Сегодня поговорим об агрегаторах, о том, что они из себя представляют, можно ли их обойти в выдаче, и что делать малому и среднему бизнесу, когда в ТОПе сидят подобные «монстры» и мешают получать новых клиентов.
Что такое сайты-агрегаторы?
Агрегатор (лат. «aggregatio» – накопление) – сайт, который собирает на своей площадке множество более мелких, но самостоятельных предложений. Иными словами, теоретически, всё то, что размещено на агрегаторе, может прекрасно работать и без его существования.
Если вы живете в крупном городе, то точно обращаетесь к агрегаторам почти каждый день. Если в городе помельче – скорее всего реже, но по запросу «развлечения в городе N» в топе все равно точно будет агрегатор. А все потому, что хорошие сайты-агрегаторы – настоящие колоссы в плане полезности для рядового пользователя и продвижения, они собирают все предложения по тематике воедино и захватывают целые ниши, надежно оккупируя первые страницы выдачи по самым «лакомым» запросам. С ними почти невозможно конкурировать. Почти.
У любого монстра есть своя ахиллесова пята, но для того, чтобы её разглядеть, нужно как следует его изучить.
Надо понимать, что агрегаторы – не производители. Они объединители и накопители.
Что они накапливают? Информацию, конечно. Многие сейчас вспомнят доски объявлений и каталоги, особо популярные на заре интернета. И действительно, это первые сайты-агрегаторы, наиболее близкие к народу.
Люди размещают свои объявления, а владелец площадки предоставляет место, где другие люди будут это объявление искать. Схема стара как мир, но до сих пор прекрасно работает (привет, Авито и Юла).
Пример доски объявлений
С каталогами ситуация чуть интересней. Каталог – сборник ссылок на разные сайты, именно с них начинался интернет в ту эпоху, когда нормально работающих поисковиков еще не было. Пользователям нужно было знать, какие сайты в принципе существуют и каталоги прекрасно удовлетворяли эту потребность.
Когда на рынок пришли поисковики, они быстро подвинули каталоги и популярность этого типа агрегаторов поубавилась, но они все равно никуда не делись. Каталоги трансформировались под новые условия, да так удачно, что сейчас вновь набирают обороты:
Один из современных каталогов
Но если вы думаете, что сайты-агрегаторы до сих пор представлены только в узких нишах, то вы сильно ошибаетесь.
Когда вам нужно вызвать такси, вы, скорее всего, сделаете это через Uber или Яндекс Go. Хотите сравнить цены на товар у разных продавцов – Яндекс Маркет в помощь. Забронировать отель или авиабилет – booking.com и aviasales.ru со своей навязчивой рекламой уже ждут вас. А, например, выбрать веб-студию для долгосрочного сотрудничества надежней всего будет исходя из рейтинга CMS magazine. Все это – лишь малая часть агрегаторов, которые прочно вошли в нашу жизнь.
Давайте пробежимся по четырем существующим видам агрегаторов и их особенностям, а вы загибайте пальцы, когда в примерах увидите название знакомого сайта.
Виды агрегаторов
Удобней всего будет разделить агрегаторы по типу предоставляемых услуг. Это – товарные агрегаторы и агрегаторы услуг, агрегаторы-партнеры, информационные и тематические агрегаторы.
Товарные агрегаторы и агрегаторы услуг
Сайты, которые собирают и классифицируют информацию о различных товарах и услугах на просторах интернета. Они предоставляют информацию о ценах и отсылают нас для покупки непосредственно к продавцу товара или услуги. Простая агрегация наиболее важной для клиента информации и минимум ответственности.
Монетизируются эти агрегаторы с помощью комиссии за размещение и продажи, а также рекламы – тут ничего нестандартного.
Примеры популярных агрегаторов:
- Яндекс Маркет
- E-katalog
- sravni.com
Агрегаторы-партнеры
Агрегаторы с более сложными условиями сотрудничества. Они предлагают партнерам полноценное и, как правило, долгосрочное сотрудничество, продают товары или услуги партнеров через собственные площадки и, часто, под собственным брендом. Важное отличие от других видов агрегаторов – агрегаторы-партнеры являются гарантом для двух сторон сделки (клиента и продавца).
Клиенту, как правило, предоставляется возможность совершения безопасной сделки через сервис, а также предусмотрен возврат денег за некачественную услугу/товар. Партнера же агрегатор оберегает от нерадивого покупателя, отказавшегося от услуги в последний момент. С какой стороны ни посмотри – одни плюсы.
Правда, комиссию такие сервисы по понятным причинам тоже берут существенную, через неё и зарабатывают.
Примеры агрегаторов-партнеров:
- aviasales.ru
Плагины-партнеры aviasales.ru, например, можно вставлять на другие сайты, в том числе и агрегаторы. Получается агрегатор в квадрате.
- Uber
- Яндекс Go
- Profi.ru
- Fl.ru
Информационные и тематические агрегаторы
Вот эта категория нам будет особенно интересна. Сюда входят те агрегаторы, о которых мы уже успели немного поговорить (каталоги и доски объявлений), а также агрегаторы отзывов, всевозможные топы, рейтинги, сайты-подборки и т.д.
Эта категория – наиболее обширна, а потому вполне может пересекаться с другими, например, на Авито часто размещают объявления по продаже товаров и услуг, а еще там есть опция безопасной сделки.
Однако, удобно сравнить по цене товары из разных магазинов у вас вряд ли получится, а уровень ответственности Авито за качество товаров и услуг на своей площадке далеко не столь высок, как у агрегаторов-партнеров.
Цель таких агрегаторов – дать посетителю интересующую его информацию в интересном и удобном виде и повысить тем самым собственную ценность как площадки.
Монетизируются такие агрегаторы самыми различными образами, от банальной рекламы и комиссии за размещение до самых экзотичных методов, например, агрегаторы, на которых размещаются отзывы иногда предлагают владельцам компаний «почистить» неугодные мнения за кругленькую сумму.
Примеры информационных и тематических агрегаторов:
- drom.ru
- Avito.ru
- Otzovik.com
- Podborki.com
- Яндекс.Справочник
Кстати, если вам показалось, что Яндекс есть в каждой категории, то… Вам не показалось =) Действительно, все крупные сервисы Яндекса – агрегаторы. Совпадение? Не думаю.
Просто один из крупнейших игроков на российском рынке «чует, откуда дует ветер». Но перед тем, как мы перейдем к выводам и дельным советам, нужно понять, почему эта бизнес-модель стала столь популярна и, судя по всему, еще и эффективна.
Почему агрегаторы так хорошо ранжируются?
Если вы откроете поисковик и введете какой-нибудь простой транзакционный запрос типа «купить машину» или «купить квартиру» или даже «купить овощи»: топ выдачи всегда будет оккупирован сайтами-агрегаторами.
Весь топ выдачи забит агрегаторами
В более нишевых запросах ситуация будет не столь однозначная, в каких-то сферах агрегаторы также заполонили всю выдачу, а в каких-то их гораздо меньше. Но почти всегда на первых позициях будет один-два сайта-агрегатора.
В Яндексе таких агрегаторов встретится в разы больше:
Это ли не показатель успешности? Тем более, что по некоторым запросом у сайтов обычных компаний шансов нет вообще, агрегаторы могут полностью оккупировать и первую и вторую страницу поиска. В чем же секрет успеха?
Все просто, сама идея сайта-агрегатора – очень удачно подходит для поискового продвижения.
Во-первых, такие сайты генерируют отличные поведенческие факторы. На страницах условного каталога агрегатора услуг посетитель проведет явно больше времени, чем на страницах простого корпоративного сайта, пусть даже второй будет исполнен идеально. Банально посмотреть список предложений и прочитать о каждом из них – это уже значительное количество времени, проведенного на сайте, кроме того, посетитель еще и переходит в карточки услуг и исполнителей, производя драгоценные взаимодействия с сайтом.
Во-вторых, количество информации и предложений на любом корпоративном сайте компании просто несравнимо с количеством информации и предложений, расположенных на любом популярном агрегаторе.
Найти подходящий вариант и решиться на выбор, когда их перед глазами множество от разных компаний, гораздо легче, чем просмотрев только один сайт компании и не зная, с чем сравнить предложение.
А ещё хорошие площадки регулярно модерируются, поэтому риск встретить тут неактуальную информацию значительно реже, чем на сайте компаний, которые на обновление своего ресурса частенько «забивают».
Когда зашел на аграрный агрегатор просто прикупить овощей
В-третьих, на таких площадках зачастую размещаются дополнительные разделы, которые помогут посетителю сделать правильный выбор и еще больше задержать его внимание. Например, разделы с отзывами или видеообзорами.
На сайтах компаний таких разделов иногда вообще не предусмотрено, а если они и есть, то резонно могут возникнуть вопросы о подлинности отзывов, размещенных на собственной площадке.
В то же время отзывам, размещенным на сторонних площадках с модерацией веры всегда чуть больше. Плюс благодаря большей посещаемости агрегатора эти разделы, скорее всего, действительно будут работать, будет кому написать отзыв или оставить видеообзор.
Поэтому отзывы с Яндекс.Маркета всегда весомее:
Карточка товара в Яндекс Маркете ; все просто и функционально
В-четвертых, существенную роль играет и авторитет площадки. Про агрегаторов-партнеров тут можно вообще промолчать, они прямым текстом говорят о том, что несут ответственность за то, что размещено у них на сайте.
Но сайту даже из обычного невзрачного каталога как правило оказывается чуточку больше доверия, чем просто сайту из выдачи.
Очевидная реклама, а все равно подмывает посмотреть, за что же магазину дали первое место
Наверняка вы слышали такую фразу, «когда мы едины – мы непобедимы». Вот и тут получается, что агрегаторы – часто «сильней» и привлекательней для пользователей и поисковиков, чем обычные сайты компаний, а все благодаря широчайшему ассортименту.
Только вот сами компании, вложившиеся в продвижение своего сайта, из-за этого могут пострадать, т.к. в одиночку противостоять такому монстру – очень сложно. Я говорю сейчас не о таких гигантах, как, например, Леруа Мерлен, которым проще конкурировать с агрегаторами, речь идет о стандартном малом и среднем бизнесе.
Агрегация в современном интернете – естественный процесс и с каждым днем сайтов-агрегатов становится все больше, появляются даже совсем узкие и тематические площадки. Поэтому, если вы владелец интернет-магазина или сайта компании, вам можете оказаться полезным понимание того, как вести себя, если в ваш «чулан» забрался такой монстр.
Как обойти в ТОПе агрегаторы?
Из своего опыта мы можем предложить три возможных варианта действий в случае столкновения интересов с сайтом-агрегатором.
Конкуренция
Да, конкурировать с агрегатором очень сложно, но ведь нет ничего невозможного. Тут необходимо в первую очередь обратить внимание на расклад сил, если вы со своим сайтом компании только входите в какую-либо нишу, а она уже забита агрегаторами, то простите, это мертвая затея. Например, вы можете представить, чтоб в органическую выдачу по запросу «купить автомобиль Москва» пролезла ссылка на какую-нибудь компанию-одиночку? Вот и я не могу:
Агрегаторы, агрегаторы и еще раз агрегаторы
Зато в узкой нише, где показатель количества агрегаторов на квадратный метр не так велик, конкурировать в принципе можно. Нужно играть на слабостях оппонента, а такие у сайтов-агрегаторов тоже есть.
Большинство агрегаторов – огромные и неповоротливые, со стандартной структурой и шаблонным оформлением, кроме того, информацию на агрегаторах чаще всего заполняют сами пользователи.
Если для какой-то сферы это не будет иметь особого значения, то, например, для каких-нибудь строительных материалов отсутствие нужной информации может стать критическим недостатком. Сайт компании с грамотной структурой, посадочными страницами и хорошим, профессиональным наполнениям в узких нишах легко может конкурировать с агрегаторами, особенно если его разрабатывают профессионалы:
А вот тут Кубкамень обставил Авито
Сосуществование
Если конкурировать с агрегатором не получается, стоит принять его правила игры.
«Не можешь победить – возглавь», так и тут, если ваш бизнес связан с товарами, которые действительно популярны на Яндекс Маркете – разместиться там нужно будет обязательно.
Разместиться, а потом сделать так, чтобы ваш товар на этой площадке стал самым привлекательным. Компании, основной доход которых складывается из партнерства с агрегаторами – далеко не единичный случай.
Тут мы можем помочь – посмотрите: тарифы и цены по карману любой компании.
Иногда мы видим угрозу в том, где на самом деле простираются новые возможности. После запуска Яндекс.Советника было очень много возмущений по поводу того, что он убивает честную конкуренцию.
Действительно, вывод в своем браузере цен из Маркета поверх цен в карточке товара, расположенной в совершенно другом интернет-магазине, идея довольно «грязная».
С другой стороны, если вы и без того предлагаете клиентам отличную цену, то тот же Маркет или Сравни – отличные варианты для расширения сбыта.
Стать «монстром»
Сайту компании конкурировать с агрегаторами, действительно, тяжело. Если вы столкнулись с такой необходимостью, то можете сами создать собственный агрегатор. Это не так сложно, как звучит, хотя, конечно, требует существенных вложений. Сейчас на рынке существуют разнообразные готовые решения для разработки сайтов-агрегаторов, поэтому на создание простого ресурса шестизначная сумма точно не уйдет. Зато такая разработка откроет для вас прекрасные перспективы, ваш агрегатор сможет конкурировать с другими, а выставить собственную компанию на первые места в своем успешном агрегаторе вам никто не помешает.
Кстати, если ниша свободна, то и агрегатор действительно может «зайти», разработать что-то свое может быть действительно хорошей идеей.
Мы, например, сейчас как заканчиваем разработку одного небольшого туристического агрегатора по храмам Армении – churchesinarmenia.com:
Да и в целом спрос на агрегаторы сейчас гораздо выше, чем, скажем, года три назад.
Заключение
Агрегаторы – безусловно «монстры» продвижения, конкурировать с которыми сайтам компаний очень сложно. Но иногда этого делать и не нужно, достаточно просто влиться в него и принять правила игры, разместив свои товары и услуги на этих агрегаторах. Продажи через агрегатор могут полностью перекрыть эффект от SEO – это не редкость. А на сайт можно крутить рекламу, успешно продвигать его по низкочастотным запросам и оставить его в качестве визитки.
Кроме того, иногда размещение на агрегаторах – просто жизненная необходимость, особенно это касается молодых сайтов.
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы:
megr***@m*****.ru , 18.12.2011