Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как сделать рекламу эффективной? Только проверенные факты.


ПРОДВИЖЕНИЕ ЧЕРЕЗ «ЗАКОШМАРИВАНИЕ» БИЗНЕСА ИЛИ КАК ВЫЖИТЬ В КРИЗИС

 

Чем мне нравится финансовый кризис, так это тем, что только в кризис можно в очередной раз столкнуться с невероятной смекалкой русского человека. Чем мне не нравится финансовый кризис, так это тем, что у некоторых страх перед неминуемым увольнением или сокращением, страх перед гибелью бизнеса становится слишком сильным. А человек, испытывающий слишком сильный страх, начинает придумывать какие-то решения, которые помогают ему этим страхом поделиться с другими. Такая «дележка страхами», если верить психологам, ослабляет внутреннее напряжение, но увеличивает внешнее. Особенно если «дележка страхами» становится основой для рекламы или продвижения. Попросту говоря: оказывая давление на клиента через его страхи, рекламист не улучшает, а ухудшает отношение с внешним миром, с клиентами компании, решая за счет клиента свои психологические проблемы.

Умение использовать актуальные для СМИ темы для собственного продвижения – это азы маркетинга. Например, в момент кризиса все становятся антикризисными менеджерами. И это при том, что наукой доказано, что способностями к этому виду деятельности обладают от 1-2 до 5-7% людей. И еще не все они занимаются бизнесом. Так что можно сказать, что, несмотря на скепсис отдельных представителей бизнеса по поводу того, есть ли в России настоящий маркетинг, азы маркетинговой деятельности наши предприниматели уже освоили.

Но меня до сих пор поражают рекламные решения, играющие на страхах населения. Я как-то уже писала на эту тему, что раскачивание страхов у потребителя может отвернуть его от продукта. Игру со страхами используют, к примеру, для демаркетинга продукта (когда товар пора выводить с рынка, а название бренда не хочется скомпрометировать). Так что использовать эту технологию для укрепления позиции на рынке надо очень осторожно. Все-таки страх редко мотивирует на достижение чего-то, обычно он мотивирует на избегание того, чего боятся. И если рекламируемый товар начинает ассоциироваться с каким-то видом страха, его будут избегать точно так же, как избегают всего, что связано с пугающими моментами жизни.

И все же некоторые виды смекалки наших рекламистов в области использования страхов клиентов в рекламе могут развеселить кого угодно. Видимо, от отчаяния, а может, от поверхностного понимания, как именно надо использовать модные информационные тренды для продвижения себя, любимых, порой рекламисты порождают такой «креатив», что хоть стой, хоть падай.

В последнее время, к примеру, в телемаркетинге стало популярным запугивать секретарей ОМОНом, налоговой полицией и прочими «страшилками» современного российского бизнеса. Видимо, пока незабвенный ВВП разглагольствует о том, что «бизнес кошмарить не дадим», кто-то усиленно пользуется этим инфотрендом для собственного продвижения. На фоне бесконечных слияний, поглощений, кризисных продаж предприятий за долги, наверное, это является вполне работающим механизмом, позволяющим агенту на телефоне обойти секретаря и получить возможность отправить прайс не на общий ящик компании, а конкретному человеку.

Выглядит все это очень просто. Звонит некий агент по продажам, очевидно, какого-то бухгалтерского софта или рекламного места в каком-нибудь адресном справочнике, и просит ответить на вопрос, который является коммерческой тайной предприятия. Нормальный секретарь или менеджер, безусловно, отказывается отвечать. Тогда человек на том конце провода просит срочно переключить на бухгалтера, убеждая, что если этого не последует, «к вам в офис через час приедет налоговая полиция». И только этот волшебный человек на проводе, который, как правило, представляется довольно неопределенно, может вас от этой напасти спасти.

Конечно, человек здравомыслящий отнесется с юмором к такому звонку. Но, думается мне, что в России этот «телемаркетинговый» ход вполне способен попортить нервы если не секретарю, то хотя бы искомому специалисту компании (системному администратору или бухгалтеру).

Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Известно же, что в момент кризиса, в первую очередь, загибаются наименее эффективные предприятия. И уровень предсмертной агрессии «продажников на телефоне» этих компаний все же, на мой взгляд, зашкаливает.

Вспоминается по этому поводу интервью одной телезвезды, которой задали вопрос о том, почему ей нравится тратить много денег на шоппинг в Милане, и почему не нравится покупать одежду в России. Популярная личность сказала, что после выхода из российского магазина чувствует себя лопухом, которому агрессивно впарили то, что ему не нужно, нажав на больные места. После выхода из итальянского магазина ты чувствуешь, что тебе честно сказали, что тебе подходит, что – нет, и ты выходишь с покупкой, которая тебе точно пригодится. По большому счету, продажи в России пока больше похожи на шантаж или агрессивное впаривание, на вымогательство денег у покупателя, а вовсе не на то, чтобы удовлетворить покупателя и стимулировать его прийти еще раз.

Хотелось бы, чтобы компании, которые действительно хотят пережить кризис, не набрасывались на потенциальных клиентов с давлением на все возможные больные места. Взаимодействие с чиновничеством – это действительно очень больное место отечественного бизнеса. Хотелось бы, чтобы люди нашли в себе силы, играя в открытую, научиться продавать или позиционировать товар так, чтобы не приходилось прибегать к методам, которые в лучшем случае можно квалифицировать как телефонное хулиганство, в худшем – как шантаж и запугивание. Может, самим «хулиганам» становится легче жить: они думают, что изобрели некое средство, которое помогает проходить «секретарский барьер» и получать доступ к принимающим решение людям. Вот только в то, что с таким подходом к продажам и продвижению можно выжить в кризис, я все-таки сильно сомневаюсь…

 

 

 

АНОНС

В практике нашего агентства иногда бывают ситуации, когда на запросы журналистов у нас не хватает квалифицированных экспертов. Поэтому мы решили создать систему опроса экспертов по разным темам, которая позволит вам получать упоминания в СМИ, а нам закрывать темы, по которым у нас недостаточно экспертов.  На данный момент имеются открытые запросы от журналистов: подключившись к системе, вы можете начинать работать с прессой уже сейчас. Подробнее>>

Автор статьи: Людмила Исковских, PRStudio

P.S. Перепечатка статей возможна без письменного соглашения с обязательным указанием источника цитирования. Цитирование новостей в интернет-изданиях частично или полностью возможно при наличии активной ссылки на сайт www.prstudio.ru

 


В избранное