«Доктор Хаус»: Психологический портрет главного героя
Мнение цензора (подробно)
Лет десять назад этот сериал мне очень нравился, я пересматривала все 8 сезонов не один раз. Сейчас для анализа выбрала одну серию – заключительный эпизод последнего сезона (8 сезон, 22 серия, «Все умирают»).
В центре всего сериала и каждой отдельной серии – главный герой доктор Грегори Хаус. Десять лет назад образ главного героя был для меня очень привлекательным: этакий никем непонятый гений, романтический персонаж, обречённый своей гениальностью на страдания одиночества. Каким же Хаус предстал предо мной сейчас?
Во-первых, перед нами наркоман, то есть психологически больной человек. Его психика по определению искажена, не здорова.
Обман, лживость, пустые обещания, воровство, моральная и нравственная деградация – это всё проявления личности, больной химической зависимостью.
При этом из уст другого персонажа (умирающего пациента, тоже наркомана) звучит практически прямая реклама наркотиков: «Наркотики дают счастье. Благодаря им исчезает вся боль и все страдания. Заплаченная цена – потерянные семья, деньги, работа, здоровье – это мелочь, потому что реальность – дерьмо.» Последнее утверждение повторяется несколько раз.
На мой взгляд, это прямая пропаганда наркотиков.
Главный герой (и не только он один) систематически пользуется услугами проституток, регулярно позволяет себе пошлые и циничные высказывания на сексуальную тему.
[Пропаганда легальной проституции, пошлости, вульгарности].
Главный герой – асоциален. Перед нами бывший тюремный заключённый, получивший условно-досрочное освобождение, грубо нарушивший его условия и пытающийся всеми правдами и неправдами избежать заслуженного наказания. Мы видим, что Хаус ни капли не раскаивается в содеянном. Его лучший друг Вилсон говорит о нём: «Наверняка загулял. В прошлый раз, прежде чем сесть, он превысил лимит по кредиткам». То есть вместо раскаяния он пытается напоследок по максимуму насладиться жизнью.
Хаус в крайней степени безответственен и беспринципен. При этом он – искусный манипулятор, умело заставляет окружающих действовать согласно его желаниям, в его эгоистических целях. Например, уговаривает своего начальника Формана помочь ему отсрочить (или смягчить) наказание. Позднее Хаус подстрекает Формана уже к лжесвидетельству. Ещё позднее Хаус предлагает своему умирающему лучшему другу взять всю его вину на себя.
При этом всё близкое окружение главного героя по сути потакает его инфантилизму и безответственности. Осуждая его на словах, делами они зачастую боготворят его. В этом плане показательны слова близких на похоронах Хауса: «оказывается, он всем помогал, все его любили, все ему благодарны, он был для всех Учителем!»
Хаус – врач, представитель одной из самых гуманных профессий. Но здесь образ врача (целителя) полностью дискредитируется. Хаусу абсолютно безразличны его пациенты, он их не уважает и не ценит – называет «критинами», «идиотами». Врачебная практика для него – лишь разгадывание загадок, интеллектуальное наслаждение.
Этический аспект Хаусу абсолютно не важен. Ради кайфа разгадывания головоломки он готов на любые преступления, этот кайф для него важнее дружбы, свободы, жизни. Кстати, доктор Форман, «ученик» Хауса, тоже позволяет себе называть пациентов «придурками» (этому он у своего наставника точно научился).
Хаус инфантилен. По-детски игнорирует скорую смерть лучшего друга, пытается убежать от страшной для него реальности. На этом фоне вполне логично появляется тема смерти как спасения (забвения): «Смерть как награда. Вы достаточно настрадались. Вы имеете полное право сдаться. Примите этот дар. Отрешитесь от всего, просто усните. Уход из жизни лучше боли».
Уравниваются понятия «счастливый» и «мёртвый». И хотя герой вроде как не пошёл на поводу у этого голоса, сам по себе призыв звучит более чем убедительно.
Как по мне, так это прямая пропаганда самоубийства как способа решения всех жизненных проблем.
В какой-то момент начинает звучать тема взросления главного героя: «Вилсон играл роль твоей совести, поэтому твоя собственная осталась в зачаточном состоянии.» И кажется, что вот, наконец-то, в 177-й, последней серии герой, находясь перед лицом смерти, начнёт взрослеть. Но увы. В финале Хаус остаётся всё таким же грубым («заткнись, идиот», сказанное лучшему другу), чёрствым («рак – это скучно» вместо того, чтобы выслушать друга), БЕЗНАКАЗАННЫМ (ему снова как всегда всё сошло с рук!), самодовольным и самонадеянным.
Также на протяжении всего сериала продвигается чуть ли не лозунг главного героя: «Все врут.» И здесь происходит явная подмена понятий.
На самом деле все люди склонны ошибаться и потому как следствие вводить других людей в заблуждение (просто потому, что человек – несовершенное живое существо, то есть не Бог). Но ложь – это сознательное искажение истины, высказанное с целью введения кого-либо в заблуждение (Википедия). Согласитесь, мир, в котором все могут ошибаться, и мир, в котором все злонамеренно лгут, – это два совершенно разных мира.
При всех этих крайне отрицательных чертах личности (наркомания, воровство, лживость, эгоизм, безнравственность, циничность, грубость, инфантилизм, безответственность, самонадеянность, асоциальность) Хаус предстаёт перед зрителем очень привлекательным персонажем, который всегда оказывается на высоте, умнее всех, из любой ситуации выходит победителем, суперуспешен в работе (развлекается в своё удовольствие и при этом незаменимый сверхценный сотрудник), практически всегда избегает наказания за все свои многочисленные безответственные выходки, несмотря ни на что сохраняет симпатию, привязанность и лояльность своего ближнего круга (коллег и друзей).
Также, на мой взгляд, принципиально важной (если не ключевой) в сериале является пропаганда очень узкого, ограниченного взгляда на здоровье и соответственно на лечение человека.
Методы современной медицины с ключевой позицией в ней фармакотерапии представляются в сериале практически единственным возможным вариантом лечения.
В данной серии мы видим доктора Вилсона (друга Хауса), который всю свою врачебную практику занимался лечением раковых больных и теперь узнал, что у него самого рак. И между болью (современное лечение рака с химиотерапией и другими «прелестями») и смертью (которая ожидает его через пять месяцев, если ничего не предпринимать для её отсрочки), Вилсон выбирает последнюю. И отправляется напоследок в путешествие как следует понаслаждаться жизнью.
То есть врач, всю жизнь уговаривавший своих пациентов на очень болезненное лечение, сам от этого лечения отказывается. И на мой взгляд, это очень показательный пример того, как значительная часть современных врачей являются бездумными исполнителями чужой воли, они лишь добросовестно делают то, чему их научили и что прописано в их инструкциях, они не ищут по-настоящему эффективных методик лечения и оздоровления организма, не ищут истину, снимают с себя ответственность за свой выбор перед пациентом. Но этот выбор (между болью и смертью) – ложный, так как замалчиваются другие варианты: поиск альтернативного лечения (древние традиционные медицинские системы, целительство, голодание и т.д.), осознание ошибок, жизненного урока, переосмысление жизни, подготовка к смерти (то есть к переходу в качественно иное состояние бытия).
И таким образом зритель тоже программируется либо к потреблению продуктов и услуг современной медицины, либо к потреблению «наслаждений», его видение сильно ограничивается, жизнь по сути лишается смысла. Единственным смыслом жизни провозглашается наслаждение, гедонизм в чистом виде.
Подводя итог, можно сказать, что сериал «Доктор Хаус» пропагандирует наркотики, зависимый тип личности, цинизм, проституцию, безответственность, инфантильность, эгоцентризм, асоциальное поведение, современную ограниченную аллопатическую медицину, гедонизм.
Пропагандирует образ несовершенного общества, где все лгут и всё бессмысленно.
Создаёт картину мира, где смерть и забвение зачастую привлекательнее жизни.
Источник: Группа ВК КиноЦензора
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: