В наше время все яснее становится значение хохломской росписи как самобытной области русского народного творчества, уникального явления национальной культуры. В произведениях, созданных руками современных мастеров, оживает художественный опыт многих поколений талантливых токарей по дереву, резчиков и живописцев.
Когда рассматриваешь выточенные из легкого дерева чашки, поставцы, бочага, солоницы, не устаешь восхищаться строгой красотой форм, звучной декоративностью росписи, превратившей эти скромные предметы домашнего обихода в подлинные произведения искусства. Мотивы хохломской росписи просты и поэтичны.
Хохлома, Хохлома, волжская сторона... В ожерелье народных ремесел Хохлома - наш драгоценный бриллиант.
Вы приходите на выставку, и первое, что бросается в глаза - бочонок, чашка и поставец, ярко украшенные золотом и киноварью. Вы берете бочонок, такой массивный и тяжелый с виду, и рука вдруг чувствует, что он совсем легок. Ну, конечно, не как пух, - ведь бочонок сделан из дерева, но тяжести ожидаешь потому, что он выглядит как металлический. Украшен он незатейливым, вроде бы, узором - "травкой", "ягодкой", "листочками" (элементы хохломской росписи).
Свое название роспись получила от крупного торгового селения Хохломы, что в Нижегородской области, в "Заволжье". Ныне росписью занимаются в окрестностях города Семенова в той же, Нижегородской, области. Есть в Семенове музей хохломских изделий, есть и школа о обучению мастерству.
Цех художественной росписи. Город Семенов. При СССР в -70-е гг.
Образец росписи хохломы
Как зародилось такое искусство? В старину все население страны пользовались исключительно деревянными ложками. Поэтому их изготовляли и в Москве, в Троице-Сергиевой лавре, и в калужских, и тверских местах. Точно неизвестно, когда деревянную посуду начали изготовлять в Заволжье.
Скорее всего, когда в 17-м - начале 18-го века в заволжские непроходимые леса потянулись раскольники и основали там укромные скиты. Вероятно, были там люди и с прекрасным художественным вкусом - керженская деревянная посуда славилась уже тогда. Но почему же так влекло их украшать посуду золотом? Разве мало других ярких красок, которые могли бы использовать художники?
В истории народных промыслов Поволжья хохломской промысел занял особое место не только по широте распространения, количеству занятых рабочих рук, объему изготовляемой продукции, размаху торговли, но и по удивительной жизнеспособности.
Способ хохломской окраски возник, по всей вероятности, в XVII веке. Во всяком случае, уже тогда металлический порошок в украшении деревянной посуды широко использовался нижегородскими мастерами, например, в вотчинах боярина Морозова, который в письме к своим приказчикам в 1659 году требовал прислать ему «сто блюд сковоротчетых красных (т. е. окрашенных. — Т. Е.) и на оловянное дело».
Во второй половине XIX века здесь делали всевозможные чашки, икорные блюда пяти сортов, точеные кружки, бочонки, лаковые трости и табакерки. Славилась и мебель с хохломскими узорами, которую изготовляла в Безделях семья Красильниковых. К этому времени хохломская роспись накопила определенные традиции, сложились ее характерные приемы, типы композиций. Искусство Хохломы в своих истоках тесно связано с древнерусской декоративной культурой.
В хохломских орнаментах можно увидеть связь с растительными узорами икон и фресок, рукописей, тканей и утвари XVII столетия. В процессе развития крестьянская роспись испытала различные влияния, но, переработав их, создала свой особый стиль, во многом определявшийся задачами массового производства дешевой посуды для крестьянского же обихода. Принципы украшения ее разнообразны и зависят от формы, размеров и назначения предмета.
Роспись в круге (панно)
Золото всегда было олицетворением счастливой, богатой жизни, довольства, красоты и чистоты. В народе говорили : "Золото не горит, а чудеса творит"; "Золото веско, а кверху тянет"... Крестьянин собирал свадебный пир. Бедна была домашняя деревенская обстановка! И как приятно было в семье хлебопашца поставить на стол отливающую золотом посуду, богато украшенную гроздьями рябины, травным орнаментом.
Поднос
На реке Унже в Макарьеве устраивалась всероссийская ярмарка. На нее везли деревянные изделия из волжских лесов: лопаты, лотки, совки, ложки, чашки. корыта, ведра, блюда, миски, дуги. коромысла. Отсюда пошла слава местных изделий. Отсюда они их отправляли по всей Руси, а также в Среднюю Азию, и даже в далекую Персию.
В пушкинскую пору журнал "Северный архив" поместил очерк лейб-медика Г.Ремана о поездке на одну из макарьевских ярмарок. Почтенный лейб-медик с удивлением и восхищением описывая виденное, заметил, что некоторые экземпляры могут считаться в своем роде редкостями. Ремана поразило то, что некоторые чаши были огромных размеров - около полутора метров в диаметре!
Декоративное панно
Знаток народного быта писатель С.Максимов также отмечал широкую популярность изделий волжских умельцев. По его словам, вся православная Русь ест этими ложками крутую кашу и хлебает щи, не обжигая губы.
Здесь же и точат чаши, в которых бухарский эмир и хивинский хан подают почетным гостям лакомый плов, облитый бараньим салом или свежим гранатовым соком, и в которые бывшая французская императрица Евгения бросала визитные карточки знаменитых посетителей ее роскошных салонов.
Расписная кружка
Расширению промысла способствовало и то, что основное сырье - береза, липа, осина - было в изобилии под рукой. Посуда вытачивалась, просушивалась, шлифовалась, а затем расписывалась.
Художники украшали посуду диковинными узорами и растениями. В конце посуду покрывали олифой и закаляли в печах, отчего она приобретала золотистый цвет. Мастеру было важно найти красивое соотношение орнамента и фона.
По золотистому фону круто завивались растительные побеги, черное чередовалось с красным. Иногда на посуде делались надписи. На огромной, чуть не метр в диаметре бурлацкой чаше по борту было выведено:"Сия чаша для бурлаков, приятно кушать им на здоровье"
Декоративное панно
К сожалению, с вытеснением из обихода дерева стеклом и металлом, промысел "Хохломская роспись" стал терять свою популярность. Стали иссякать запасы сырья. Мастера все больше испытывали нужду.
Какое-то время интерес к Хохломе пытались возродить с помощью изделий, слишком вычурных и не похожих на старинную русскую посуду. Поэтому промысел стал стремительно затухать.
Возрождение Хохломы началось уже в советское время, в тридцатые годы.
В печати стали публиковать статьи об угасшем промысле. Старые, еще живые мастера, стали обучать искусству молодежь.
Юношество полюбило горячую цветовую гамму Хохломы. Богаче, разнообразнее стал орнамент, освеженный декоративно-сказочным изображением ягод и цветов заволжских лесов, фруктов, птиц, животных.
Декоративное панно - роспись по кругу
Декоративное панно
И ещё немного изделий
Хохломские изделия ограничены растительным и несложным геометрическим орнаментом. Мягко стелются по выпуклым поверхностям предметов гибкие травы или веточки с золотыми упругими завитками-листьями. В узор вплетаются цветы, гроздья ягод. В композициях, то строгих и лаконичных, то изысканных и пышных, нашли воплощение любовь русского народа к природе, его стремление к красоте. Жизнерадостный строй росписи приобретает праздничную торжественность благодаря великолепно найденной красочной гамме: сверкающего золота, алой киновари и глубокого черного тона.
Декоративная тарелка. Начало XX века.
Строгие сочетания цвета и яркий блеск золота придают деревянным мискам сходство с драгоценной посудой. Это тем более замечательно, что хохломское «золото» — продукт изобретательности русских ремесленников.
А получить эффект золота на дереве не так-то просто: некрашеные изделия грунтуют, покрывают олифой, натирают алюминиевым порошком (в прошлом — оловянным, реже серебряным). «Посеребренную» таким образом посуду расписывают стойкими к высокой температуре масляными красками, лакируют и закаляют в печи. От нагрева лак желтеет, обращая «серебро» в «золото», смягчая яркость колорита росписи ровным 3олотистым тоном.
Чашка. Середина XIX века
Родиной хохломской росписи не случайно стало Заволжье.
Лесной край на северо-востоке бывшей Нижегородской губернии издавна славился умелыми мастерами. Здесь вплоть до конца XIX века сохранялись многочисленные художественные ремесла, среди которых, благодаря обилию лесов, особое место заняла обработка дерева. Хохлома была лишь единственной отраслью распространенного здесь искусства резьбы, токарного дела и росписи по дереву.
Резьбой и росписью щедро украшалась крестьянская утварь: сани, конские дуги, прялки, вальки, ткацкие станы, посуда. Затейливые узоры вырезали народные мастера на пряничных и набоечных досках, для детей делали щепную и точеную игрушку.
Особенно изощренным в Поволжье был резной наряд изб. Фронтон, стены, ворота покрывались декоративными досками с изображением пышного растительного орнамента и фантастических существ — птицы-Сирии, русалок-«берегинь», львов с цветущей веткой вместо хвоста.
Чтобы усилить впечатление нарядности, домовую резьбу, как и резьбу на утвари, подцвечивали. Но еще сильнее стремление крестьянских художников к яркой красочности проявилось в росписи деревянных игрушек, лубяных коробов, берестяных туесов, хохломской посуды и городецких прялок.
Городецкая живопись, возникшая во второй половине XIX века по соседству с хохломской росписью, совершенно не похожа на нее.
Ложки. Начало XX века
Блюдо. Середина XIX века
Совок для муки. 1924
Деталь росписи блюда «Жар-птица». 1930-е
Коробки для рукоделия. 1935
Осень. Деталь росписи портала. 1937
Весна. Деталь росписи портала. 1937
Вещи крупные или более сложные по форме расписывались так называемым травным орнаментом. Он исполнялся быстрыми лаконичными росчерками кисти, похожими на травинки или перистые листья. Легкий ажурный узор, покрывающий золотистые блюда, бочонки, поставцы, подчеркивал красотут их пропорций, пластику силуэта.
В этом отношении примечательна роспись «артельных» чаш, огромных, «до полутора аршин в диаметре», из которых можно было накормить целую артель. Иногда на них красовалась надпись: Сия чаша для бурлаков, приятно кушать им на здоровье. Хозяину служим, песенку поем. На дне такой чаши мастер, как правило, помещал розетку из «трав».
Фантазия крестьянского художника неистощима: орнамент никогда не повторяется в точности, а каждый новый его вариант — это искусная импровизация, исполненная без предварительного рисунка. Оттого так выразительны приемы «верхового» письма, которыми исполняют «травку»: гибкие мазки — травинки — ложатся силуэтами поверх Золотого фона.
Поставцы. 1940-е
Манера письма, выработанная не одним поколением художников, сочетает выверенность приемов с непосредственностью и кажущейся простотой: мы видим, как застывала краска от прикосновения кисти, дающей жизнь чудесным листам и травам.
Сочные мазки и легкие росчерки предельно условны и содержат только намек на форму, но сразу же вызывают в нашем воображении живой и яркий образ цветущего растения.
Деталь росписи стола. 1948.
«Верховое» письмо это одно направленно хохломской росписи, связанное с традицией свободных кистевых росписей, которые бытовали в Поволжье в XVII—XVIII веках. Иные приемы и декоративные принципы развивает возникшее в середине прошлого столетия «фоновое» письмо.
Блюдо Земляничка. 1959
Техника «верхового» письма, благодаря легкости и лаконизму его приемов, оставалась главной в украшении массовой посуды, которая продавалась партиями по тысяче штук. Легкие, прочные, нарядные и дешевые хохломские миски, ложки, поставцы и блюда широко расходились в России и вывозились за границу. Основной торговой магистралью была Волга
Ковш Петух 1959 год.
Декоративное панно. 1960-е.
Однако традиции дореволюционного искусства Хохломы подверглись переосмыслению в духе советского времени. В результате, на Выставке народного творчества, которая состоялась в 1937 году в Государственной Третьяковской галерее, появились новые оригинальные работы хохломских художников.
В этих произведениях на основе старинного «травного» письма были созданы разнообразные варианты растительных узоров. Художники стали помещать среди гибких травок цветы, узорчатые листья, ягоды земляники, смородины, малины, колоски ржи, изображать птиц, а иногда и рыб в разводах трав-водорослей.
Впервые в хохломском орнаменте ярко воплотилось радостное ощущение жизни, а его содержание стало богатым и эмоциональным.
Ваза 1967.
Последующие десятилетия были полны напряженных исканий: искусство Хохломы обогащалось новыми открытиями. Наиболее высокие творческие достижения связаны с современным этапом в жизни промысла. Прекрасные результаты приносит работа хохломских мастеров в содружестве с сотрудниками московского Научно-исследовательского института художественной промышленности — В. М. Вишневской. 3. А. Архиповой, А. В. Бабаевой. Е. И. Воронцовой.
Набор для варенья. 1969
В открывшихся на хохломских фабриках экспериментальных лабораториях художниками создается богатый ассортимент изделий, которые сегодня приобретают все большую популярность. Здесь и разнообразная посуда, и декоративные вазы, ковши, панно, и комплекты разборной детской мебели, легкие и удобные журнальные столики.
Среди новинок сувенирной продукции — изящные вазочки, пудреницы, набор из трех миниатюрных поставцов, вложенных один в другой и расписанных «травкой», «кудриной» и «под фон».
Ковш-утка с навесными ковшиками. 1970
Благодаря новому декоративному назначению хохломских изделий, эстетическая основа Хохломы получила дальнейшее развитие. Хохломская роспись сегодня стала необычайно тонкой, виртуозной, эмоциональной. В совершенстве владея всеми видами письма, художники создают бесконечно разнообразные варианты орнаментов. И в любой композиции ощущается яркая индивидуальность мастера.
Набор для кваса. 1970
Насыщенность хохломских узоров художники оттеняют золотыми полосками, точеными декоративными кольцами, желобками, придающими изделию особую нарядность.
В современном хохломском искусстве определилось два направления.
В Ковернинском районе, где мастера работают в деревнях, затерявшихся среди густых лесов, образный строй росписи во многом определяется непосредственными жизненными впечатлениями.
Преобладающие мотивы здесь —«травка», скромные полевые цветы, листья и сережки березы, липы, лесные ягоды. Ритмы рисунка плавны, неторопливы, зато кистевые приемы живописны и смелы. «Мы любим ягоду живую, свободу в росписи»,—говорят ковернннскне художницы.
Город Семенов —другой крупный центр Хохломы, где это искусство развивается несколько иначе. Хотя и семеновские и ковернинские художники — тонкие знатоки всех видов письма, у тех и у других есть свои любимые мотивы и приемы. Различия в характере их росписи наметились давно.
Бусы, пояса. 1970
И все-таки среди разнообразной продукции хохломского промысла, подчас имеющей чисто декоративное назначение, самое важное место занимает посуда. Сегодня, наряду с традиционными чашками, ложками, бочагами, поставцами, художники Хохломы предлагают красивые и удобные в употреблении кухонные комплекты, наборы для ухи, ягод, меда, молока, состоящие из нескольких предметов. От этой яркой красочной посуды словно веет щедростью, русским хлебосольством.
Когда-то изобретательные русские крестьяне, восхищаясь дорогой, но недоступной для них украшенной золотом посудой, создали Хохлому.
Волшебная сила искусства превратила ее в подлинную драгоценность, и сегодня красочные и поэтичные хохломские вещи несут радость людям всей Земли.
Автор Т. И. Емельянова. 1974 г.
2-й источник
За последние 40 лет большие изменения произошли в производстве и росписи Хохломы, о которых я расскаху в следующий раз
Для "затравки" несколько иллюстраций из будущей темы
Шкатулка
Супница из фаянса ,роспись в стиле Хохломы
Ложки
Братина Лебедь
2 февраля 2009 г. в г. Семёнове начал свою работу Музейно-туристический центр «Золотая Хохлома». Музей взял на себя функцию по сохранению и популяризации народных художественных промыслов.
Представлены работы художников – настоящих виртуозов хохломского искусства, в совершенстве владеющих всеми его секретами. Признание уникальности и широкой популярности промысла выразилось в экспозиции «Царской комнаты».
Уникальный набор из 240 предметов занимает центральное место. Каждое изделие увенчано гербом России и украшено элементами ручной скульптурной резьбы.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+4
|
|||
Последние откомментированные темы: