Нас часто спрашивают о символике «ярославских» изразцов, о значении всех этих рельефных птиц и животных, изображаемых на современных русских изразцах.
Поэтому мы решили в своей статье кратко рассказать об этом, обратив внимание нашего читателя, что древние символы не свойственны ярославской изразцовой школе, где применялись в основном разнообразные цветочные розетки, отличающиеся друг от друга числом лепестков.
Зооморфные сюжеты, с полными символизма полуживотными и полуптицами, присущи Владимиро-Суздальской традиции и о ней пойдет речь в нашей небольшой статье.
К середине XII века Владимиро-Суздальское княжество было крупнейшим на Руси, а Суздаль и Владимир четвертым и пятым по размеру городами. Архитектура этих городов была настолько самобытна, что сформировала собственную одноименную архитектурную школу.
Главным характерным признаком Владимиро-Суздальских храмов стала белокаменная резьба с фольклорными сюжетами или «звериным стилем» с различными элементами византийского происхождения, а также греческого и персидского эпоса.
На стенах Владимиро-Суздальских храмов можно увидеть переработанных греческих персонажей — китоврасов, «обрусевших» потомков кентавров, грифонов — «собак Зевса», алконостов — райских птиц с человеческим лицом, их коллег сиринов — птиц-дев, восходящих происхождением к сиренам и многих других персонажей.
Итак, по порядку.
Китоврасы — они же кентавры — дикие существа, полулюди-полукони из греческой мифологии. Русские китоврасы восходят к талмудическим легендам о царе Соломоне и его противнике Асмодее, которого в славянских легендах заменил собой китоврас.
Единороги — происходят из древнеиндийского эпоса, однако, на Руси появились из Византии с раннехристианскими сочинениями.
Символизируют собой чистоту и невинность.
Грифоны — «собаки Зевса» — огромные птицы с орлиным клювом и телом льва, стерегущие золото Зевса от аримаспов — циклопических людей, проживающих в северо-восточных землях.
Сирины — происходят от древнегреческих сирен — птицы-девы, как и сирены, зачаровывающие людей своим пением. Но в отличие от древнегреческих сирен, русские сирины не были демонизированы и более того, считались божественными птицами, предсказывающими будущее.
Алконосты — райские птицы с человеческим лицом — восходят к греческому мифу об Алкионе, превращенной богами в зимородка и несущей яйца в море, делая его спокойным на шесть дней пока не вылупятся птенцы.
Гамаюны — птицы-девы из мифологии древних персов, «предвещающие счастье».
Берегини — русалки из древнеславянского эпоса, имя которых происходит от слова «берег», живущие в воде и заманивающие людей в омут. Есть еще вариация этого персонажа в эпосе друидов. Также имеется аналогичный персонаж мужского рода Тритон (в русском варианте — Водяной) — сын Посейдона, зловредное демоническое существо, как и Берегиня, вредящее людям. На рельефах изображаем в виде существа с рыбьим хвостом и бородой.
Соколы — благородные птицы — символ солнца и света, победы и превосходства, защиты и свободы. У славян символизируют собой силу, мужество, доброго молодца.
Соловьи — символизируют любовь и радость, но иногда светлую печаль.
Птицы — символы человеческой души, трепещущей и мятежной.
Полканы — полупсы-полулюди, они же песиглавцы. Более поздние персонажи, относимые к XIV-XV векам и символизирующие нехристь, «идолище поганое», «татарщину».
Львы — элементы апотропической магии — рельефные обереги от зла, стражи ворот и трона.
Семарглы — «семиглавы» — древнерусское божество, символизирующее собой семичленный древнерусский пантеон. По версии К. В. Тревера восходит к иранской мифической полуптице Сэнмурв с головой льва.
По своему происхождению все антропоморфные персоналии Владимиро-Суздальской резьбы, перенесенные позднее на изразцы, были языческими. Тем интереснее этот симбиоз в архитектуре Владимиро-Суздальских храмов, совмещавший в себе изображения христианских святых и символы старой дохристианской веры славян.
Некоторые из перечисленных персонажей есть и на наших изразцах Суздальской серии. Всего в нашей коллекции этой серии восемь рельефов и семь персонажей: сокол, птица, соловей, два льва, семаргл, кетаврас и грифон.
В статье использовались материалы Мифологического словаря издательства «Советская Энциклопедия», 1991 год.
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: