Искусством построения композиции легче всего овладеть при помощи специальных упражнений. Для начала изучим существующие возможности выбора композиции.
Каждая картина имеет свой оптический центр — точку, которая притягивает взгляд. Когда такой точки нет, глазу просто не за что „зацепиться», и взгляд беспорядочно блуждает по картине. Поэтому перед тем, как приступить к работе над картиной, следует задуматься над тем, чего в конечном итоге мы стремимся добиться этой картиной? Чем обусловлен выбор именно этой темы, а не другой? Ответив себе на эти вопросы, можно выстраивать композицию. Для начала разместим оптический центр таким образом, чтобы он совпал с геометрическим центром будущей картины, а затем попробуем „подвигать» его в разные стороны.
Пусть пока побудет в центре
Геометрический центр, как правило, находится в середине картины. Наш взгляд сразу падает на это важное место. Совпадение оптического пункта с геометрическим может показаться самым логичным решением композиционного построения картины. Однако это далеко не так. Размещение оптического центра в середине картины смотрится эффектно только при классической (симметричной) композиции. В других случаях художники часто смещают эту точку от геометрического центра, чтобы избежать очевидного „распада» композиции на две равные части. Кроме того, картины, на которых оптический центр совпадает с геометрическим, кажутся лишенными движения и потому скучными.
Так ли уж важна композиция?
Конечно же важна! Ведь грамотно выстроив композицию, то есть правильно расположив все ее элементы, мы сможем повлиять на зрителя — к примеру, привлечь его внимание к самым „стоящим» местам нашей картины, или пробудить в нем именно те эмоции, которые управляли нами в процессе работы.
Сначала зритель оценивает одну часть картины, потом другую. Его взгляд либо свободно перемещается, либо задерживается в какой-то точке — и не случайно, ведь именно там мы расположили оптический центр композиции.
Отличный выбор места расположения оптического центра — с одной стороны, не нарушается симметрия, а с другой, удается избежать разделения композиции на две равные части.
Том МакНили. „Мадрид, Испания», акварель (55.33×78,74 см)
Здесь расположение оптического центра позволяет взгляду свободно скользить по кратю бассейна и фигуре пловчихи, не задерживаясь в геометрическом центре картины.
Энди Вуд: „Бассейн на вилле», акварель (25,4×35 см)
Принцип вертикального разделения на три части
Очень удачна композиция, в основе которой лежит принцип вертикального разделения картинного пространства на три части, а оптический центр находится на одной из линий раздела.
Согласно этому принципу может выстраиваться композиция картин не только горизонтального, но и вертикального форматов. Не обязательно, чтобы оптический центр лежал точно на линии, — если мы его сместим чуть- чуть в сторону, картина станет более динамичной.
Принцип горизонтального разделения
С таким же успехом мы можем разделить формат по горизонтали. Ярким примером такого разделения может служить пейзаж, в котором линия горизонта, простирающаяся от левого до правого края картины, разделяет композицию на две равные части. Однако, если мы сместим эту линию чуть ниже (или выше), картина в целом от этого только выиграет.
Принцип разделения композиции на три части хорош всегда, независимо от формата картины. Интересно, что расположение головы модели совершенно одинаково для обеих картин.
Генри Скотт Тьюк: „Спина Кароля», частная коллекция
Прежде чем принять решение разместишь линию горизонта так, чтобы она делила картинное пространство строго пополам, следует заметить, насколько выразительным может быть небо. „Снизив» линию горизонта, мы сможем увеличить площадь неба и тем самым обогатить эмоциональный строй картины. Розали Баллок: „Маки», акварель (30×43 см)
Ощутимая дистанция между моделью и зрителем создается благодаря размещению фигуры на верхней линии (про горизонтальном разделении пространства). Попутно заметим, что композиция выстроена также и в соответствии с принципом вертикального разделения — фигура находится на линии раздела левой и центральной частей. Эдуар Вюйяр: „Мадам Хэссел с собакой», масло (73×84 см)
Предмет в движении
Бывает, что предмету необходимо свободное пространство для определения направления его движения. Предмет, имеющий перед собой такое пространство, очень динамичен и как бы „втягивает» зрителя в процесс движения.
Поэтому оптический центр картин, представляющий предметы в движении, никогда не должен совпадать с геометрическим центром композиции. Пространство, по которому „перемещается» модель, может как вписываться в картинное пространство, так и выходить за его пределы.
Движущийся предмет, находящийся в геометрическим центре, выглядит так, как если бы он был неподвижным. Впечатление движения достигается путем смещения оптического центра в сторону от геометрического. Художник помещает парусник преимущественно в правой части композиции и фрагментарно — за пределами картинного пространства. Таким образом он определяет направление движения парусника. Бренда Брин Букер: „Воды в Скарбруте», дерево, акрил (38×43 см)
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: