Египет полон загадок и тайн, пирамиды, фараоны, великий Сфинкс. Наряду с известными на весь мир фараонами – Тутанхамоном, Хеопсом, Джосером и т.д., в истории этой древней страны с богатой историей смогли оставить свой след и женщины – Клеопатра, Нефертити.
На сегодняшний день бюст Нефертити это одно из самых известных произведений древнеегипетского искусства, выполненного в амарнском стиле. Бюст представляет собой стилизованный портрет Царицы Нефертити, которая была супругой фараона Эхнатона, который вошел в историю благодаря ряду инновационных реформ, его правление пришлось на период с 1351-1334 гг. до н.э. В настоящее время бюст Нефертити выставлен в качестве экспоната в Новом музее, в Берлине.
Специалисты спорят о происхождении царицы, о том, из какого рода она была, однако для обычных людей более интересными являются споры о подлинности знаменитого артефакта. Они ведутся уже давно, и последний тяжелый удар по защитникам версии его аутентичности нанес швейцарский искусствовед Анри Стирлин (Henri Stierlin), безапелляционно заявивший о подделке.
Давайте узнаем какие у него аргументы …
Годом рождения царицы Нефертити принято считать 1370 год до н.э. В возрасте 12 лет, ее отец продал Нефертити в гарем фараона Аменхотепа III. После смерти фараона, по существовавшей тогда традиции, гарем вместе с наложницами перешел к его преемнику Аменхотепу IV, который вошел в историю под именем Эхнатона.
Молодой фараон, так проникся неземной красотой юной наложницы, что предложил ей стать своей женой и своей сопровительницей. Как уверяют историки, царица Нефертити обладала точно такой же властью, как и ее супруг, она не только управляла вместе с ним страной, она была идейной вдохновительницей царя, побуждающей его действовать и проводить реформы, которые затронули все сферы жизни Древних Египтян.
На двенадцатом году правления Царицы, ее имя внезапно пропадает из всех официальных документов – исторических источников, вместо этого все чаще упоминается одна из шести ее дочерей – Меританен. По этому поводу мнения египтологов разделяются.
Согласно одной версии, Нефертити попадает в опалу из-за того что она так и не смогла родить Царю наследника мужского пола, а фараон вынужден был второй раз жениться на простолюдинке, которая и родила ему долгожданного сына.
Согласно второй версии перед своей смертью Эхнатон полностью передал бразды правления в руки своей супруги, и она правила страной от его имени. В пользу этой версии говорят и изменившиеся к концу жизни изображения Эхнатона – он все больше становится похожим на женщину.
Кроме того, археологами были обнаружены фрески, на которых царица Нефертити изображена с регалиями фараонов. В свойственной им манере она занимается казнью преступников – пронзает кинжалом одной руки, в то время как втора держит за голову.
Руководитель археологической экспедиции Людвиг Борхардт на раскопках в Амарне, 1912 год. Справа: брат короля Саксонии, герцог Иоганн-Георг рядом со своей второй женой, герцогиней Марией Иммакулой. По странному совпадению, прибытие уважаемой делегации совпало с обнаружением бюста – все произошло 6 декабря 1912 года.
В 1912 году немецким археологами, во главе с Людвигом Борхардтом проводились раскопки одного из разрушенных городищ, которых очень много на территории современного Египта. По предположениям специалистов, они раскапывали мастерскую, принадлежавшую царскому скульптору. В один из дней, археологами среди кирпичной пыли была замечена часть скульптуры. После многочасовых попыток осторожно вытащить ее из песка и обломков кирпичных стен дома, историки смогли увидеть, что их находка это бюст женщины в натуральную величину, выполненный из известняка и с великолепно сохранившимися красками. Лицо женщины имело нежный овал, прекрасно очерченный пухлый рот, великолепные глаза в форме миндалин, прямой нос. Левый глаз слегка оцарапан и видимо из-за этого дефекта и выпал глаз, который хорошо сохранился с правой стороны. Правый глаз представляет собой вставку из горного хрусталя с небольшим зрачком из черного дерева. Синий парик, довольно высокий, обвит небольшой золой повязкой, которая украшена драгоценными камнями. По предположениям археологов, раньше на лбу бюста располагалась урей – символ царской власти в виде священной змеи.
Высокие скулы, миндалевидные глаза, чувственные губы, лебединая шея, – среди всех древних красавиц, пожалуй, лишь Нефертити столь точно соответствует современным представлениям о прекрасном. Поражают не только свежесть красок, но и непреходящая современность того эстетического идеала, который утверждает бюст супруги фараона Эхнатона, выставленный в Берлине. Поражают столь сильно, что уже не в первый раз возникает вопрос: а действительно ли этому бюсту 3400 лет?
Бюст Нефертити изготовлен из известняка, покрыт гипсовой штукатуркой и полностью окрашен. Имеются незначительные повреждения: левый глаз не инкрустирован, одно ухо царицы немного отломано, имеются сколы и повреждения на головном уборе. Высота бюста – 48 см.
Несмотря на всю тщательность поиска, Борхардт так и не нашел инкрустацию второго глаза и отмечал позже, что «никаких следов склеивающего вещества не было обнаружено в глазнице. »Внутренняя поверхность глазницы выполнена тщательно и не была предназначена для инкрустации». То, что в левой глазнице, никогда не было инкрустации, подтвердило полноценное обследование, проведенное учеными Берлинского музея.
Также, учитывая, что бюст Нефертити не относится к числу поздних работ Тутмоса, отпадает версия о том, что он не был незавершенным. Скорее всего, отсутствие одного глаза имело под собой магическую причину.
Вообще, скульптур, найденных экспедицией во время раскопок, было несколько. На фото: гранитная голова Нефертити. В отличие от известного бюста царицы, поражающего своим современным видом и выпадающим из канонов древнеегипетского искусства, этот портрет никаких подозрений не вызывает.
Из-за гранитной эрозии очертания лица сделались нечеткими. Степень эрозии показывает, что этой скульптуре не одна тысяча лет. Подделать эрозийное разрушение практически невозможно.
Датировать цветной бюст Нефертити традиционными для археологов естественно-научными методами сложно, поскольку он сделана из камня. Однако критический анализ все же возможен. Его основные моменты изложены в книге Анри Стирлина, вышедшей в 2009 году, “Бюст Нефертити – египтологическое надувательство?”
Какие весомые аргументы приводит автор?
Первый – подозрительная идеальная сохранность находки. Считается, что условия пребывания бюста Нефертити в земле были просто идеальными, что вызывает соответствующие вопросы. Конечно, существуют хорошо сохранившиеся даже мумии, например, найденные там же, в Амарне. Но они находились в замурованных захоронениях в каменных гробницах, без доступа воздуха, с неизменными уровнями влажности и температуры. А так называемая мастерская Тутмоса, где был обнаружен бюст царицы, находилась на открытом воздухе. Очевидно, что в ней условия пребывания скульптурных изделий были совершенно иные, намного более разрушительные.
Более того, город Амарна, или Ахетатон, стоял на пологом берегу Нила, и мастерская Тутмоса находилась примерно в 150-200 метрах от воды. Во время периодических паводков (до 7 метров высотой) водой заливалась вся территория. Все изделия, которые якобы нашли в этой мастерской, включая цветной бюст, в это время должны были находиться если не в воде, то в очень влажном грунте. Во время своего обнаружения бюст Нефертити лежал глубоко в песке на самом берегу реки. Как можно поверить в то, что он пролежал в таких условиях 3360 лет и при этом остался практически невредимым?
Фото 7.
Для сравнения. Слева – подлинная скульптура головы Нефертити. Мы хорошо видим каково естественное разрушение известняка в реальности. Артефакт найден в Амарне, высота – 36 см.
Знаменитый же бюст Нефертити вообще не имеет следов контакта с грунтом. Гипс является довольно мягким материалом, поэтому удивительно, что на портрете царицы нет ни одной царапины, ободрано лишь ухо, чуть пострадало основание скульптуры…
Фото 8.
Древнеегипетская скульптура всегда выполнена с чрезмерным запасом устойчивости, это ее чуть ли не главный признак. Любой мастер Древнего Египта чувствовал распределение тяжести в своем творении, и никогда не делал нечто воздушное, легкое и неустойчивое. Всё творилось на долгие века, статуи не должны были опрокинуться от случайного легкого воздействия. Бюст Нефертити входит в противоречие с этими традициями, центр тяжести у него сильно смещён вперёд, отчего скульптура получилась крайне неустойчивой. Чтобы решить эту проблему, при установке в берлинском музее в ее основание вмонтировали два металлических штифта. Интересно, а как бы Эхнатон у себя во дворце монтировал бюст своей любимой супруги?
Слева: рентгенограмма бюста. Справа: при увеличении хорошо видно наложение двух слоев гипса различной плотности. Очевидно, это было нужно, чтобы привести скульптуру хоть к какому-то равновесию. Видно, что сначала был наложен менее плотный гипс, но фигура осталась неустойчивой. Тогда был добавлен новый, более плотный слой гипса. Бюст стал более устойчивым, но явно недостаточно: при небольшом толчке фигура потеряла бы равновесие.
Одна из бросающихся в глаза особенностей фигуры – вертикально отсечённые плечи. Ни одна древнеегипетская скульптура не имеет такой формы, они всегда заканчивались либо шеей, либо делались по пояс или в полный рост. На лицо несоответствие канонам.
Далее. Все профессиональные археологи ведут журнал, куда записывают сведения о найденных ценностях: где, когда и как они были обнаружены. Описывается внешний вид, прилагаются фотографии или их зарисовки и так далее. Журналы экспедиции Борхардта сохранились, но упоминаний о прекрасной и удивительной находке в них нет. Как нет в архивах и специального разрешения, которое выдает египетская сторона при вывозе археологических находок за пределы страны.
Отсутствие первичной информации о скульптуре, естественно, настораживает исследователей, однако дальше эта история становится еще более странной. После того, как скульптуру видел герцог Саксонский, приехавший на раскопки точно в день ее находки, она исчезает из поля зрения ученых и общественности на долгие 11 лет. Оказывается, всё это время скульптура просто хранилась у Джеймса Симона, который спонсировал экспедицию. Возможно ли такое, если речь идет о сенсационной археологической находке?
Берлинский писатель Эрдоган Эрчиван в своей книге «Утраченные звенья археологии» не мелочится: сразу сто знаменитых археологических сокровищ (среди них, скажем, и сокровища Трои, хранящиеся ныне в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве) он «разоблачает» как подделки. Глава о Нефертити – из числа наиболее скромных в этой книге. По мнению Эрчивана, за подделкой стояла не злая воля Борхарда, а желание испробовать свои силы: насколько он в состоянии воспроизвести древние образцы? Эрчиван полагает также, что моделью для Борхарда служили не только древние изображения, обнаруженные им в мастерской скульптора Тутмоса (подлинность многочисленных изображений Нефертити из гранита, мрамора, нефрита и других камней не вызывает сомнений), но и собственная жена немецкого археолога. Автор книги утверждает, что бюст «несет на себе отпечаток сходства» с мадам Борхард. Аргументация другого разоблачителя – французского писателя и фотографа Андре Штирлина – во многом совпадает с аргументацией Эрчивана, но содержит куда больше научных и исторических деталей. Так, он предполагает, что Борхард реконструировал облик Нефертити, чтобы продемонстрировать, как выглядели древние украшения: известно, что он надевал на бюст свои ювелирные находки. При реконструкции он пользовался теми красками, что были им обнаружены на стенах египетских усыпальниц.
Тесно сотрудничал Борхард и с египетскими мастерами подделки: этот промысел процветал на потребу туристам уже в XIX веке. Цель у археолога была, правда, благородная: научиться отличать подделки от оригиналов. Тем не менее, именно из его рук попала в Египетский музей «древняя» стелла, которая лишь несколько лет назад была опознана экспертами как подделка. В случае Нефертити Борхард, как предполагает Штирлин, изначально не хотел выдавать свою подделку за оригинал. Но красочный бюст привел всех в такой восторг, что история обрела собственную динамику… Эксперты берлинского Египетского музея во главе с его директором, профессором Дитрихом Вильдунгом отвергают все предоложения о том, что речь может идти о подделке. Они ссылаются как на многократные исследования древней статуи, так и на исторические документы. А началось все еще в 1906 году, когда Немецкое Восточное Общество приобрело права на ведение раскопок в окрестностях эль-Амарна, предполагаемой древней столицы фараона Эхнатона – Ахетатона. Финансировал раскопки берлинский меценат Джеймс Саймон, богатый торговец хлопком, при этом – страстный патриот Пруссии и не менее страстный любитель древностей. Осенью 1912 года были начаты раскопки в квардрате P 47, обозначенном в плане археологов как развалины жилого дома. Под слоем песка обнаружили мастерскую придворного скульптора Тутмоса. Красавица Нефертити царила безраздельно в мастерской художника: ее изображения были обнаружены во всех мыслимых видах: от миниатюрной деревянной фигуры до знаменитого бюста. «Бюст царицы 47 сантиметров в высоту. В высоком срезанном сверху парике, перевязанном посередине широкой лентой. Краски – как будто только что нанесены. Превосходная работа. Описывать бесполезно. Надо видеть…» – такую запись сделал в своем дневнике 6 декабря 1912 года Людвиг Борхард, археолог и атташе по вопросам науки при прусском консульстве в Каире. В 1913 году драгоценная находка была привезена в Германию, где хранилась затем в разных музеях. С некоторых пор царица покровительствует Музейному острову, весьма эффективно «лоббируя» его интересы. Скажем, финансирование восстановления Нового музея в Берлине было в свое время утверждено под лозунгом создания «дома для Нефертити». В общем, египетская царица – хороший повод для сенсаций. Как сказал профессор Вильдунг: «Красивая женщина и скандал: это всегда хорошо продается».
По сей день продолжается спор между египетским правительством и руководством музея в Берлине, по поводу окончательного решения вопросов собственности по отношению к этому историческому памятнику. В Египте на плато Гизы в самое ближайшее время планируется проведение выставки, на которой будут представлены различные древнеегипетские скульптуры и портреты со всего мира, и как ожидается, бюст Нефертити должен стать главным событием и достопримечательностью.
Бюст Нефертити вызывает точно такой же ажиотаж и разжигает конфликты в сердцах современных ученых, как и сама Царица, с которой он лепился. Даже психологи, по многочисленным историческим источникам того времени не могут дать однозначного ответа, кем же на самом деле была Великая Царица Верхнего и Нижнего Нила. С одной стороны факты, говорят о том, что она являлась послужной женой, бывшей наложницей в гареме фараона, своего супруга Нефертити любила сверх меры и в ответ получала неимоверное количество любви. Об этом говорят и многочисленные фрески и портретные изображения правящей пары и то, что фараон во всем прислушивался к своей молодой жене и даже сделал ее своей сопровительницей.
С другой стороны историки все чаще приходят к выводу, что Нефертити, на самом деле не обычная простолюдинка, проданная бедняком отцом в гарем, а родная сестра Эхнатона, на которой ему пришлось жениться из политических соображений. Большинство египтологов уверены, что царица, обладала деспотичным характером, ненавидела своего мужа, который на протяжении всего замужества продолжал любить Кийю, в последующем он все-таки на ней женился. К тому же существуют источники, согласно которым у Нефертити был целый гарем наложников, с которыми она постоянно развлекалась, игнорируя своего слабохарактерного мужа.
![]()
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: