Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
1400 участников
Администратор E.luar
Администратор Азазелло
Администратор Любашa

Последние откомментированные темы:

20250203165049

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ НА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКИХ ИЗРАЗЦАХ

 

 

 

Нас часто спрашивают о символике «ярославских» изразцов, о значении всех этих рельефных птиц и животных, изображаемых на современных русских изразцах.

 

Поэтому мы решили в своей статье кратко рассказать об этом, обратив внимание нашего читателя, что древние символы не свойственны ярославской изразцовой школе, где применялись в основном разнообразные цветочные розетки, отличающиеся друг от друга числом лепестков.

 

Зооморфные сюжеты, с полными символизма полуживотными и полуптицами, присущи Владимиро-Суздальской традиции и о ней пойдет речь в нашей небольшой статье.

 

 

К середине XII века Владимиро-Суздальское княжество было крупнейшим на Руси, а Суздаль и Владимир четвертым и пятым по размеру городами. Архитектура этих городов была настолько самобытна, что сформировала собственную одноименную архитектурную школу.

 

Главным характерным признаком Владимиро-Суздальских храмов стала белокаменная резьба с фольклорными сюжетами или «звериным стилем» с различными элементами византийского происхождения, а также  греческого и персидского эпоса.

 

На стенах Владимиро-Суздальских храмов можно увидеть переработанных греческих персонажей — китоврасов, «обрусевших» потомков кентавров, грифонов — «собак Зевса», алконостов — райских птиц с человеческим лицом, их коллег сиринов — птиц-дев, восходящих происхождением к сиренам и многих других персонажей.

 

Типичная ярославская цветочная розетка           Изразец муравленый с изображением Единорога из декора церкви Троицы в Костроме. 1650 год           Берегиня на рельефных изразцах           Лев из нашей серии Суздальских изразцов           Серия расписных Суздальских рельефов        

Итак, по порядку.

 

Китоврасы — они же кентавры — дикие существа, полулюди-полукони из греческой мифологии. Русские китоврасы восходят к талмудическим легендам о царе Соломоне и его противнике Асмодее, которого в славянских легендах заменил собой китоврас.

 

Единороги — происходят из древнеиндийского эпоса, однако, на Руси появились из Византии с раннехристианскими сочинениями.
Символизируют собой чистоту и невинность.

 

Грифоны —  «собаки Зевса» — огромные птицы с орлиным клювом и телом льва, стерегущие золото Зевса от аримаспов — циклопических людей, проживающих в северо-восточных землях.

 

Сирины — происходят от древнегреческих сирен — птицы-девы, как и сирены, зачаровывающие людей своим пением. Но в отличие от древнегреческих сирен, русские сирины не были демонизированы и более того, считались божественными птицами, предсказывающими будущее.

 

Алконосты — райские птицы с человеческим лицом — восходят к греческому мифу об Алкионе, превращенной богами в зимородка и несущей яйца в море, делая его спокойным на шесть дней пока не вылупятся птенцы.

 

Гамаюны — птицы-девы из мифологии древних персов, «предвещающие счастье».

 

Берегини — русалки из древнеславянского эпоса, имя которых происходит от слова «берег», живущие в воде и заманивающие людей в омут. Есть еще вариация этого персонажа в эпосе друидов. Также имеется аналогичный персонаж мужского рода Тритон (в русском варианте — Водяной) — сын Посейдона, зловредное демоническое существо,  как и Берегиня, вредящее людям. На рельефах изображаем в виде существа с рыбьим хвостом и бородой.

 

Соколы — благородные птицы — символ солнца и света, победы и превосходства, защиты и свободы. У славян символизируют собой силу, мужество, доброго молодца. 

 

Соловьи — символизируют любовь и радость, но иногда светлую печаль. 

 

Птицы — символы человеческой души, трепещущей и мятежной.

 

Полканы — полупсы-полулюди, они же песиглавцы. Более поздние персонажи, относимые к XIV-XV векам и символизирующие нехристь, «идолище поганое», «татарщину».

 

Львы — элементы апотропической магии — рельефные обереги от зла, стражи ворот и трона.

 

Семарглы — «семиглавы» — древнерусское божество, символизирующее собой семичленный древнерусский пантеон. По версии К. В. Тревера восходит к иранской мифической полуптице Сэнмурв с головой льва.

 

По своему происхождению все антропоморфные персоналии Владимиро-Суздальской резьбы, перенесенные позднее на изразцы, были языческими. Тем интереснее этот симбиоз в архитектуре Владимиро-Суздальских храмов, совмещавший в себе изображения христианских святых и символы старой дохристианской веры славян.

 

Некоторые из перечисленных персонажей есть и на наших изразцах Суздальской серии. Всего в нашей коллекции этой серии восемь рельефов и семь персонажей: сокол, птица, соловей, два льва, семаргл, кетаврас и грифон.

 

В статье использовались материалы Мифологического словаря издательства «Советская Энциклопедия», 1991 год.

Это интересно
+2

17.07.2022
Пожаловаться Просмотров: 516  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены