Противоречия Жизни
Какой психологический механизм делает привлекательным художественнее повествование? Сюжет привлекает возможностью ощущать и участвовать в происходящем? Или наблюдением гармонии и разнообразия реального или вымышленного мира?
Несомненно, повествовательный сюжет можно раскрутить из любого события.
Например, из обычной жизненной ситуации: женщина сделала обычные покупки и расплачивается на кассе.
Или из необычной ситуации: пожилая женщина сделала не типичную для её возраста покупку — она купила кружевные колготки. Для чего ей яркая привлекательность каких-то частей её тела?
Мы, развивая линию сюжета, можем последовать за каждой из них, но если этот реализм содержит бесцельный путь, мы не захотим его наблюдать и не захотим оценивать способ управления ситуацией, реализуемый главным героем.
Того, что цели главного героя близки устремлениям зрителя, недостаточно. Но если ситуация для построения повествовательного сюжета содержит задачу, то течение событий заинтересует наблюдателя.
Проблемы концентрируют внимание наблюдателя и возбуждают его, что актуально и эффективно в художественных построениях, и поэтому часто используется.
Причина возбуждения наблюдателя связана с тем, что человеку жизненно необходимо сканировать окружающую среду, оценивать взаимодействие с ней и разрешать возникающие проблемы – из подобных процессов состоит способ существования всего живого. Проблема – побуждающий фактор действия.
Противоречивые требования к элементам задачи создают ощущение её неразрешимости. Это представление о ситуации делает максимально привлекательным наблюдение за действиями по её разрешению.
Противоречия выявляют суть любой проблемы. Когда в ситуации вычленены два требования, и удовлетворение одного исключает возможность другого – это суть конфликта, будь это психологическая или социальная задача, техническая или художественная задача, или проблема в любой другой области.
В непротиворечивых требованиях к изменению ситуации интересного мало. Как в задаче о том, чтобы сделать слаще чай – просто добавьте сахар.
Разрешение противоречий создаёт условия для существенных изменений, является предвестником развития, и поэтому интересно.
Итак, основа любого сценария – это наблюдение и оценивание окружающей среды, и разрешение проблем. Решение проблемы – это победа над ситуацией.
Поражение, чаще всего, не является решением проблемы и поэтому не вызывает симпатии. Поражение вызывает сопереживание только в случае, если в нём есть черты победы, если таким путём проблема решена.
Для того чтобы создать художественное повествование необходима общая схема жизненной ситуации, включающая описание набора проблем, из разрешения которых постепенно вырастет сюжет.
Возьмем для примера построение сюжета сценария. Для максимального возбуждения внимания зрителя, его основой будет разрешение проблемы, содержащей противоречивые условия.
Допустим, это типичная борьба за ресурсы, в которой слабый обделён, а сильный рискует пострадать в борьбе.
Пусть наш герой – это человек очень жизнерадостный, сильный, он крайне эгоистичен. Его жизненное кредо: он сам в жизни решает свои задачи; по его мнению, каждый человек одинок в своём пути, если самодостаточен и независим.
Его взгляд на жизнь агрессивен, и общество его осуждает. Мир для него – это детали для решения его проблем. Он не сопереживает людям, переступая через их интересы. Он всегда занимает самое удобное место. Он легко использует то, что кто-то предназначил для своих планов.
Он себя уважает, его принизит и оскорбит выбор неудобного для него варианта. С его точки зрения, глупо уступать, выбирая плохое – тем самым портить своё настроение и оставлять не решёнными свои проблемы.
Из схемы основной линии сюжета нужно сформулировать противоречивые требования, удовлетворение которых устроит все взаимодействующие стороны.
Сформулируем, в чём состоит негативное и позитивное воздействие на стороны этого социального конфликта: Человек наилучшим образом устроит свою жизнь и решит свои проблемы, если использует чужие и лучшие общие ресурсы, но это создаёт конфликт и разрушает его взаимодействие с социумом.
Человек ухудшит свою жизнь, унизит себя, испортит своё настроение, проигнорирует свои проблемы, если отдаст окружающим то, что нужно самому. Но это благоприятно для его социального взаимодействия.
На первый взгляд, невозможно удовлетворить оба требования, и исходные условия не содержат видимых вариантов решения. Подобная ситуация в жизни достаточно распространена.
Приоритет удовлетворения собственных потребностей – естественное стремление, которое иногда становится опасным. Выход из положения, преодоление препятствий, победа, решение задачи – то, что каждый ищет в сложной ситуации, что заставляет его следить за ней, и что при её завершении приносит ему от сопереживания позитивные чувства.
Наш сценарий — история с решением задачи о выборе жизненного пути. В мотивах выбора жизненного пути должна быть мудрость, тогда он интересен.
Для обоснования выбора жизненного пути нужен философский стержень, придающий пути смысл и оправдывающий его рискованный характер. Например, это могут быть такие составляющие образа жизни, какие сформулировал Лао-Цзы в 5 стихе «Дао Дэ Цзин»:
Небо и земля беспристрастны,
Оттого и относятся к десяти тысячам вещей, как к соломенным псам.
Мудрец беспристрастен, потому и относится к людям, как к соломенным псам.
Он подобен небу и земле: одинаково его отношение ко всем.
Как же пространство между небом и землей схоже с кузнечным мехом,
Пустым и неисчерпаемым.
Чем больше его используешь, тем больше оно производит.
Держитесь середины.
Человек должен быть немногословным, и познает истину.
Или то, что говорил Иисус Христос: Царство Божие внутри нас.
Мы можем создавать рай и ад. Так, жадный и завистливый человек, в каком бы дворце ни жил, счастливым и здоровым не будет. Он создаст ад и для себя и для окружающих.
Мудрец беспристрастен ко всему материальному. Если мы отождествляем себя исключительно с материальностью жизни, ставим основой нашего существования приобретение и завоевание материальных ценностей, то это унижает нашу бесконечную природу.
В ловушке желаний и стремлений своего эго, вы никогда не чувствуете себя удовлетворенным.
Выбранная нами система взглядов на мир добавила главному герою, стремящемуся извлечь максимальную пользу из всего, чем он занимается, свойство быть жизнерадостным, не жадным, не завистливым, получать удовольствие от жизни, быть щедрым и не стремиться к накоплению.
Конфликтная и неразрешимая ситуация, состоящая в том, что стремление к идеальной жизни разрушает её безопасность, превращая жизнь в борьбу, а также необычный набор качеств главного героя, дают шанс создать интересный сюжет.
Теперь можно включить интуицию для построения сюжетных линий. Условия задачи и информацию, связанную с главным героем, необходимо структурировать. На логически выстроенную структуру нанижутся смысловые ассоциации:
-
- Об особенностях характера главного героя, и истории их формирования;
-
- О его прошлом;
-
- О его друзьях;
-
- О его работе и занятиях в жизни;
-
- О плюсах и минусах от такой жизненной позиции.
Ассоциативный ряд подскажет подсознание. Подсознание поведёт вас незнакомым путём, но по тем дорогам, которые вам встречались. Ассоциации работают дополняя имеющуюся информацию.
Для новых и неожиданных поворотов нужны свежие и разнообразные впечатления. Для начала любой творческой работы необходимо собрать предварительную информацию и составить схему предстоящей работы.
На заготовленные по вашей схеме блоки информации возникнут ассоциации, гораздо легче, чем на «чистый лист». Когда схема обрастёт первичным слоем уточнений, ассоциации станут ярче, и станет легче генерировать идеи.
Для возникновения новых идей вам понадобится стимулирующий информационный приток. Таким притоком может стать, например, такой источник, как интернет или собеседник.
В процессе общения ваш собеседник должен соблюдать правила, обязательные для проведения мозгового штурма. Главное из них: собеседник не должен критиковать идеи и должен предлагать новые точки зрения.
Небольшой шумовой фон на рабочем месте успокаивает ориентировочный рефлекс и будет содействовать рабочему процессу.
Фоновые сигналы не должны быть новыми, иначе эффект будет обратным – деятельность мозга сконцентрируется на анализе новых объектов.
Отсутствие сигналов так же, как и появление новых, побуждает мозг активно их искать и для этого анализировать обстановку.
Финал сценария должен быть связан с выбранной философской концепцией и оценить её справедливость.
Герой должен найти решение проблемы, в котором ответ на вопрос: возможно ли в сложившихся обстоятельствах найти счастье для себя и своих близких.
Состояние, в котором мы не можем включить своё подсознание, мы называем «в голову ничего не приходит». «Подлинной ценностью является, в сущности, только интуиция», писал А.Эйнштейн.
Все гениальные догадки пребывают в Вечности и попадают в разум через посредство души.
Интуиция – это внутреннее видение результатов анализа, понимание сути анализируемых вещей.
Процесс интуитивного восприятия информации призван снизить неопределённость имеющегося представления о взаимосвязи известного комплекса её элементов, поэтому для развития интуиции в интересующей вас области, необходимо накопление соответствующих опыта и знаний.
То, о чём мы не имеем представления, не осеняет нас.
По эзотерическим представлениям, блок сведений, имеющийся в реальности, настраивает подсознание на информацию в первородном информационном поле, и притягивает её.
Способность подсознания оперировать информацией специализирована и зависит от развитости и природной предрасположенности человека к соответствующему виду деятельности.
Разум, пытаясь логически синтезировать имеющуюся информацию, нагромождает сложную конструкцию, а подсознание видит картину в целом, и выдаёт рациональные пути.
По такому принципу можно выполнять любую творческую работу, оттолкнувшись от некой отправной точки, создавая сознанием ступени, позволить подсознанию реализовать намеченный образ.
Статья о книге "Выбери Себе Судьбу" Александр Шевкопляс
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: