МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОД ПРЕССОМ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК
Научно обоснованное самоуправление, как метод самовоспитания и самосовершенствования человека, имеет целью обрести бодрость духа и вернуть утраченное здоровье.
Наше сознание формируется теми внешними факторами, которые приняты обществом и содержат информацию, относящуюся к внешним связям человека с окружающим его миром. Назначение общественной формы межличностных отношений, как образец структуры и функций сознания, состоит, прежде всего, в том, чтобы регулировать связи человека с другими людьми в пределах действующих социальных установок. Действующие же социальные установки не учитывают в межличностных отношениях биологический природный характер человека.
Многим из нас приходится сдерживать недовольство или гнев, стараясь соблюдать продиктованные обществом правила приличия. К тому же человек сознательно мобилизует себя в критических ситуациях, например, в обстоятельствах войны. В таких ситуациях наше сознание лишь частично отражает и затрагивает такие внутренние процессы, как биологические, интеллектуальные, эмоциональные, которые принимаются нами для обеспечения социально требуемых норм поведения.
Всё это, — неразвитость методов регуляции внутренних состояний и чрезвычайно высокое развитие управления из-за зависимости от внешних проявлений, — привело к тому, что для современного человека самоуправление, с целью овладения методом внутренней саморегуляции, стало важнейшей проблемой.
Но на раздражители внешней среды, вступающей нередко в противоречие с потребностями организма, человек подчас реагирует различного рода запретами, которые накладываются на внутренние процессы. Все эти запреты, чаще всего не учитывающие сложнейшую логику жизненных процессов, подобны ударам по тончайшим нитям механизма, которые корректируют программу организма и, выдавая при этом нужные действия, ценой, достаточно огромных, невосполнимых потерь.
Постоянное игнорирование сигналов собственного организма не проходит бесследно, так как с каждым разом чувствительность нашего сознания к внутренним процессам неуклонно снижается и наступает безразличие. С наступлением же безразличия наши субъективные ощущения несут ложную информацию, а это уже опасно для здоровья.
ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ У НАРОДОВ ЕВРОПЫ
У европейских народов отсутствует практика воспитания самовосприятия и самоуправления, которая является неотъемлемой частью культуры народов Востока. Даже несмотря на то, что восточная практика самопознания и самоуправления самым тесным образом связаны с религиозно-мистической идеологией, но она, надо всё же признать, крайне эффективно способствует развитию таких качеств, как моральная чистота и физическое совершенство.
В основе же психотехнической практики в восточных учениях находится, конечно, медитация. В рамках всем известной системы аутогенной тренировки, возникшей, кстати говоря, из традиционных методов йоги, медитация, как метод самоуправления, уже давно получил у нас общераспространённое признание.
Способность контролировать свои мысли и управлять не только ими, но и состоянием организма, — это и есть основа искусства овладения медитацией. Однако следует признать тот факт, что медитация европейца в основном направлена вовне, а не на жизненные процессы собственного организма.
К примеру, в восточной культуре используются специальные упражнения для обучения сосредоточению, когда, обучающемуся, предлагают уединиться в тихой, слегка затемнённой и хорошо проветриваемой комнате. Отсутствие внешних раздражителей должно способствовать более глубокому и полному расслаблению.
Требование к позе сводится всего лишь к тому, чтобы держать позвоночник прямым. Ноги при этом необходимо удерживать скрещёнными, а руки сложенными на коленях. После того как поза принята, человек начинает наблюдать за дыханием, концентрируя в основном своё внимание на ощущениях вдоха и выдоха.
ОБ ОПЫТЕ САМОВОСПИТАНИЯ МЫСЛЕЙ У НАРОДОВ ВОСТОКА
Самым сложным при выполнении такого специального упражнения будет научиться не допускать других мыслей. Даже с первой секунды мешать будут мысли с требованием о том, что «нельзя допускать других мыслей».
Если до начала выполнения такого упражнения это действие может показаться простым делом, то человек, начав его выполнение, обнаружит, что мысли одна сменяет другую и они, наслаиваясь, очень отвлекают. Всё это на первых минутах выполнения упражнения будет наглядным доказательством, что управлять своими мыслями не только сложно, но и трудно.
Однако известно, что дорогу осилит идущий по ней. Если ежедневно в одно и то же время этому упражнению уделять двадцать-двадцать пять минут, то через несколько месяцев человек с удивлением обнаружит у себя способность к сосредоточению.
Сам процесс дыхания будет у человека вызывать ощущение наслаждения, так как оно станет мягким, нежным. К тому же в дыхании обнаружатся абсолютно новые неизвестные качества, когда возникает ощущение, что дышат не только лёгкие, но и всё тело.
Возникающее при этом чувство переполняющей радости, достигающее не только кончиков пальцев, но и корней волос, будут переполнять сознание мыслью о гармонии и равновесии в физиологических процессах организма. Тем самым эти ощущения и навыки по развитию чувствительности к внутренним процессам в организме, как цели постичь процесс самоуправления, будут означать, что самоуправление человеком успешно освоено.
Если в термин «прана» йоги вложили обозначение, так называемой жизненной силы, человеческого организма, накрепко увязав его с дыханием, как особой всепроникающей субстанцией, то для физиологов никакой «праны» в нашем теле при дыхании не существует. Для физиологов при дыхании кровь, насыщаемая кислородом воздуха, перемещается, и соответственно распространяются нервные импульсы, а вот всепроникающей субстанции праны, они не обнаруживают.
Вся проблема в том, что йоги, на основе своих субъективных ощущений, могут всего лишь красочно описывать жизненные процессы тела, не предъявляя экспериментальных доказательств.
Чтобы постичь истинную сущность йоговских описаний, необходимо экспериментально изучить их психотехнические методы самоуправления. Будет интересно разгадать тот феномен, когда человек, ощутив в себе посредством дыхательной медитации волну «праны», проявляет способность к управлению этой волной по своему желанию.
К примеру, интерес представляет тот факт, когда йог добивается ощущения «наполненности» при вдохе в одной руке сильнее, чем в другой и тем самым усиливает это ощущение в той части тела, в которой надо снять боль. Именно через такие опыты станет возможным достичь практического решения проблемы по управлению своим здоровьем через субъективные ощущения.
Геронтологи утверждают, что старение зависит не только от внешних, но и от внутренних факторов, которые, на примере йоговских практик, вполне управляемы. Об этом тут на сайте в статье «Йога, асаны, дыхание и дыхательные упражнения». Физическая культура и психотехнические тренировки оказывают такое влияние на организм, которое содействует активному долголетию.
Была ли статья «Самоуправление в составляющей культуры здоровья» полезной Вам? Выскажите своё мнение в комментариях ниже. Также можете подписаться на рассылку группы, чтобы получать свежие материалы на почту.
Если Вам понравилась статья «Самоуправление в составляющей культуры здоровья» поделитесь ей с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей Facebook, Twitter, Google+, Мой мир, Вконтакте, Одноклассники.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: