1. Время работы за монитором. Согласно санитарно-гигиеническим нормам время непрерывной работы за монитором здорового ребенка не должен превышать 10 мин. в 1 классе и 15 мин. в 2-4 классах * 2. Для детей с нарушением зрения эта цифра может сократиться. Дети, имеющие зрительные заболевания средней тяжести (косоглазие, амблиопия и т.п.), не обремененные сопутствующими патологиями, допускаются к работе за монитором на регламентирован стандартами время. Указанное время используется или единовременно, или распределяется в зависимости от типа и содержания урока. Глубокие нарушения зрения, такие как высокая близорукость, требуют минимизации влияния монитора на зрительный анализатор. Время непрерывной работы для таких детей может отличаться от нормы на 5 - 10 мин.
Сокращение времени работы за компьютером может связываться с развитыми сопутствующими патология-ми неврологической и психоэмоциональной сферы. Вход ребенка в компьютер под своей учетной записью генерирует включением таймера, который отсчитывает секунды до окончания сеанса работы. По истечении назначенного времени работа пользователя автоматически прекращается.
2. Размер экранных объектов, шрифтов. Рекомендуемый размер экрана 1024x768 рх может быть уменьшено до 800x600 рх, если приоритет отдается отражению графических объектов больших размеров над плавностью линий и четкостью изображения. Изменение размера экрана оправдана для детей, имеющих низкую остроту зрения. Для увеличения размеров пиктограмм рекомендуется использовать функцию Крупные значки (Свойства экрана / Оформление / Эффекты). Встроенные возможности современных версий операционных систем семейства Windows позволяют использовать в оформлении шрифты любых размеров.
Стандартные настройки: «Обычный», «Большой» и «Огромный» шрифт (Свойства экрана / Оформление) предназначены для детей с остротой зрения не ниже 0,2 с коррекцией. В случае низкой остроты зрения используются дополнительные параметры масштабирования в количестве точек на дюйм (Свойства экрана / Параметры / Дополнительно). Высоту прописных букв и цифр h в угловых минутах можно вычислить по формуле: h = Н: Visus, где Н - угловой размер прописных букв и цифр для нормальной остроты зрения в соответствии с возрастными особенностями (в соответствии с государственными санитарными стандартами) * 2; Visus - собственная острота зрения ребенка (с коррекцией). Для большей разборчивости текста рекомендуется использовать шрифты без засечек, например Агиаl.
3. Фоновый рисунок рабочего стола. Цветовая гамма. Контрастность и яркость. Возможность настройки рисунка рабочего стола по своему вкусу - один из приятных достижений графических операционных систем. Однако предоставление детям права самостоятельно выбирать фоновый рисунок связано со значительным риском относительно зрения и психоэмоциональной сферы. Во-первых, дети в основном инстинктивно предпочитают насыщенным, светлым цветам, а перегружен по хроматичнистю и яркостью рисунок, с учетом фактора светлости экрана, быстро утомляет зрительный анализатор. Во-вторых, современные школьники, воспитывающихся в агрессивных мультфильмах, выбирают сюжеты совсем недоброго и непедагогического содержания. В-третьих, детям младшего школьного возраста свойственна склонность к подражанию. А то изображение, которое подходит для одного ребенка, другой может навредить даже с точки зрения цветовой гаммы. В-четвертых, дети, имеющие глубокие нарушения зрения, требуют максимальной информативности изображения и минимизации влияния таких вторичных отвлекающих факторов как фоновый рисунок или анимационные эффекты. О восприятии цвета и его влияние на психику человека написано множество книг.
Специалисты в области психологии сходятся в одном:
цвета холодной, сине-зеленой гаммы действуют успокаивающе, теплые красно-оранжевые - возбуждают нервную систему * 3+. Как уже отмечалось, свойства психической сферы детей с нарушением зрения такие, что повышенная утомляемость, вялость и рассеянность сочетаются с гиперактивностью и чрезмерной возбудимостью. Психологи для таких детей рекомендуют использовать как основные холодные цвета, а теплые цветовые акценты расставлять в местах, требующих повышенного внимания для сосредоточения ребенка на стратегически важных моментах урока. Фоновую картинку рабочего стола следует подбирать в соответствии с нужной текущей темы и размещать в центре экрана. Пиктограммы в этом случае размещаются по периферии рабочего стола, нивелирует возможные зрительные неудобства, которые возникают при наложении подписей под пиктограммами и фонового изображения. В случае отсутствия тематической картинки в качестве фона надо использовать однородный темный цвет сине-зеленой гаммы.
Не менее важными факторами, чем тон и хроматичнисть, является яркость и контрастность монитора (яркость рассматривается как интенсивность белого цвета, а контрастность - это разница в интенсивности между 100% сигналом (белым) и сигналом 0% (черным)).Несмотря на то, что в своей яркости белого цвета добавляется свечение монитора, ускоряет утомляемость глаз, яркость и контрастность, близки к максимальным величин, оправданы только в случаях низкой остроты зрения. Для продуктивной и безопасной работы рекомендуется использовать умеренные показатели световых характеристик. Что касается цветовой контрастности, то исследования показывают, что наиболее оптимальной для восприятия является изменение светлого изображения в пределах од ного тона сине-зеленой гаммы. Например, если в текстовом процессоре как фон использовать светлый оттенок зеленого, то для цвета текста следует выбирать темные оттенки того же цветового диапазона.
4. Тифлозасобы. Значительный процент учащихся школ для детей с нарушениями зрения требует дополнительных аппаратных и программных средств для поддержки эффективного обучения основам компьютерных технологий. Речь идет о слабовидящих детей, имеющих остроту зрения ниже 0,2 с коррекцией. На этапе формирования первичных индивидуальных настроек офтальмолог определяет персональные рекомендации по использованию в учебном процессе тифлозасобив: языковых синтезаторов, экранных луп и тому подобное. Следует отметить, что в стандартном пакете Windows предусмотрены специальные возможности для людей, которые имеют низкую остроту зрения (Программы / Стандартные / Специальные возможности / Экранная лупа). Современные технологии шагнули навстречу детям с нарушением зрения и часто дополняются техникой и программным обеспечением, позволяют полностью адаптировать слабовидящих ребенка к информационной среды и нивелировать трудности, связанные с ее патологией, в процессе коммуникации с компьютерной техникой.
Результаты апробации учебной программы «Основы информатики и компьютерной техники» для учащихся начальных классов школ для детей с нарушением зрения в Учебно-реабилитационном центре для детей с нарушением зрения м. Симферополя свидетельствуют о высокой эффективности разработанной методики как в образовательной сфере, так и в медицинской. Регулярные проверки зрения обнаруживают стабильную динамику по заболеваний школьников и отсутствие негативного влияния уроков информатики на состояние зрительного анализатора. Работа проводится под постоянным контролем главного детского офтальмолога АР Крым А. Биркун с участием врача высшей категории, офтальмолога Л. Османовой, дефектолога, учителя высшей категории, учителя- методиста Д. Рисованый, учителя-дефектологи Л. Иващук, психолога, социального педагога И. Говорухи. Учитывая изложенное, можно сформулировать выводы.
1. Обучение учащихся начальных классов с нарушением зрения основ информационных технологий не только возможно, но и необходимо. 2.Пид время обучения информатики и компьютерных технологий детей, имеющих зрительные патологии, необходимо применять методологический подход, основанный на особенностях развития, воспитания и обучения школьников с нарушением зрения, а также на индивидуальной специфике офтальмологических заболеваний.
3. Краеугольным камнем методики обучения школьников эффективного взаимодействия с компьютерной техникой является отбор персональных характеристик компьютерной среды, которая должна осуществляться высококвалифицированными специалистами по медицине, педагогике и психологии. 4. условии четкого соблюдения принципов разработанной методики выпускник начальной школы для детей с нарушением зрения кроме указанных в содержании образования знаний, умений и навыков приобретает прочные долговременные знания о персональных потребности и индивидуальные эргономические характеристики компьютерного среды, является эффективной пропедевтикой негативной динамики основного заболевания. 5. Разработанная методика поиска индивидуального компьютерного среды может применяться в обычных общеобразовательных школах как для учащихся, имеющих зрительные патологии, так и для здоровых детей как средство предотвращения зрительным заболеванием.
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: