Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
1400 участников
Администратор E.luar
Администратор Азазелло
Администратор Любашa

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

ПРЕКРАСНЫЕ ФАРФОРОВЫЕ КРУЖЕВА

 

 

 

Мы возвращаемся к художникам-керамистам. Причем, современным, подхватившим трехсотлетние фарфоровые традиции своих стран и выпускающих такие «ненужные», но такие прекрасные вещи.

Речь пойдет об изумительном кружевном фарфоре и о современных статуэтках.

 

Но сначала немного истории.

 

К середине XVIII века фарфоровый бум захватил Европу. Более сорока предприятий выпускали фарфоровые изделия. Почти половина из них размещались в Германии.

 

Ассортимент выпускаемой продукции был широчайшим, стили разнообразнейшими, но мы в этой статье остановимся только на кружевном фарфоре, ведущем свою историю от рокальных скульптурок XVIII века, начало которой положил выдающийся художник своего времени и создатель стиля рококо Антуан Ватто.

 

 

 

Мейсенская мануфактура           Унтервайсбах           Каподимонте           Каподимонте           Irish Dresden           Irish Dresden           Irish Dresden           Principe           Principe            

Самые ранние подобные статуэтки относят к началу XVIII века и к предприятиям расположенным в Саксонии и Тюрингии.

 

Конечно, это Мейсенский фарфор, с его изумительной белизной и изяществом пластики. Мейсен (Meißen) — это самая первая фарфоровая мануфактура в Европе, основанная правителем Саксонии Августом Сильным в 1704 году, когда алхимик Иоган Бетгер, в попытках сотворить философский камень, создал твердый фарфор.

 

Это было не меньшим прорывом в химии, учитывая покров тайны над рецептурой фарфора и его баснословную стоимость. Вторым предприятием была Венская фарфоровая мануфактура, основанная четырнадцатью годами позже. Далее был Севр и другие предприятия Европы.

 

Все они имели свою специализацию, стиль и особенности, узнаваемые искусствоведами даже без обращения к клеймам.

 

Производством скульптуры занимались далеко не все предприятия. Наиболее известными, дошедшими до наших дней и сохранившимися в коллекциях были изделия Мейсенской мануфактуры.

 

Не менее известны скульптуры мануфактуры Унтервайсбах (Unterweißbach), основанной в 1882 году в Тюрингии.

 

Очень известна фарфоровая скульптура мануфактуры в Зитцендорфе, основанная в 1760 году, которая сейчас носит название фарфоровый завод Фолькштедт (Volkstedt), и где

 

с 1880 года Антуан Мюллер начинает производство «фирменного», известного на весь мир фарфорового кружева.

 

Продукция предприятия пользуется необыкновенным спросом. Изящность скульптуры и кружевная идея не оставляет равнодушным никого, даже когда период рококо с его любовью к изящной детализации сходит на нет.

 

Кружевные статуэтки выпускались Мюллером вплоть до Второй мировой войны. Во время бомбежек предприятие было разрушено.

 

При создании «кружевных» статуэток используют настоящие кружева, которые пропитывают фарфоровой массой, а затем, еще влажными, прикрепляют к скульптурам. В печах при температуре более 1300 градусов текстильная основа сгорает, а фарфоровое кружево затвердевает и остается на века.

 

Необходимо также упомянуть итальянских производителей, работы которых, по мнению многих ценителей, превосходят немецкие и австрийские.  Речь идет о мануфактуре Каподимонте (Capodimonte) в Неаполе.

 

Мануфактура была основана в 1743 году по распоряжению короля Карла де Бурбона и его жены Марии Амалии Саксонии, как королевская мастерская для ремонта украшений королевы из мейсенского фарфора.

 

Фабрика в таком виде просуществовала до 1759 года, после чего была закрыта и вновь открыта в 1771 году Фердинандом IV, сыном Карла и его наследником на престоле Неаполя.

 

Фарфор завода короля Фердинанда отмечен голубым логотипом в виде буквы «N», который сохраняется до сих пор.

 

Фарфор, производимый в Неаполе имеет некоторые уникальные особенности, которые отличают его от Северо-Европейского фарфора.

 

В южной Италии фарфоровая суспензия состоит из смеси полевого шпата и нескольких каолиновых глин из различных карьеров юга страны.

 

В результате получается мягкое тесто молочного цвета, что делает фарфоровые статуэтки Каподимонте необыкновенно теплыми, а производство уникальным.

 

После прихода в Италию Наполеона производство было опять прекращено и восстановлено позже, исключительно благодаря ремесленникам, много десятилетий проработавших на предприятии.

 

Сейчас мануфактура Каподимонте поддерживается потомками Альфонсо Майелло, восстановившего фабрику в 1867 году.

 

Современные работы с «кружевным» фарфором продолжают мейсенские и неаполитанские традиции. 

 

В 1962 году в Ирландии Оскаром и Джоанной Саар было создано предприятие «Ирландский Дрезден» (Irish Dresden), которое специализируется на кружевной фарфоровой скульптуре.

 

В работах этих мастеров отчетливо прослеживаются традиции завода Фолькштедт и Антуана Мюллера, что, впрочем, неудивительно, поскольку Джоанна Саар является родной племянницей Мюллера.

 

Именно она спасла старые мастер-формы своего дяди, восстановив завод после разрушений Второй мировой войны. У предприятия есть свой секрет рецептуры фарфоровой массы, позволяющий делать фигурки и кружево необыкновенно крепкими и белыми.

 

Многообразие форм и сюжетов, сложность кружевных одежд, сочитающихся с необыкновенной нежностью цветов и изяществом скульптуры ставят «Ирландский Дрезден» в один ряд со старинными предприятиями и превращают их работы в настоящие произведения фарфорового искусства.

 

Не менее интересны работы современного итальянского предприятия  Порцеллане Принчипе (Principe), созданного сукульптором Лучиано Каццоло и художником Серджио Трафоретти в 1980 году.

 

Порцеллане Принчипе объединили в своих работах красоту и нежность фарфора Каподимонте, трехсотлетние традиции его качества и венецианскую школу живописи.

 

Фарфоровые скульптуры предприятия являются воплощением более двух тысяч лет итальянского искусства, гармонию которого они несут в каждом движении фигуры, в каждой складке одежды, в каждом локоне.

 

Необыкновенный вкус, воспитанный венецианской школой живописи, потрясающее изящество форм, свойственное всей итальянской скульптуре, сочность цвета юга Италии — все это есть в фарфоровых статуэтках Принчипе. 

 

 

 

Фолькштедт           Унтервайсбах           Унтервайсбах         Каподимонте             Principe           Principe           Principe           Principe           Каподимонте           источник

Это интересно
+2

12.08.2022
Пожаловаться Просмотров: 181  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены