко был "женат первым браком на дочери умершего капитана Васильева - девице Марии" и имел "сыновей - Николая, родившегося 17 мая 1875 г., и Антона, родившегося 7 января 1878 г. ", о судьбе которых биографам Ахматовой ничего не было известно. Это выглядит несколько странным, поскольку в 1910 г. В. И. Чернопятов опубликовал эпитафию, списанную им на Севастопольском городском православном кладбище: "Сын лейтенанта Горенко Николай, умер 25 декабря 1885 г. на 11 году отроду". Известно, что третий ребёнок, Пётр Андреевич Горенко (р. 16.1.1850), в 1864 г. учился в Симферопольской гимназии. Он скончался 13 февраля 1894 г. в Севастополе в чине титулярного советника в возрасте 44 лет "от чахотки лёгких". Отпевание состоялось 14 февраля в церкви Всех Святых, погребение - на городском кладбище (возможно, в родовом склепе). Леонид Антонович Горенко (2.2.1852 - 7.1.1891) захоронен в склепе на Севастопольском городском кладбище с отцом и матерью. Дата смерти взята с надгробия. Владимир Антонович Горенко родился 3.6.1858 г., предположительно в Николаеве. В "Памятной книге по Одесскому учебному округу на 1881 год" упоминается "состоящим в 12 классе учителем математики Евпаторийской гимназии с жалованием 349 рублей в год. Православный, получивший домашнее образование, состоял в должности с 21 сентября 1879 г., в службе со 2 сентября 1879 г.". На 1891 г. Владимир Антонович имел чин титулярного советника. На Севастопольском городском кладбище захоронен его сын Константин, умерший в возрасте 4 лет. Эпитафия с надгробия также опубликована В. И. Чернопятовым: "Младенец Константин Горенко, умер 25 марта 1891 г.". Надежда Антоновна Горенко (р. 23.1.1861). В "Адрес-календаре Севастопольского градоначальства на 1911 г." указано, что Горенко Надежда Антоновна, дочь полковника, проживала по адресу Малая Морская, 45 (ныне улица Володарского). Один из руководителей севастопольской организации партии социалистов - революционеров, С. А. Никонов, в своих воспоминаниях писал: "Теперь перейду к коренным севастопольцам, принимавшим участие в нашей организации. Кроме молодёжи из кружка Мельникова, у нас были ещё многочисленные помощники севастопольцев. Из них особенно выделялась учительница начальной школы Надежда Антоновна Горенко из семьи севастопольских старожилов... Надежда Антоновна принадлежала к типу очень скромных, но в высшей степени полезных сотрудников, готовых исполнять всякое поручение. Кроме революционной деятельности, она давно уже принимала участие в местной культурной работе, преимущественно по части просвещения (библиотека, воскресная школа и т. п.) и вела в индивидуальном порядке революционную пропаганду среди рабочих. Умерла она в 1921 или 1922 г.". Евгения Антоновна Горенко (р. 18.12.1862) вышла замуж за Анатолия Максимилиановича Арнольда, студента Санкт-Петербургского Горного института, впоследствии - чиновника канцелярии севастопольского градоначальника, члена городской управы. В 1882 г. Евгения Антоновна была подвергнута негласному надзору ввиду обнаружившейся её переписки с Н. А. Желваковым (застрелившим 18 марта 1882 г. в Одессе по приговору "Народной воли" военного прокурора В. С. Стрельникова и казненным вместе с С. Н. Халтуриным). В 1884 г. на её квартире в Петербурге, по сведениям жандармского управления, происходили собрания "Союза молодежи" партии "Народная воля". Дело было прекращено 30 октября 1887 г. ввиду не обнаружения фактических данных к обвинению. В 1887 г. Евгения Антоновна получила медицинское образование со званием женщины-врача. Работала вольнопрактикующим врачом при Севастопольском градоначальстве. В 1920-х гг. совместно с мужем проживала в Севастополе по адресу: ул. К. Маркса, д. 44/46 (в настоящее время улица Большая Морская). Умерла 15 марта 1926 г. от воспаления лёгких и была похоронена на городском кладбище, как указано в записи о смерти. Данный факт уточняет дату смерти Е. А. Горенко, указанную В. А. Черных (1927 г.). Выявленные документы дают возможность верить и надеяться, что фонды архивов хранят ещё много тайн, раскрытие которых со временем ликвидирует "белые пятна" в родословной Анны Ахматовой. Источник: "Генеалогический вестник" N 14. Санкт - Петербург. 2003. Авторы- С.Шевченко, П.Лящук. Материал подготовил Алексей Арзуманов Новые данные о родственном окружении Ф. М. Достоевского. Семья Антония Черняка Не секрет, что Фёдор Михайлович Достоевский - один из самых "великорусских" писателей - своими родовыми корнями теснейшим образом связан с Украиной. Действительно, его отец, Михаил Андреевич, родился на Брацлавщине, в селе Войтовцы под Винницей в семье местного священника. Двадцатилетним юношей он перебрался в Москву, где сумел получить медицинское образование, создал семью и, позже, даже стал кавалером трёх орденов и российским помещиком. По каким-то не совсем ясным причинам отец писателя не любил вспоминать о своём детстве, однако известно, что на родине у него остались шесть сестер - Анна, Фотина. Констанция, Фёкла, Мария, Лукерья и брат "очень слабого здоровья". Брат Лев, бывший однокашник по Шаргородско-подольской семинарии, продолжатель "семейного дела", с 1818 г. служил священником в родных Войтовцах, и, вероятнее всего, умер бездетным около 1830 г. всего лишь сорока лет от роду. К этому времени все сестры братьев Достоевских вышли замуж, причём три из них стали попадьями. Увы, их следы затерялись на просторах Украины, и, когда Михаил Андреевич в конце 1830-х гг. попытался восстановить родственные связи, на его призывы никто не откликнулся. Между тем, сам Фёдор Михайлович, несомненно, не раз мысленно обращался к своим предкам и их родине. Так, например, в самом начале писательского поприща он создает драматическое произведение "Жид Янкель", правда, известное нам лишь по упоминаниям современников, действие которого разворачивается на украинских землях Речи Посполитой. Много позже, уже став зрелым мастером, Достоевский запишет в черновой тетради только что увиденный сон, явно пытаясь ухватить наиболее важные для себя детали: "У отца какой-то семейный праздник, и вошла его старуха-мать, моя бабка, и все предки. Он был рад". Наконец, уже в конце жизни, писатель колеблется, не назвать ли младшего сына Степаном, "в честь родоначальника рода Достоевских".Таким образом, эту тему нельзя обойти современному исследователю: недаром ещё в начале XX в. историк С. В. Любимов считал, что "южно-русское происхождение Достоевского и не совсем утраченные, а скорее заглушённые, его племенные свойства и сочувствия", быть может, способны "объяснить некоторые стороны многогранной и глубокой деятельности великого писателя. И вот теперь, кажется, появилась возможность пролить свет на некоторые "украинские" страницы родословия Достоевского. Дело в том, что ещё со времен М. В. Волоцкого, создателя уникальной в своём роде "Хроники рода Достоевского", в руках исследователей оставалась тоненькая ниточка, связывающая нашего знаменитого писателя с его украинскими родственниками. Один конец этой ниточки тянулся к письму, полученному в далёком 1879 г. самим Достоевским от двоюродной сестры (по линии тётки Лукерьи) - вдовы сельского дьякона Надежды Глембоцкой. Взывая к родственной помощи, Глем-боцкая описала состав семьи деда писателя - священника Андрея Достоевского. Из письма, в частности, следовало, что одна из его младших дочерей, Фёкла, в своё время вышла замуж за священника Черняка. Другим своим концом ниточка родословия вела к известному учёному XX в. - биологу Ф. Г. Добржанскому, утверждавшему, что как раз он и является правнуком Фёклы Черняк-Достоевской. Слава Богу, этой ниточке не суждено было оборваться! Помимо всего прочего, сложность поиска определялась тем, что священник Иван Черняк принадлежал уже не к Подольской, как можно было бы думать, основываясь на свидетельствах о Льве Достоевском и Надежде Глембоцкой, а Киевской епархии! Указанное обстоятельство объясняется тем, что земли Липовецкого уезда, в конце XVIII в. входившие в состав Брацлавского воеводства, а чуть позже - наместничества, в начале XIX в. стали частью Киевской губернии. Впрочем, едва ли не все сёла, которые будут упомянуты в нашем рассказе, располагаются в большей или меньшей близости от Войтовец - родового гнезда ближайших предков Достоевского. Специальные разыскания, проведенные авторами этих строк в российских и украинских библиотеках и архивах, позволяют создать следующую, как нам представляется, не лишённую интереса картину. Больше того, словно по некоему волшебству "из мглы прошлого" проступили лики людей, самая память о которых, казалось, давно уже исчезла. Супружеский союз Ивана и Фёклы Черняков был не так уж и долог (полтора десятка лет отец Иван жил вдовцом), но зато - даже для семьи священника - он был счастлив детьми: их было десять! Увы, судьбы не всех из них нам известны. Трое детей умерло в детстве, след других затерялся. Старшие дочери, Пелагия и Елизавета, вышли замуж, родившийся в 1825 г. сын Пётр, как и отец, стал священником. 17 августа 1867 г. он был определен в село Шаулиху Уманского уезда. Дочь Анастасия обучалась в школе при Киевской духовной семинарии. Судьба младшей дочери, Олимпиады, сложилась трудно: рано потеряв родителей, она не смогла получить никакого образования и до конца жизни так и не узнала грамоты. Около 1860 г. Олимпиада вышла замуж за священника села Кальника Василия Войнарского. Вместе они прожили более тридцати лет. Их внуком и был Ф. Г. Добржанский. Но наш рассказ пойдёт о самом младшем сыне Ивана и Фёклы Черняков - Антонии. Он родился в 1838 г. в Ильинцах, по месту очередной службы отца, и так же, как и тот, как и старший брат, как дядя и дед по материнской линии, был предназначен для священнического служения. Что ж, после воссоединения с православием местное духовенство постепенно превращалось в своего рода касту. Увы, не на пользу ни себе, ни обществу: терялась прежняя связь с дворянским сословием, из которого вышло большинство западно-украинских священников, утрачивался и моральный авторитет у прихожан, бывший столь высоким в периоды гонений на православие. Новые российские порядки, требующие присутствия в каждом приходе дьякона, пономаря и просфорни, чего раньше не было, вели к резкому увеличению численности духовного сословия и, соответственно, новым поборам с крестьянства. Недовольный этим, народ роптал. Священническим детям было весьма затруднительно получить светское образование и далее служить на гражданском поприще. С детства замкнутые в семинарии, они часто возвращались в родные сёла, по выражению архиепископа Могилевского Анатолия (Мартеновского), "какими-то недоученными педантами", не имеющими ни жизненного опыта, ни интереса к народной жизни. Дочери священников вообще могли получить только домашнее образование, и им трудно было отыскать супруга за пределами своего сословного круга. Нашему герою было только пять лет, когда умерла его мать. В девятилетнем возрасте Антоний поступил в Уманское духовное училище, а после - в Киевскую духовную семинарию. С какими чувствами отправлялся он в старинный русский город? Здесь кажется уместным обратиться к воспоминаниям известного украинского писателя Ивана Нечуй-Левицкого. не только однокашника Антония Черняка по семинарии, но и, так же как и тот, сына провинциального священника, "Сельские бабы нарассказывали мне много дивного про Киев, а больше всего про "Льва" (фонтан в Киеве на Подоле <более известный, как "Самсон" -Н.Б., А.Р>), про огромные колокола, да про древние церкви, а отец хвалил Днепр да Лавру. Я до того времени не бывал ни в одном городе и въехал в Киев с разбуженной фантазией, собираясь увидеть все те дива. Однако ни "Лев", ни колокола, ни старинные церкви, ни Лавра мне не понравились. Тёмные древние церкви с их тёмными закоулками и притворами, с гробницами, навеяли на меня грусть. Меня же поразил сам город с его домами и величественный Днепр с зелёными берегами". Учебный корпус семинарии на Константиновской улице (дом 5), что на Подоле, постройки 1828-1830 гг., сохранился до сих пор. Это огромное здание в строгих, можно даже сказать величественных, формах позднего классицизма не могло не произвести впечатления на мальчишку из провинции. Легка ли была ему бурсацкая жизнь? Думается, ой, как тяжела, хотя, по воспоминаниям того же Нечуй-Левицкого, в семинарии (не в пример духовным училищам) не было "ни розог, ни палок, и наука была интереснейшая. Однако старые учителя ничего не делали, давали лекции по книжкам, отмечая ногтем, где читать, а в классе либо отделывались шутками, либо мучили учеников лекциями до самого звонка". По сетованиям того же мемуариста, учебники семинарии были очень стары, те, кто мог, учился по гимназическим. Совершенно выпали из программы классические языки (латинский, греческий). Очень плохо обстояло дело и с математикой. В конце 1858 г. умирает отец, а семинарист Черняк учится ещё только в философском классе. Осиротевшее семейство философа Антония испытывает такую нужду, что он должен поддерживать братьев и сестер частными уроками и даже сдачей комнат жильцам . Несмотря на это, учёба идёт успешно: в 1861 г, Антоний Черняк заканчивает духовную семинарию по 2-му разряду. В священники его рукополагает сам митрополит Киевский Арсений. Первым местом служения о. Антония становится село Даньковка Липовецкого уезда, что на "левой стороне реки Соби, между сёлами Неменка и Дубровинцами, в 2-х верстах от каждого". Ветхая сельская церковь Св. Параскевы по штату 1842 г. была причислена к 7 классу, следовательно, здесь были положены только один священник с жалованием 300 руб. в год и дьячок с жалованием 50 руб. Дьячком с того же 1861 г. стал Константин Розиновский. Жителей в Даньковке было сравнительно немного - на восемь десятков дворов 628 человек, среди них - 9 персон духовного звания, 28 однодворцев, 47 военных. Местным помещиком был Антоний Гаврилович Черномский, совсем недавно, в 1859 г., унаследовавший имение от отца. Стоит отметить, что сам Черномский принадлежал к римско-католической церкви. Это, несомненно, вносило в местную жизнь свои сложности . В таких условиях молодой священник Антоний Черняк развил бурную деятельность. На его попечении оказалось учрежденное в 1861 г. "в доме крестьянском" приходское училище. Надо сказать. что народное образование в то время переживало глубочайший кризис. Причины банальны - как и сейчас, считалось, что есть дела поважнее. Но, благодаря герою нашего повествования, к 1873 г. в местной школе обучалось уже 20 мальчиков и 8 девочек, что было больше, чем в других, даже более крупных селах. Но главным деянием отца Антония в Даньковке стало возведение, при дружной поддержке односельчан, новой деревянной церкви с колокольней, сменивших старые, постройки 1782 г. В награду за эти труды митрополит Арсений удостоил героя нашего повествования набедренником. Стоит только сожалеть, что церковь, имеющая такую историческую ценность, не сохранилась. Ныне на её месте установлен памятник жителям села, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Время пастырского служения Черняка в Даньковке было сложным: после великой реформы Александра II - освобождения крестьян из крепостной зависимости - деревня буквально бурлила, приноравливаясь к новой жизни. То тут, то там вспыхивали бунты крестьян, недовольных разделом земли. Репрессивные меры властей порой были страшны своей бессмысленной жестокостью. А ведь ещё не забылись крестьянские волнения 1855 г. В 1863 г. в очередной раз взбунтовались поляки. Кому же, как не священнику, выпала доля умирять людей, объясняя и доказывая, что жизнь продолжается, что в любых условиях человек должен оставаться человеком, и, каковы бы ни были беды и напасти, землепашец должен пахать свою землю, сеять и убирать на ней хлеб, иначе всё остальное станет уже невозможным. Кажется, именно жажда новых свершений заставила Антония Черняка подать прошение о переводе в село Липовку Киевского уезда (севернее современного районного центра Макарова). 31 мая 1874 г. митрополит Арсений санкционировал перевод, и о. Антоний стал служить в новом для себя месте. Согласно Лаврентию Похилевичу, издавшему в 1864 г. замечательные "Сказания о населенных местностях Киевской губернии", село Липовка лежит "при болотистом ручье Почепин, образующем небольшой прудик с водяною при нем мельницею. На сем месте в прежние времена росло множество лип, давших и название селению". Любовь жителей к пчеловодству также связывалась с давним обилием этого рода деревьев, столь любимых пчелами. Описанная парафия в несколько раз превышала предыдущую; в 216 дворах насчитывалось 1763 жителя (через пять лет, когда о. Антоний будет покидать село, жителей станет уже 2073 человека!). Состав населения, в сравнении с Даньковкой, также был более пёстрым: 24 католика, 27 иудеев, 36 дворян и военных и проч. Местная Покровская церковь была уже 5 класса, к её приходу относились и жители деревень Лозовка, Озёрщина, Королевка Николаевская. С 1857 г. дьячком числился Евфимий Грибин, имевший четырёх детей, обязанности просфорни с 1871 г. исполняла вдова Александра Рейваховского. При церкви также жили вдова умершего пономаря Ивана Стретовича с двумя детьми, да еще семеро детей бывшего священника Саввы Мизорницкого. Забота обо всех этих людях легла на плечи о. Антония. Так же, как и в Даньковке, здесь действовала церковная школа, где под руководством отставного солдата Василия Ведерникова обучалось 25 мальчиков и 5 девочек. Трогательно читать в старинной описи, что, кроме обязательных религиозных книг, в школьной библиотеке насчитывалось ещё 12 книг "для чтения предписанных разного содержания". Быть может, были среди них и рассказы Достоевского, например, отрывок из романа "Преступление и наказание" под названием "Раздавили! Человека раздавили!" из серии "Детское чтение" (том IV, книга VIII), изданной в Петербурге в 1870 г. Церковное здание, построенное во 2-ой половине XVIII в. тщанием помещика Игнатия Трипольского, здесь же погребённого, давно пришло в ветхость. Не удивительно, что предшествующий священник. Павел Каковский, ставил вопрос об обновлении храма и колокольни. В 1875 г. это удалось осуществить Антонию Черняку. Увы, и эта постройка, столь интересная историей своего сооружения, не сохранилась. 23 июня 1879 г., передав приход священнику Василию Абрамовичу, по резолюции нового митрополита, Филофея, о. Антоний " с повышением" переводится в обширное село Самгородок Бердичевского уезда Киевской губ. Это был самый большой приход в судьбе нашего героя: 325,5 дворов, 2595 жителей, среди которых 662 католика, 464 иудея, 12 дворян, 131 военный и 18 лиц духовного звания. Сам городок известен с начала XVII в. Расположенный возле печально известного Чёрного шляха, наряду с Кучманским - основного пути вторжения крымцев, он очень сильно пострадал от набегов непрошеных гостей. Сельская церковь Иоанна Богослова, причисленная к 5 классу, была сравнительно нова- 1851 г., колокольню возвели ещё позже-в 1866 г. Документы свидетельствуют, что авторитет о. Антония в округе был весьма значителен. С 1880 г. он входит в состав благочинного совета, в 1883 г. его награждают скуфьею Священного Синода. Увы, долго служить в Самгородке Антонию Черняку было не суждено. В 1880 г. он сильно простудился, и перенесённая болезнь слишком сказалась на организме отнюдь не старого человека. Вероятно, дали себя знать перенесённые в юные годы тяготы жизни. Следующая болезнь, 1883 г., оказалась роковой: осень и зиму о. Антоний почти не вставал с постели. С 1884 г. к воспалению лёгких присоединилась сердечная недостаточность. На этом фоне больного поразил инсульт с параличом правой половины тела и полной утратой речи. 3 октября 1884 г. священник Антоний Черняк скончался на руках супруги Анисии Фёдоровны и дочери "на выданье" Леониды. Ему было только 46 лет. Невольно вспоминается грустная фраза из воспоминаний дочери писателя Любови Фёдоровны: "Достоевские не достигают глубокой старости…".Сколько затаённой тревоги и тяжких раздумий о собственной судьбе в одной только строке! В некрологе Антония Черняка, написанном с большой теплотой священником Петром Бутовским из села Овсяники, как отличительные черты почившего отмечаются ревностное исполнение пастырских обязанностей, аккуратность, гостеприимство и приветливость. Нам не известны портреты этого человека, однако, стоит прислушаться к фразе из уже упомянутого письма Надежды Глембоцкой: "Увидя как-то Ваш портрет, - пишет она Достоевскому, - и узнав, чей Вы сын, я теперь совершенно убеждена, что Вы мне не чуждый человек, а очень близкий родич". Что за портреты могла видеть Глембоцкая? Скорее всего, - это литография П. Ф. Бореля с фотографии М. Туликова 1862 г. Очень похож на писателя, особенно в семипалатинский период его жизни, был и Ф. Г. Добржанский. Можно думать, что и Черняки во многом сохранили родовые признаки Достоевских, благодаря чему и их облик был весьма близок к облику самого Фёдора Михайловича. В это тем легче поверить, что современниками (Страховым, Починковской, Александровым) неоднократно отмечались простонародные черты лица писателя, бросающиеся в глаза при первой встрече и лишь потом как бы "компенсируемые" незабываемым впечатлением от его глаз, его разговора, его общения. Писателю Владимиру Поссе Достоевский вообще показался простым мужичком "из захудалой белорусской деревушки", "украинского села" - добавили бы мы, думается, ничуть не умаляя тем самым достоинства одного из крупнейших русских писателей. Священническое служение о. Антония продолжилось в его сыновьях. Их было трое, и все стали священниками. Наиболее яркой фигурой среди них можно считать старшего сына, Николая (р. 1862). Как свидетельствуют ведомости духовной семинарии, опубликованные в Епархиальных ведомостях, он весьма успешно учился. Так, например, 22 июня 1884 г. он был I разрядом переведен в 5 класс. В это же время Христофор Черняк, погодок старшего брата, II разрядом переводится в 4 класс. Увы, самый младший из братьев - Георгий, первоклассник Киевского духовного училища, явно отстаёт: он вынужден явиться на переэкзаменовку по русскому языку. В 1895-1902 гг. мы видим Николая Черняка уже священником Троицкой церкви села Должок Липовецкого уезда. Отец мог бы гордиться таким сыном: в 1895 г. о. Николай удостаивается архипастырского благословения за ревностные успехи по службе, 27 ноября 1896 г. он получает денежное вознаграждение как священник-законоучитель местной церковной школы, а 6 мая 1897 г. награждается набедренником города Киева. В 1904 г. Николай Черняк уже священник в маленькой деревеньке Троща к югу от Липовца, с 1908 по 1914 гг. - служит в селе Дергановке Бердичевского у., что несколько восточнее Казатина. В это время он посещает семейство своей двоюродной сестры - Софьи Васильевны Войнарской, в замужестве Добржанской. "Я помню его как высокого и очень здорового человека с большой энергией и энтузиазмом, во время визита к нам в Немиров приблизительно в 1910 г. ", - много позже продиктует в своих воспоминаниях Ф. Г. Добржанский. Увы, это впечатление оказалось обманчивым: "10 марта 1914 г. Николай Черняк, священник с. Дергановки Бердичевского у., уволен за штат, согласно прошению и по болезни". После этого его следы теряются. Здоровье второго сына оказалось ещё более хрупким: Христофор Черняк, священник села Талалай Бердичевского уезда, скончался 9 июля 1897 г. всего 35 лет от роду. Меньше, чем за год до этого, 28 ноября 1896 г., только что окончивший Киевскую духовную семинарию Георгий Черняк определяется священником в село Великую Салтановку Васильковского уезда, его рукоположение состоялось 16 марта 1897 г. С 16 января 1902 г. о. Георгий служит уже в селе Булаи Бердичевского уезда, в нескольких верстах южнее села Талалай. Его присутствие прослеживается здесь вплоть до 1915 г. Что-то стало с ним в бурное время революции? Закономерен вопрос: знали ли герои нашего повествования о своём родстве с великим писателем? Со всей определённостью можно ответить: да! Наша уверенность базируется на свидетельствах Ф. Г. Добржанского, бабка которого помнила девичью фамилию своей матери. Его свидетельства согласуются с письмом Н. Е. Глембоцкой, о существовании которого Добржанский, скорее всего, ничего не знал. Упомянутое письмо, отправленное в адрес редакции "Отечественных записок", говорит и о том, что украинские родственники следили за публикациями писателя. Куда сложнее ответить на вопрос, знал ли Ф. М. Достоевский о семействе Черняков? В любом случае, ему нечего было стыдиться своих украинских родственников. Они твёрдо стояли на своей земле и честно делали свое дело. Заключая наш рассказ о них, стоит процитировать фразу из статьи знаменитого русского генетика Н. К. Кольцова с характерным названием "Родословные наших выдвиженцев": "Рассмотренные нами генеалогии убеждают нас, что русский народ обладает очень хорошими генами. Не из отобранных слоев…аристократии и крупной буржуазии вышли Горький, Шаляпин и Есенин, а из глубины народных масс... Их генотипы - лишь счастливые комбинации генов, широко рассеянных в массах русского народа". Разумеется, священников, даже провинциальных, нельзя отнести к широкой народной массе, скорее - это разночинная интеллигенция того времени. На Украине она, кроме того, была в определённой мере связана с дворянством. Сохраняющее в своей среде древние традиции книжной культуры российское духовенство было способно поставлять "кадры" и для сугубо светских сторон жизни развивающегося общества - науки, политики, искусства. Вспомним, что именно "священническими детьми" (или внуками) были такие государственные деятели, как Михаил Сперанский, такие учёные, как физиологи Николай Введенский и Иван Павлов, экономист и философ, один из основоположников кибернетики, Александр Богданов (Малиновский), богослов, оставивший также замечательные работы по физике, архитекторы Иван Зарудный, Василий Баженов, Иван Григорович-Барский, писатели Михаил Булгаков, Николай Лесков и Иван Нечуй-Левицкий, криминалист Пётр Семеновский, врачи-психиатры Иван Сикорский и Дмитрий Аменицкий, ныне составляющие гордость отечественной культуры. Думая обо всех этих людях, как-то очень ясно ощущаешь связь Достоевского с его землёй, его родом, благодатным образом объединившим в себе великорусские, белорусские и украинские корни. Источник: "Генеалогический вестник" N16. Санкт – Петербург. 2003. Авторы – И.Богданов, А.Роговой. Материал подготовил Алексей Арзуманов ВЕДУЩИЙ РАССЫЛКИ: АЛЕКСЕЙ АРЗУМАНОВ РЕДАКТОР: ВАЛЕРИЙ ПЕТРОВ ОПИСАНИЕ РАССЫЛКИ Московские генеалогические новости и занимательная генеалогия. НАШИ КООРДИНАТЫ ИНСТИТУТ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Адрес: 119048, Москва, а/я 567, Телефон: (095) 248 19 90, 512 6458 секр. Сайты: www.rpri.ru; www.geno.ru; www.famclan.ru E-mail:likvesty@yandex.ru, lbg@hotbox.ru
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Адрес подписки |
Отписаться |
В избранное | ||