Впервые имя этой творческой единицы украинского шоу-бизнеса я услышал от MONATIK во время нашего с ним интервью. Упомянул он это имя в списке тех людей, музыкантов, к которым он относится с уважением за их работу с музыкальным материалом. Второй раз я услышал это имя от группы ANNA-MARIA – опять же во время нашего с ними интервью, и вновь отзыв был положительный. И в третий раз я встретил трек, который был подписан автором – ONUKA. Прослушав эту композицию, у меня не осталось никаких сомнений, что мы просто обязаны рассказать об этой группе. Итак, сегодня в гостях у «ИМХО» фронт-вумен, автор музыки и текстов, вдохновитель и вокалистка группы ONUKA – Ната Жижченко.
Привет! Ваша группа существует уже на протяжении нескольких лет, и те, кто однажды познакомился с Вашим творчеством, остаются в рядах Ваших поклонников до сих пор. Но для тех, кто ещё не открыл для себя Ваше творчество, расскажи об истории возникновения группы ONUKA: кто собрал коллектив, как проходил отбор музыкантов и как вообще образовалась группа?
Привет! Я воспитывалась в семье, где народная музыка была неотъемлемой частью жизни. Детские годы я провела на гастролях разнообразных оркестров и детских коллективов, в которых играла на сопилке. До 15 лет, благодаря дедушке и бабушке, я была всецело погружена в фольклор: бесконечные песни, музицирование, дедушкина мастерская, занятия на инструменте. Но в подростковом возрасте я полностью сменила направление – меня увлекла электронная музыка. Года два назад я почувствовала, что хочу и могу объединить эти, казалось бы, несовместимые музыкальные пласты – народную и электронную музыку, и из их сочетания может родиться что-то новое и очень интересное. И это должны быть не просто «українські пісні» в современной обработке, это я просто ненавижу, а новое прочтение украинской музыкальной традиции. Я просто вернулась к своим истокам – звучанию народных инструментов.
Я С ДЕТСТВА ОЩУЩАЛА ИХ НЕПОВТОРИМУЮ АТМОСФЕРУ, НО ТОЛЬКО СЕЙЧАС ОСОЗНАЮ, КАК МНЕ ПОВЕЗЛО, ЧТО Я РОСЛА В ТАКОЙ БЛАГОДАТНОЙ ОБСТАНОВКЕ
Честно говоря, не сразу понял, что ONUKA, если транслитерировать, это «онука», что в переводе с украинского языка означает «внучка». Почему было выбрано именно такое название для коллектива?
Название проекта ONUKA – дань моему дедушке, известному мастеру-изготовителю музыкальных инструментов. Он был таким титаном, оставил после себя такой след, что не ценить, не понимать этого – было бы просто глупо. У меня с детства была невероятная связь с ним, так все и продолжается. Чем старше я становлюсь, тем больше ценю это. У меня очень яркие бабушка и дедушка, настоящие люди искусства, которые прожили друг с другом душа в душу, музыкальные и эмоциональные партнеры, единое культурное целое. Это черниговская народная интеллигенция, которую знают все. Я с детства ощущала их неповторимую атмосферу, но только сейчас осознаю, как мне повезло, что я росла в такой благодатной обстановке. Рутинные моменты просто растворялись. Дедушка играл на сопилке в саду, бабушка полировала бандуры – абсолютная противоположность мегаполису и всей этой беготне, которая меня бесит.
Не секрет, что центральный элементом группы являешься именно ты:) Но хотим узнать также о других участниках коллектива. Расскажи нам о своих коллегах.
Непосредственно развитием заняты двое – я и Евгений Филатов. Мы пишем всю музыку и тексты – короче, отвечаем за музыкальную составляющую. Важную роль играет визуальное наполнение – костюмы и сценография. Над визуалом работает известная киевская художница по костюмам Леся Патока, близкий мне человек и идейный вдохновитель ONUKA. Без ее поддержки и настойчивых советов я бы не решилась начать сольную карьеру. На сцене работает целая команда. Прежде всего – две девушки, без которых ONUKA не звучит: барабанщица Мария Сорокина и клавишница Дарина Серт. Также с нами играют бандурист и трое музыкантов на духовых – два трамбона и валторна. На некоторых концертах присоединяется цимбалист. А еще звучат сопилка, трембита и казацкая труба.
ТРЕМБИТА ― ЭТО ИНСТРУМЕНТ, ВЫЗЫВАЮЩИЙ ВО МНЕ ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ И ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЕ ЧУВСТВА
Встретил на просторах «паутины» такое определение Вашего стиля, как электро-фолк. Согласна ли ты с таким определением? Если нет, то к какому стилю ты относишь Ваше творчество?
Согласна:) Ранее сопилку, бандуру и трембиту использовали только в украинской народной музыке, изредка в фолк-роке, но точно уж не в электронике. Для меня эти инструменты очень близкие и родные. Сопилка – это вообще мое второе «я»: играю на ней с 4-х лет, участвовала в десятках конкурсов, солировала в военных оркестрах. С бандурой особые отношения. Моя бабушка состояла в известном трио бандуристок, поэтому ее сказочные звуки я слышала с детства. Ну а трембита ― это инструмент, вызывающий во мне противоречивые и очень сильные чувства. Но, к сожалению, за годы советской власти они стали элементом пресловутой «шароварщины» и в подаче советских оркестров потеряли свою уникальность, стали звучать скучно. Мне захотелось раскрыть их потенциал и показать молодежи их красоту и волшебство.
Фольклорная музыка, но в электро-представлении. Как считаешь, такой вариант – это новая жизнь украинской национальной музыки?
Электроника – это моя вторая стихия. Моя жизнь четко разделена на два этапа: до 15-ти лет была исключительно народная музыка – хор, танцы, оркестр, сопилка и так далее, после 15-ти – юношеский максимализм дал о себе знать, в моем музыкальном вкусе произошла революция, я полностью переключилась на электронную музыку. Я решила, что стану Dj-ем и забросила сопилку и все, что с ней было связано. И около двух лет назад я поняла, что мне нужно найти способ, как объединить накопленный опыт в обоих направлениях. Так появилась ONUKA.
В твоем музыкальном послужном списке числятся такие группы, как Tomato Jaws и KOOQLA. В чём кардинальная разница между этими проектами и проектом ONUKA?
С 2002-го и на протяжении одиннадцати лет существовал музыкальный проект Tomato Jaws, где я была солисткой и который стал ветераном украинской электронной сцены. Это была еще и одна из первых групп в стране, начавшая играть живые электронные сеты. Позже я участвовала в проекте под названием KOOQLA, можно сказать, одноразово помогала в создании альбома. В 2013-м решила создать собственный музыкальный проект. В предыдущем проекте у нас не было лидера. Мы выросли из Tomato Jaws. Мы собирались на студии, играли, получали от этого удовольствие, но, со временем, мы стали старше, осознанней, амбициозней. Сложно было находить компромиссы, да мы уже и не пытались. Проект себя изжил, затих на пике своего развития и не смог перейти на следующий этап.
Я БЫ ХОТЕЛА, ЧТОБЫ ЛЮДИ ВО ВСЕМ МИРЕ УЗНАЛИ, НАСКОЛЬКО БОГАТЫ НАШИ КОРНИ, СКОЛЬКО ЭНЕРГИИ ТАМ ТАИТСЯ
Сейчас ты – автор музыки и текстов, да что там говорить, ONUKA – это всё ты. Можешь ли ты назвать этот проект своим детищем, тем, чему хочешь посвятить всю свою творческую жизнь?
В ONUKA я – «главнокомандующий». Я не особо люблю эту роль, но понимаю, что по-другому ничего не выйдет. Должен быть лидер, который раздает всем задания, тогда идет работа. Многие известные группы распадаются именно потому, что каждый тянет на себя одеяло. Женя Филатов поддерживает меня во всем, он – настолько же важная часть ONUKA, как и я. Без этого человека я бы, наверное, не решилась на такой шаг.
Возможно, кому-то кажется, что ONUKA – это очередная спекуляция на тему патриотизма, и доказать обратное достаточно сложно, но работу над альбомом мы начали летом 2013, когда Майдан и войну еще никто представить себе не мог. Я хотела донести до людей звуки тех инструментов, которые являются частью нашей с вами культуры, но которые забыты и недооценены. Украинские инструменты принято ассоциировать только с гуцульскими свадьбами, когда все напиваются и танцуют «гоп-ца-ца». Это вульгарное зрелище. Я бы хотела, чтобы люди во всем мире узнали, насколько богаты наши корни, сколько энергии там таится. Мы восхищаемся индийской или китайской историей и традициями, а наше прошлое остается забытым. Мы хотим показать наше богатое культурное наследие, возродить к нему интерес, развенчать все негативные мифы.
Какими ты видишь себя и проект ONUKA через 5 лет?
Я не люблю представлять будущее в форме каких-то конкретных событий, потому что в жизни все получается по-другому. Хуже или лучше, но всегда не так, как ты задумывал, это нервирует. Я это состояние ненавижу и поэтому не загадываю, не представляю себе никакие площадки, где мы будем играть, или какие-то определенные события. Единственное, чего я хочу – это быть счастливой на своих концертах и не менять свой плейлист, подстраиваясь под площадку.
Ваш дебютный альбом, появившийся в 2014-м году, занял первое место в интернет-магазине iTunes, опередив легендарных «ОЕ». Приятно быть получить такую высокую оценку своей первой пластинки?
Мы даже не рассчитывали, что так быстро станем собирать аншлаги на концертах и заберемся на первую строчку в iTunes. Иногда мне кажется, что это я про кого-то другого рассказываю.
Как ты относишься к критике? И насколько сильно влияет на тебя мнение окружающих?
Прислушиваюсь к критике Жени Филатова. Он для меня главный авторитет: если Женя сказал, что получилось говно, значит, так и есть. К тому же я знаю, что лучше него меня не поймет ни один саундпродюсер в мире. Если я не могу словами описать то, что хочу сделать, он понимает всё интуитивно. И еще для меня важно мнение мамы, хотя она разбирается в электронном звучании на эмоциональном уровне.
НАШ ПЕРВЫЙ АЛЬБОМ ПРОПИТАН СУРОВЫМ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМОМ – ЭТО ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ УВЛЕКЛО МЕНЯ ЕЩЕ В ДЕТСТВЕ
Ваши песни преимущественно на английском языке. Возвращаясь к фольклорной составляющей Вашего творчества и не забывая, что украинский язык является одним из самых красивых и мелодичных языков мире, возникает вопрос – почему группа ONUKA делает свой выбор в пользу английского языка?
В первом альбоме это пропорция 20% песен на украинском языке и 80% – на английском. Только две композиции на украинском языке, но самый популярный наш трек – Misto. В следующем EP будет больше песен на украинском. Изначально я для себя решила, что русскоязычного материала не будет вовсе.
О чём Ваши песни? Или, что ты хочешь донести до своего слушателя с помощью написанного тобой текста композиций?
Они о переживаниях обычного человека: радость, счастье, разочарование, гнев, мысли о жизни. Вообще наш первый альбом пропитан суровым экзистенциализмом – это философское течение увлекло меня еще в детстве. Однажды, мне даже приснился сон, что я живу на улице Экзистенциальная, 8. Мысли о бессмысленности смысла пронизывают все песни в альбоме.
Что тебя вдохновляет на написание новых песен? И как обычно происходит сам процесс создания новых композиций?
Я больше всего люблю находиться одна – молчать, думать, грустить, наблюдать. Ярко выраженный интроверт, короче. Люблю коллекционировать свои чувства и ощущения. Даже самые болезненные и горькие моменты дают мне почву для радости по прошествии времени. Мне комфортно быть грустной. Когда я радуюсь, я ловлю себя на мысли, что это что-то не свойственное мне. Песни рождаются, в основном, тогда, когда я одна. Я воспроизвожу в памяти пережитые эмоции и конвертирую их в ноты.
Я ОБОЖАЮ ЗАПАХ ЕЛКИ, МАНДАРИН И ОЛИВЬЕ. КАЖДЫЙ РАЗ ГОТОВЛЮ ДЛЯ ВСЕХ ПОДАРКИ ПО СПИСКУ, ЗАПАКОВЫВАЮ ИХ И ЖДУ, КОГДА КУРАНТЫ ПРОБЬЮТ 12
Какие качества в людях ты ценишь, а к каким относишься резко негативно?
Для меня важными остаются такие две вещи, как ценность и обязательно порядочность. Ненавижу жлобство.
Какой твой любимый праздник? И как ты предпочитаешь проводить праздничные дни?
Я очень люблю Новый год. С самого детства жду его больше, чем Дня Рождения. Я уже забыла, когда праздновала его с семьей или родными, так как уже много лет подряд в новогоднюю ночь я работаю. Встречаю его на сцене вместе с музыкантами ONUKA. Для меня это большая радость – разделить такое мгновение с моей командой. Я обожаю запах елки, мандарин и оливье. Каждый раз готовлю для всех подарки по списку, запаковываю их и жду, когда куранты пробьют 12. Но, если честно, у меня ни разу в жизни не получилось дождаться этого момента. Из года в год происходит фальстарт, и я дарю подарки раньше времени:)
Ты – счастливый человек? Что тебя делает такой?
Самый счастливый день в своей жизни я провела вместе с Евгением Филатовым и нашей собакой в Чернигове, в гостях у моей бабушки. Была зима, весь сад был заснеженным, а в доме было натоплено старинной печкой. Хотелось бы, чтобы в памяти таких уютных моментов оставалось больше...
МЫ ПЕРВЫЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ МУЗЫКЕ, КТО ИСПОЛЬЗУЕТ СОПИЛКУ, БАНДУРУ И ТРЕМБИТУ
В 2013-м Вы собрали коллектив, в прошлом году получили престижную премию «YUNA», став открытием 2015 года. Какая следующая ступень, какую следующую победу Вы нацелены одержать?
Каждая премия приятна по-своему. Естественно, «YUNA» была особенной, потому что была первой. Открытие года – приятная номинация, воодушевляющая! Награда на радиостанции «Kiss FM» важна для меня лично. Я знаю, насколько она консервативна в своем звучании, и то, что премию получила именно ONUKA, означает, что стереотипы разрушаются! Что касается последней на сегодняшний день награды «Elle Style Awards» – мне очень нравится сама номинация. Стать музыкантом года – это очень большая честь и ответственность! И я боюсь мечтать о большем, потому что с детства верю, что если себе какой-то план придумываешь, то в жизни всё обязательно случится совсем по-другому. Будущее для меня «закрыто» – так я избегаю фрустрации. Единственное, хочется не впадать в конъюнктуру, и чтобы вдохновение не исчезло.
Как ты считаешь, что качественно отличает ONUKA от других исполнителей?
Уникальность нашей группы в том, что мы первые в электронной музыке, кто использует сопилку, бандуру и трембиту. По крайней мере, других я пока не встречала.
Спасибо за интересное общение, желаем тебе творческих успехов и будем рады вновь пообщаться и обсудить твои новые работы и события в жизни!
Спасибо и Вам за интересное общение и за то, что в своём журнале Вы уделяете внимание украинской музыке!
© KilaV
Читайте также:
ЛИЧНОСТИ: «MONATIK – ЗАЛОЖНИК ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ»
ИНТЕРВЬЮ: «ANNA-MARIA: УСЛОВИЕ ЛЮБОГО УСПЕХА – ПРОСТО БЫТЬ СОБОЙ»
МУЗЫКА: FREEDOM-JAZZ: «НАШ КОЗЫРЬ – КРАСОТА, СВОБОДА И ТВОРЧЕСКАЯ СМЕЛОСТЬ!»
Это интересно
0
|
|||
Комментарии временно отключены