Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
348 участников
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Оптический центр композиции

Искусством построения композиции легче всего овладеть при помощи специальных упражнений. Для начала изучим существующие возможности выбора композиции.

Каждая картина имеет свой оптический центр — точку, которая притягивает взгляд. Ког­да такой точки нет, глазу просто не за что „заце­питься», и взгляд беспорядочно блуждает по кар­тине. Поэтому перед тем, как приступить к рабо­те над картиной, следует задуматься над тем, че­го в конечном итоге мы стремимся добиться этой картиной? Чем обусловлен выбор именно этой темы, а не другой? Ответив себе на эти воп­росы, можно выстраивать композицию. Для на­чала разместим оптический центр таким обра­зом, чтобы он совпал с геометрическим центром будущей картины, а затем попробуем „подвигать» его в разные стороны.

Пусть пока побудет в центре

Геометрический центр, как правило, находится в середине картины. Наш взгляд сразу падает на это важное место. Совпадение оптического пунк­та с геометрическим может показаться самым ло­гичным решением композиционного построения картины. Однако это далеко не так. Размещение оптического центра в середине картины смотрит­ся эффектно только при классической (симмет­ричной) композиции. В других случаях художни­ки часто смещают эту точку от геометрического центра, чтобы избежать очевидного „распада» композиции на две равные части. Кроме того, кар­тины, на которых оптический центр совпадает с геометрическим, кажутся лишенными движе­ния и потому скучными.

Так ли уж важна композиция?

Конечно же важна! Ведь грамотно выстроив композицию, то есть правильно расположив все ее элементы, мы сможем повлиять на зрителя — к примеру, привлечь его внимание к самым „стоящим» местам нашей картины, или пробудить в нем именно те эмоции, которые управляли нами в процессе работы.

Сначала зритель оценивает одну часть картины, потом другую. Его взгляд либо свободно перемещается, либо задерживается в какой-то точке — и не случайно, ведь именно там мы расположили оптический центр композиции.

Отличный выбор места расположения оптического центра - с одной стороны, не нарушается симметрия, а с другой, удается избежать разделения композиции на две равные части. Том МакНили. „Мадрид, Испания", акварель (55.33x78,74 см)

Отличный выбор места расположения оптического центра — с одной стороны, не нарушается симметрия, а с другой, удается избежать разделения композиции на две равные части.
Том МакНили. „Мадрид, Испания», акварель (55.33×78,74 см)

Здесь расположение оптического центра позволяет взгляду свободно скользить по кратю бассейна и фигуре пловчихи, не задерживаясь в геометрическом центре картины. Энди Вуд: „Бассейн на вилле", акварель (25,4x35 см)

Здесь расположение оптического центра позволяет взгляду свободно скользить по кратю бассейна и фигуре пловчихи, не задерживаясь в геометрическом центре картины.
Энди Вуд: „Бассейн на вилле», акварель (25,4×35 см)

Принцип вертикального разделения на три части

Очень удачна композиция, в основе которой лежит принцип вертикально­го разделения картинного пространст­ва на три части, а оптический центр на­ходится на одной из линий раздела.

Согласно этому принципу может вы­страиваться композиция картин не только горизонтального, но и верти­кального форматов. Не обязательно, чтобы оптический центр лежал точно на линии, — если мы его сместим чуть- чуть в сторону, картина станет более динамичной.

Принцип горизонтального разде­ления

С таким же успехом мы можем раз­делить формат по горизонтали. Ярким примером такого разделения может служить пейзаж, в котором линия го­ризонта, простирающаяся от левого до правого края картины, разделяет ком­позицию на две равные части. Однако, если мы сместим эту линию чуть ниже (или выше), картина в целом от этого только выиграет.

Принцип разделения композиции на три части хорош всегда, независимо от формата картины. Интересно, что расположение головы модели совершенно одинаково для обеих картин. Генри Скотт Тьюк: „Спина Кароля", частная коллекция

Принцип разделения композиции на три части хорош всегда, независимо от формата картины. Интересно, что расположение головы модели совершенно одинаково для обеих картин.
Генри Скотт Тьюк: „Спина Кароля», частная коллекция

Прежде чем принять решение разместишь линию горизонта так, чтобы она делила картинное пространство строго пополам, следует заметить, насколько выразительным может быть небо. „Снизив" линию горизонта, мы сможем увеличить площадь неба и тем самым обогатить эмоциональный строй картины. Розали Баллок: „Маки", акварель (30x43  см)

Прежде чем принять решение разместишь линию горизонта так, чтобы она делила картинное пространство строго пополам, следует заметить, насколько выразительным может быть небо. „Снизив» линию горизонта, мы сможем увеличить площадь неба и тем самым обогатить эмоциональный строй картины. Розали Баллок: „Маки», акварель (30×43 см)

Ощутимая дистанция между моделью и зрителем создается благодаря размещению фигуры на верхней линии (про горизонтальном разделении пространства). Попутно заметим, что композиция выстроена также и в соответствии с принципом вертикального разделения - фигура находится на линии раздела левой и центральной частей. Эдуар Вюйяр: „Мадам Хэссел с собакой", масло (73x84 см)

Ощутимая дистанция между моделью и зрителем создается благодаря размещению фигуры на верхней линии (про горизонтальном разделении пространства). Попутно заметим, что композиция выстроена также и в соответствии с принципом вертикального разделения — фигура находится на линии раздела левой и центральной частей. Эдуар Вюйяр: „Мадам Хэссел с собакой», масло (73×84 см)

Предмет в движении

Бывает, что предмету необходимо свобод­ное пространство для определения направле­ния его движения. Предмет, имеющий перед собой такое пространство, очень динамичен и как бы „втягивает» зрителя в процесс дви­жения.

Поэтому оптический центр картин, пред­ставляющий предметы в движении, никогда не должен совпадать с геометрическим цент­ром композиции. Пространство, по которому „перемещается» модель, может как вписы­ваться в картинное пространство, так и выхо­дить за его пределы.

Движущийся предмет, находящийся в геометрическим центре, выглядит так, как если бы он был неподвижным. Впечатление движения достигается путем смещения оптического центра в сторону от геометрического. Художник помещает парусник преимущественно в правой части композиции и фрагментарно - за пределами картинного пространства. Таким образом он определяет направление движения парусника. Бренда Брин Букер: „Воды в Скарбруте", дерево, акрил (38x43 см)

Движущийся предмет, находящийся в геометрическим центре, выглядит так, как если бы он был неподвижным. Впечатление движения достигается путем смещения оптического центра в сторону от геометрического. Художник помещает парусник преимущественно в правой части композиции и фрагментарно — за пределами картинного пространства. Таким образом он определяет направление движения парусника. Бренда Брин Букер: „Воды в Скарбруте», дерево, акрил (38×43 см)

источник...-->

 

комментируйте-->

 

много интересного...-->

 

наша группа...-->

Это интересно
+1

19.08.2015
Пожаловаться Просмотров: 1074  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены