Русская Православная Церковь и освобождение Болгарии от османского ига
Для защиты единоверцев на Балканах
12 (24) апреля 1877 года в ответ на резню в Болгарии, учиненную башибузуками при прямом потворстве османского правительства, и после того, как Портой отвергнуты были требования коренным образом изменить правовой статус порабощенных христианских народов Балкан, Россия вступила в войну с Османской империей. Ранее войну Порте объявили Сербия и Черногория. К союзу православных государств присоединилась Румыния.
Война велась Россией на двух фронтах: Закавказском и основном Балканском, где действовала армия численностью около 200 тысяч штыков, а вместе с союзниками, включая и болгарские добровольческие отряды, – до 300 тысяч воинов. Живая сила осман на Балканах насчитывала 186 тысяч человек. Техническое превосходство, хотя и неполное, было на стороне российской армии, но на Черном море господствовал турецкий флот: к началу войны Черноморский флот России, потерпевший катастрофический урон в результате поражения в Крымской войне, не был еще восстановлен в его былой мощи.
Император Александр IIПри наличии у России союзников на Балканах в этой освободительной войне, в целом внешнеполитическая обстановка складывалась неблагоприятно. Великобритания, преследуя колониальные цели на Ближнем и Среднем Востоке и соперничая с Российской империей, в любой момент, как это тогда представлялось, была способна оказать прямую военную поддержку Порте, не говоря уже о том, что османские войска были нашпигованы английскими военными советниками. Вооруженное вмешательство России вызывало раздражение у правительства Австро-Венгрии, имевшего свои экспансионистские аппетиты на Балканах, и лишь предварительное секретное соглашение с правительством в Вене о согласии России на послевоенную оккупацию Дунайской монархией Боснии и Герцеговины удержало Вену в рамках нейтралитета во время этой войны.
В правящих кругах России не сразу была выработана единодушная позиция по вопросу о вооруженном вмешательстве, и сам император Александр II первоначально склонялся к тому, чтобы ограничиться политическим давлением на Порту, но зверства башибузуков, многочисленные – в десятки тысяч – жертвы среди единоверных и единокровных болгар настолько потрясли общественное мнение в России, что Александр II перешел Рубикон, заслужив актом объявления войны и ее победным завершением благодарность болгарского народа, которая не иссякала и во времена кризисов в российско-болгарских отношениях.
Ф.М. Достоевский: «Когда читали Царский манифест, народ крестился, и все поздравляли друг друга войной»
Важнейшим фактором решения о вступлении в войну на защиту православных болгар от истребления, за их освобождение от многовекового османского ига были даже не столько настроения в так называемом обществе, в кругу образованных людей (хотя роль таких выдающихся писателей и мыслителей, как Ф.И. Достоевский или И.С. Аксаков, их печатных выступлений в подталкивании российской власти к вооруженному вмешательству невозможно переоценить), сколько единодушный народный глас, совесть русского народа, возмущенная зверствами, чинимыми над православными единоверцами. Об этом замечательно верно писал как раз Ф.И. Достоевский:
«Темный и совершенно необразованный русский народ, то есть самые даже простые деревенские мужики, совершенно не знающие истории и географии, знают, однако же, отлично и уже очень давно, что святыми местами и всеми тамошними восточными христианами овладели нечестивые агаряне, магометане, турки и что жить христианам по всему Востоку чрезвычайно трудно и тяжело. Знает об этом русский народ с сокрушением сердца… И вот вдруг раздается голос об угнетении христиан, о мучениях за Церковь, за веру, о христианах, полагающих головы за Христа и идущих на Крест (так как если бы они согласились отречься от Креста и принять магометанство, то были бы все пощажены и награждены)… Поднялись воззвания к пожертвованиям, затем пронесся слух про русского генерала, поехавшего помогать христианам, затем начались добровольцы – все это потрясло народ».
Реакцию простого русского народа на объявление войны, противопоставляя ее опасениям «премудрых людей» («Россия! Но как же она может, как она смеет?.. Готова ли она?.. Там Европа, легко сказать: Европа! А Россия, что такое Россия? И на такой шаг…») Ф.М. Достоевский охарактеризовал так:
«Когда раздалось Царское слово, народ хлынул в церкви, и это по всей земле русской. Когда читали Царский манифест, народ крестился, и все поздравляли друг друга войной».
Помощь всем миром
По постановлению Святейшего Синода Царский манифест был разослан по епархиям с указанием огласить его во всех соборных, приходских и монастырских церквах. После издания Высочайшего Манифеста об объявлении войны в церквах совершались молебны о ниспослании русскому воинству победы над иноверным противником. Решением Синода в употреблявшуюся ранее молитву о ниспослании войску помощи Божией было внесено дополнительное прошение о павших воинах: «А им же судил еси положити на брани души своя за Веру, Царя и Отечество, тем прости согрешения их и в день Праведнаго Воздаяния Твоего воздай венцы нетленныя». Синод призвал священнослужителей и мирян жертвовать на санитарные потребности действующей армии, на содержание воинских лазаретов, на раненых, и по всем православным храмам открыт был кружечный сбор на эти цели.
Далее читайте по ссылке:
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы:
truvele***@y*****.ru , 07.10.2011