Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как сделать рекламу эффективной? Только проверенные факты.


ХИТРОСТИ БРЕНДИНГА: НАЧАЛО ЦИКЛА

ВЫПУСК 70

[В связи с существенным перегрузом агентства проектами мобильного маркетинга и комплексными проектами репозиционирования брендов, в ближайшее время рассылка будет перепечатывать материалы наших семинаров. Следующие несколько выпусков будут посвящены психологическим методам управления процессами создания бренда, репозиционирования, лечения бренда. Все данные основываются на результатах реальных проектов. Однако не всегда мы имеем право называть имена и даже профиль деятельности наших клиентов, поскольку такие проекты имеют прямое отношение к стратегическим вопросам развития бизнеса и являются дорогостоящей коммерческой тайной. Некоторые примеры гипотетические].

***

Брендинг - относительно молодое направление бизнес-практики для России. Отсутствуют системные представления об этом виде деятельности, нет четких "правил игры" в брендинг. Даже нет четкого представления о том, что такое "бренд", "брендинг".

По этой причине очень часто компании, пытающиеся популяризировать свой товар или услугу, попадают в самые непредвиденные обстоятельства. Реклама не дает эффект, вложенные в раскрутку бренда средства не возвращаются. По рекламе приходят совершенно не те люди, которых хотелось бы видеть в числе клиентов.

Кроме того, на многих рынках растет конкуренция. Появляются сильные игроки с продуманными рекламными ходами, с качественным и конкурентноспособным товаром или услугой. Ценовая конкуренция на таких рынках перестает быть действенным маркетинговым инструментом. Ведь уровень цен у всех конкурентов становится более или менее одинаковым.

Простые методы информирования (реклама в справочнике, реклама с прямым описанием товара или услуги) становятся мало эффективными в такой ситуации.

Появляется потребность в использовании комплексных методов управления имиджем торговой марки. А психологическая наука и практика имеет достаточно проработанный арсенал методов, позволяющих решать вопросы создания и поддержания  бренда.

Один из наиболее эффективных методов раскрутки и поддержания бренда, который позволяет создать устойчивую популярность торговой марки - метод психологического сегментирования. Этот метод входит в арсенал методов интерактивной рекламы, и называется психологической сегментацией целевых аудиторий.

Метод разработан сотрудниками агентства PRStudio совместно с МГУ им. Ломоносова, Институтом психологии РАН, адаптирован на практике в ряде проектов.

Метод психологического сегментирования: в чем новизна подхода?

Создание и перепозиционирование бренда невозможно без исследования потребителей и выделения среди них целевых аудиторий своего товара или услуги.

Традиционная реклама опирается на социально-демографические и социологические данные. Обычно эти данные содержат информацию о том, какого пола, возраста, социального статуса представители целевой аудитории. В некоторых случаях социологические исследования позволяют выделить типы потребительского поведения. Но в целом, эти данные довольно поверхностны, и не дают главного знания. По ним нельзя судить о причинах того или иного потребительского поведения, о реальной потребительской мотивации. Обычно это просто данные о статической взаимосвязи между товаром и некоторыми типами поведения потребителей.

Интерактивная реклама строится на социально-психологических данных о потребителе. Эти данные более глубинны, они позволяют изучать истинные, а не декларируемые мотивы поведения потребителей.

Отличие истинных и декларируемых потребительских мотивов

Не каждый человек способен признаться, почему на самом деле он покупает какой-то товар. И наши потребители - это не всегда те люди, у которых много (или мало) денег, конкретного возраста или определенного пола. Меломаны не имеют пола и возраста. Они есть среди мужчин и женщин, среди молодых и старых, среди богатых и бедных. Меломаны отдают последние (и немаленькие) деньги за все, что позволяет им услышать любимую музыку в лучшем качестве. Заядлые автомобилисты могут, несмотря на недовольство родственников, иметь дома убогую обстановку и все деньги тратить на тюнинг своего автомобиля. Дамы на диете обожают тайком покупать сладости (замечено, что во время вынужденной диеты представительницы прекрасного пола чаще покупают сладости).

Все эти люди получают массу претензий и негативных отзывов со стороны друзей и родственников. Их "фанатизм" и не всегда оправданные траты на любимый товар вызывает огромное недовольство окружающих. Потому они вынуждены постоянно придумывать оправдания.

Эти оправдания часто ложны. И такие люди никогда не признаются в истинных причинах покупки. Эти истинные причины надо изучать специальными психологическими методами.

Скажем, человек покупает себе ноутбук вместо настольного компьютера и объясняет это тем,  что, мол, на ноутбуке он будет меньше играть, и больше работать. При этом выбирает конфигурацию такую, которая избыточна для его повседневной работы, но достаточна для игр. Попробуйте ему намекнуть, что, сменив настольный ПК на ноутбук, он не станет меньше играть в компьютерные игры. Он долго не будет соглашаться (если согласится вообще).

Другой пример. Женщина покупает косметику "как у подруги" не потому, что самой нравится эта марка, а потому, что завидует красоте подруги. Попробуйте в прямом опросе спросить: "Вы когда-нибудь покупаете косметику из зависти подругам?". В 99% случаев получите отрицательный ответ. А на деле количество женщин, которые регулярно покупают косметику "из зависти", может быть столь большим, что реклама с аккуратным "обыгрыванием" этой мотивации может дать потрясающий эффект.

Для того чтобы понять, какова истинная мотивация ваших потребителей и какие типы такой мотивации наиболее распространены среди них, и нужны социально-психологические методы изучения потребителей. Одним из таких методов является психологическая сегментация целевых аудиторий.

Социально-психологические исследования потребителей позволяют приблизиться к более глубинным мотивам, к причинам потребительского поведения, прогнозировать и предсказывать его.

***

Автор статьи: Людмила Исковских, PRStudio


Рассылки PRStudio на Subscribe.Ru
Как сделать рекламу эффективной? Только проверенные факты.
Проверенные методы эффективной рекламы. Особые предложения
Призы за участие в акциях: только проверенные предложения

В избранное