Добро пожаловать в место, где царит безумие, а леденящий кровь ужас не отпускает ни на секунду. В место, куда редко кто-то приходит и никогда никто не возвращается. В место, где царит вечная мерзлота. Вы готовы? У вас еще есть шанс остановиться… Нет? Тогда приветствую в «Хребтах безумия».
Говард Лавкрафт – один из самых известных мастеров ужасов. Мало кто не слышал про таинственных Ктулху, книгу мертвых «Некрономикон», древних Старцев. Что выделяет его среди прочих писателей – так это то, что он создал собственную мифологию, можно даже сказать – Вселенную, к которой относятся все его романы и рассказы. Центральное место в которой занимают ужасные чудовища-божества, способные влиять на разум людей. В общем-то все его работы строятся на том, что внеземные чудовища ментально, а порой и физически, влияют на персонажей. Как бы примитивно это не звучало, но факт остается фактом, панический страх во время прочтения – такой же неотъемлемый атрибут книг Лавкрафта, как и таинственные Ктулху.
Описывать здесь все тонкости и хитросплетения этой мифологии я не стану. Просто потому, что тогда статья разрастется до небольшой книги. Лучше давайте поговорим об одном из самых ярких романов писателя, а именно – «Хребты безумия».
Сюжет таков: исследовательская экспедиция отправляется в Антарктиду и, уже по прибытию на место, обнаруживает весьма странные факты. Во-первых, большое количество окаменелых живых существ, во-вторых, скальные образования абсолютно правильной и неестественной формы, похожие на хребет. Позже одна из групп находит странные камни, отливающие зеленым цветом, а следом... тело некоего существа. Не буду описывать дальнейшие события, лишь скажу, что будут там и древний храм, погребенный под вековой толщей льда, и ужасные чудовища, сводящие с разума. В общем, все как полагается.
Роман держит в напряжении до самого конца. Медленное, вязкое, словно слизь, повествование затягивает в пучину первобытного страха. Здесь не будет «бу-моментов», выскакивающих из-за угла монстров, рек крови. Нет. Здесь пугает сама атмосфера чего-то необъяснимого, древнего, всесильного. Что могут люди против древних существ, происхождение которых неизвестно? Вот какая основная тема этого романа. Здесь нет добра или зла. Есть просто те, кто был раньше, и те, кто есть сейчас. Мы – люди.
Что стоит отметить, так это литературный стиль Лавкрафта. Он весьма... специфичен. Сух, сложен для восприятия, местами скучен. Да, это весомый минус, но через полдесятка страниц его практически не замечаешь. Сюда же относятся и длинные, полные терминов, описания архитектуры и самих чудовищ. Ну что поделаешь, Лавкрафт был очень эрудирован.
Да, это не Кинг, с его легким слогом и мастерством пугать. Это нечто иное. Я бы даже сказал, что их нельзя сравнивать. Это совершенно разные жанры ужасов, но в чем-то таки похожие. Кинг, он попроще что ли.
Но так или иначе, недооценивать влияние на массовую культуру Мифов Ктулху будет преступлением. Десятки фильмов и книг унаследовали эту мифологию, иногда преображая ее, а иногда оставляя нетронутой. К примеру, фильм «Зловещие мертвецы» Сэма Рейми в свою основу положил книгу мертвых «Некрономикон», придуманную Лавкрафтом.
Подводя итоги, хочу отметить, что хоть «Хребты безумия» и не лучшая книга Говарда, но она хорошо раскрывает его мастерство писателя ужасов. Но все же для первого знакомства с его творчеством я бы посоветовал «Сны в ведьмином доме» – первую книгу в цикле Ктулху.
Сегодня мы познакомились с Говардом Филлипсом Лавкрафтом – действительно особенным человеком, создавшим своеобразную культуру, которая после нашла отклик и стала знаменитой. Безусловно, он – один из тех авторов, которых нужно прочитать, даже ради общего развития.
© Денис Задеренко
Читайте также:
КНИГИ: «АНТИУТОПИЯ»
КИНО: «НАСТОЯЩИЙ ДЕТЕКТИВ»
РАЗВИТИЕ: ЮРИЙ ГОШОВСКИЙ: «ТЕ, КТО УВЛЕЧЕТСЯ, САМИ ДЛЯ СЕБЯ ВЫБЕРУТ ГЛУБИНУ ПОГРУЖЕНИЯ»
Это интересно
0
|
|||
Комментарии временно отключены