Полевые материалы показывают, что поминальные практики сохранялись, хотя и в сжатом варианте, в течение всего так называемого «советского времени». Атеистическое государство приложило немало усилий для внедрения и популяризации безрелигиозного похоронного обряда, который в разной степени успешности (прежде всего в зависимости от места проведения похорон - в городе или селе) заменил или модифицировал традиционный обряд. Что же касается поминания (мы имеем в виду частные поминания (9-й, 40-й дни, год) и календарные, основанные на христианском учении о продолжении существования за гробом), предложить адекватный вариант поминания, лишенный религиозного видения ситуации, теоретики новой обрядности не смогли. Устойчивости всех поминальных действий, адресатом которых виделся существующий в ином мире персонаж, способствовало объективно сохраняющееся эмоционально-психологическое восприятие таинства смерти. Неизбежность и таинственность момента ухода из жизни по-прежнему наполняли ситуацию мистикой, а загробный мир не уподоблялся атеистическому небытию и оставался реальностью, непознаваемой для живущих, но требующей заботы и внимания с их стороны.
Этнорегиональные отличия в поминальном календаре существовали и до революции. В настоящее время общей тенденцией является сокращение числа поминальных дней при все более очевидном региональным и даже локальном выделении для поминания одного конкретного (основного) дня. На всем российско-украинско-белорусском пограничье (Смоленская, Брянская обл. России, Могилевская, Гомельская обл. Белоруссии и Черниговская обл. Украины) это девятый день после Пасхи - Радоница, известная здесь также под названием родичи, родители, проводы, гробки, реже деды, навые (новые) проводы (юго-запад Калужской обл.). Данный вариант характерен в целом для юга и запада России, православного населения Белоруссии и наиболее распространен на Украине, во всяком случае, в ее восточной части. Читать полностью
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: