Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Эволюция души

Тема этой лекции затрагивает, пожалуй, самый главный вопрос, с которым сталкивается человек в своей повседневной жизни. Она, прежде всего, связана с нашими размышлениями о предназначении, развитии и существовании его в огромном мироздании. На первый взгляд, при нашем-то уровне прогресса, этот вопрос кажется столь малозначительным, если не сказать провокационным. Однако он приобретает особую значимость в наш буйный век человеческих трагедий и обманутых надежд.

Характер современного поворота событий был очень ярко определён в следующих словах профессора П.А. Сорокина: «...в наше время не щадится ни невинность младенцев, ни молодость девушек и женщин. Если что-то и случается, они — главные жертвы войн, революций, преступлений и других форм насилия. Цивилизация до 1914 года хвалилась своей гуманностью и состраданием в противовес приписываемой Средневековью жестокости и бесчеловечности, выродившись сейчас во что-то настолько низменное и ужасное, что перехлестнуло жестокость, приписываемую даже варварам». Более полный и печальный исход событий невозможно себе представить.

Французский учёный Декарт как-то сказал: «Для того, чтобы достичь истины, необходимо хотя бы раз в жизни подвергнуть всё сомнению». Это правило, как мне кажется, будет очень подходящим прологом дискуссии об эволюции души в наше прискорбное время.

Начнём хотя бы с того общеизвестного факта, что добрая половина человечества находится под влиянием материалистической идеологии, фактически отрицающей само существование человеческой души. В то же время религиозно настроенные люди, твёрдо верующие в существование бессмертной души, могут уже сейчас усомниться в нравственном пути развития общества.

Долгое время совершенствование человека понималось как творческое развитие его ума и души и ассоциировалось с ростом его мудрости, честности, терпения, доброты, отзывчивости, альтруизма, воли, уважения к правде и т.д. Однако XX век стал свидетелем величайшего неприятия этих тенденций и, следовательно, стал самым кровавым за 25 столетий увековеченной истории. Приняв все эти факты во внимание, трудно с уверенностью заявить, имела ли место вообще прогрессивная революция души в течение пяти тысячелетий человеческой истории. Перед тем как попытаться обсудить этот вопрос и осмыслить некоторые в общем-то правильные и прогрессивные тенденции, несмотря на обескураживающие и хаотичные современные доказательства, следует сделать некоторые пояснения.

Термин «душа» будет использоваться в этом обсуждении для обозначения высшего потенциально бессмертного компонента человеческой личности. Душа — это та самая часть нашего сознательного бытия, которая реагирует на такие факторы, как уважение к правде, состраданию, доброй воле, прощению, терпимости, любви и тому подобным качествам. Этот термин не следует отождествлять с термином «разум».

Как в литературе, так и в жизни мы без труда отыщем примеры простых необразованных людей, обладающих, однако, утончёнными и совершенными душами, которые прекрасно чувствуют и безошибочно реагируют на упомянутые выше факторы жизни. Как правило, это связано с их религиозной верой. В то же время, в жизни, также как и в произведениях великих авторов, можно найти случаи, когда высший разум и обширные познания сочетаются с грубой душой, которую иногда можно поставить ниже души пещерного человека, а в некоторых случаях она опускается до уровня чудовища. На деле, русское слово «бездушность» значительно ближе к реальности, чем те, которые обычно допустимы в данном случае, и все эти характеристики могут хорошо сочетаться с высоким разумом и пространными знаниями.

Термин «эволюция» будет использоваться для обозначения процесса постепенного изменения, направленного на восхождение, улучшение и усовершенствование. Термин «эволюция души», взятый в самом широком, предельном значении, следует понимать как постепенный процесс развития, при котором человек может подняться от подобия животного до подобия Бога.

Вообще, термин «естественная эволюция» обычно ассоциируется с мыслью о длительном процессе постепенного изменения и развития, объектом которого являются все живые существа, населяющие нашу Землю. Использование же этого термина тогда, когда речь идёт о развитии души, предполагает аналогию между двумя этими процессами, и такая аналогия, без сомнения, справедлива. Эволюционное развитие растений и животных происходит под влиянием определённых физических законов природы, обеспечивающих, в свою очередь, развитие способностей, дающих виду возможность выжить. Следует заметить, что из естественных факторов становятся известными не столько те, что способствовали развитию желательных качеств, сколько те, что послужили причиной гибели видов, не сумевших приобрести необходимых характеристик для их существования в потоке жизни. По аналогии, можно предположить существование естественных законов или факторов, каким-то образом влияющих на восхождение и развитие человеческой души. Делая попытку раскрыть эти факторы, мы проанализируем некоторые примеры, взятые не только из человеческой, но и из более низких ступеней жизни.

Мы имеем все основания предположить то, что среди существ, населяющих Землю в настоящее время, всегда отыщутся некоторые виды, которые будут носителями высшего разума в какие- то более отдалённые периоды. В то же время, некоторые современные бактерии и другие низшие формы жизни возможно похожи на наших далёких прародителей, а современных ящериц и крокодилов можно сравнить с предками динозавров и т.д. Такое заключение даёт нам возможность наблюдать за существами, похожими на те, что населяли Землю сто миллионов лет тому назад.

Постепенный прогресс в сторону развития разума у животных и быстрые успехи, сделанные человеком, конечно же, очевидны и неоспоримы. Поэтому, в настоящем обсуждении мы будем использовать развитие разума как своеобразную точку отсчёта и пронаблюдаем за истинным или фигуральным восхождением души в приложении к общему развитию сознания. Термин «фигуральный» использован не случайно, так как далее последует ссылка на элементы эволюции некоторых высших мотивированных импульсов у животных.

Для того чтобы проследить всю последовательность в этом развитии, рассмотрим взаимосвязь между уровнем становления разума и следующими факторами:

1. Организация и лидерство.

2. Развитие Высших благородных чувств и мотивированных импульсов.

3. Значимость смерти.

1. Организация и лидерство

Что касается первого из перечисленных факторов, то здесь следует обратить внимание на следующее. В случае с низшими формами жизни и в царстве растений само обсуждение идеи организации и лидерства лишено смысла. У высших форм животных крупные сообщества встречаются весьма редко. Стаи птиц иногда следуют за определённым вожаком. Нечто похожее происходит в стадах оленей и бизонов. Впечатляющий, ярко выраженный пример сложной социальной организации, основанной на отработанной дисциплине и распланированном труде по добыванию пищи, можно наблюдать у пчёл и Муравьёв. Муравейники представляют собой хороший образец тоталитарного государства, и, что касается Муравьёв, — это работает. Однако их случай кажется строгим и символическим предостережением для людей, развивающихся в том же опасном направлении1. Исследуя причину успешного существования муравьиной общины, следует учесть три существенных обстоятельства.

1. Муравьи потеряли крылья, фигурально - свободу.

2. Они фактически лишились способности видеть, тем самым ограничили себе доступ к источнику истинной информации.

3. Муравьи потеряли возможность иметь индивидуальное потомство, так как в муравейнике всё воспроизведение населения осуществляется маткой.

Необходимо заметить, что в животном мире примеры масштабной организации встречаются крайне редко. Случай с пчёлами и с муравьями производит впечатление эксперимента, который поставила природа, создав подобные общины, хотя, вообще-то говоря, они и не были нужны на этом уровне развития разума, так как огромное количество других живых существ, сравнимых с ними по физическому и умственному развитию, продолжают существовать свободно и без намёка на принадлежность к какой-либо организации. Только среди высоко развитых животных, а именно, птиц и млекопитающих, мы действительно находим формы небольших организаций, которые широко распространены и очевидно важны для выживания вида. Это организация семьи.

Переходя от животных к первобытному человеку, мы видим, что кроме семьи он нуждается в более широкой организации, а именно, в общине или деревне. Собственно руководство теперь становится необходимостью. С развитием разума, размеры и сложность организации, а также важность этого руководства увеличивается. На большем же уровне развития — гибель организации или провал руководства могут стать причиной огромного бедствия. Дальнейшее развитие разума и научных знаний вызывает потребность создания ещё более крупной и всеохватной организации пока, наконец, не наступит момент, когда для выживания человеческого рода станет необходима организация мирового масштаба.

Группа выдающихся учёных недавно выразила мнение, что человечество приближается к этому уровню. Свои взгляды они опубликовали в брошюре «Один мир или ни одного». Непосредственной причиной их умозаключений стало открытие ядерной бомбы. Однако это сверхъестественное могущественное оружие уничтожения является само по себе лишь одним из последствий научного и интеллектуального прогресса.

Подводя итог этой части нашей дискуссии, мы приходим к заключению, что на примитивном уровне жизни организация и руководство бессмысленны и невозможны; на следующем уровне развития разума (насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные) организация всё ещё, как правило, не нужна и не существует, за исключением нескольких странных и редких, упомянутых выше, случаев; среди высокоразвитых животных появляется основание лишь для организации семьи, и только с развитием разума становится необходимой более крупная, всеобщая организация, а на определённом уровне развития, для выживания рода, очевидна насущная потребность в организации мирового масштаба.

2. Развитие Высших благородных чувств и мотивированных импульсов

Рассматривая случай растений и низших животных, мы можем заметить, что идея высших чувств и импульсов неприменима к ним. Небольшие следы, если таковые вообще имеются, могут быть обнаружены среди других живых существ, так сказать, представителей промежуточного разума: у насекомых, ракообразных, рыб, земноводных и тому подобных существ. Когда мы переходим к животным высшего разума, а именно, к птицам и млекопитающим, мы можем наблюдать проявление высших благородных импульсов. Это становится заметным в отношениях между родителями и детёнышами, особенно в отношении матери к её малолетнему потомству, где мы обнаруживаем альтруизм и милосердие, доходящее иногда до высокой степени самопожертвования. Птица-мать проведёт, почти не двигаясь, много дней, высиживая птенцов, а затем последуют недели тяжёлой работы для того, чтобы обеспечить пищей малышей. Мать- медведица или кошка будет нежно заботиться о своих детёнышах, рисковать жизнью, защищая их даже от более сильных, чем она сама, и опасных противников. Слоны могут отдаться в рабство, если их детёныши были захвачены в плен. Собаки могут выразить искреннюю привязанность и верность своему хозяину и даже подвергнуть риску свою жизнь, защищая его. Следует заметить, что в царстве животных случаи явных альтруистических или высоких мотивированных импульсов почти полностью ограничены только членами семьи, чаще всего по отношению к молодому потомству или для одной или нескольких особей.

Когда мы переходим от животных к первобытному человеку, то сфера, охватывающая высшие чувства и импульсы, проявляется глубже и шире. Кроме семейных отношений, которые становятся более выраженными и, чаще всего, пожизненными, появляется привязанность и верность своей собственной общине, племени, со временем — нации и, в конце концов, среди Величайших людей утверждается чувство преданности всему человечеству.

Подводя итог этой части дискуссии, мы должны подчеркнуть значение именно такой последовательности развития. Что касается растительного мира и мира простейших животных, то идеи высших чувств неприменимы здесь даже в фигуральном смысле. С появлением разума формируются высшие чувства и импульсы, а потребность в них с развитием разума усиливается. Следует особо подчеркнуть, что развитый разум, сам по себе, не является причиной проявления духовных чувств и благородных мотивированных импульсов. Впрочем, остаётся справедливым утверждение: рост разума создаёт потребность в альтруизме и благородных чувствах. Есть все основания верить в то, что это — один из фундаментальных Законов Вселенной.

В действительности же, действие этого закона не проявляется так, как проявляют себя законы механики и химии. Мы прекрасно знаем, что умный, но бессовестный человек, может наслаждаться здоровьем и успехом, несмотря на игнорирование нравственных законов и Высших принципов. Однако можно утверждать, что род живых существ не может выжить, если в нём не будет достаточного числа индивидуумов, чьи высшие импульсы и благородные чувства не будут соответствовать общему уровню разума, которого достиг народ.

3. Значимость смерти

Можно добиться очень интересных умозаключений, рассматривая феномен смерти относительно разных уровней развития разума. Среди низших существ естественная смерть малозначима и иногда вообще отсутствует. Различные простейшие, например, простейшие одноклеточные живые организмы, оказываются, в некотором смысле, бессмертны. Они размножаются путём простого деления клеток: один индивид превращается в двух и не обнаруживает после этого процесса ничего похожего на труп. Если окружающая среда была бы благоприятной, то процесс деления продолжался бы безгранично. Естественно, в этом случае разговор о смерти не шёл бы вообще. А сама жизнь могла бы быть уничтожена только случайно.

Переключим наше внимание на другую ступень развития разума, скажем, на мир насекомых. Мы видим, что здесь естественная смерть индивида твёрдо определена, как общее правило. Однако символически и, в значительной степени на практике, смерть не предполагает мучений и, вероятно, происходит без особенных страданий. Смерть родителей или потомства не имеет для насекомых большого значения, потому что они, как правило, не зная своих родственников, не могут и страдать от их потери.

У высокоразвитых животных, таких как птицы и млекопитающие, смерть становится трагедией и часто ассоциируется с истинным умственным страданием. Птица или кошка могут остро переживать потерю детей, особенно, если причиной смерти явилось насилие.

Несмотря на это, трагедия смерти во всём животном царстве, без всякого сомнения, не слишком велика. Страдание, причинённое потерей дорогих живых существ, ограничивается в основном потерей детёнышей и, как правило, недолговечно. Мало того, и этот факт следует отметить, животные не осознают свою смертность при жизни до тех пор, пока не заболевают или не попадут в опасность. Только у людей феномен смерти достигает полной значимости и трагедии. Человек, неважно, насколько он силён и здоров, всегда осознаёт, что он сам и дорогие ему люди смертны, а перед лицом астрономической и геологической действительности его жизнь нелепо коротка. Потеря любимого человека представляет для него трагедию, которую он может переживать долгие годы или даже всю жизнь. С незапамятных времён одним из названий человека было «смерд» (смертный). И это подчёркивает значение смерти и то чувство унижения и трагедии, которое ассоциируется с ней.

Рассмотренные выше соображения предполагают сделать следующее заключение. Среди низших ступеней жизни естественная смерть индивида фактически не имеет значения, не предполагает страдания и, в большинстве случаев, фактически отсутствует. Полагая то, что мир насекомых представляет некоторую последующую ступень разума, мы видим, что индивидуальная смерть твёрдо установлена, однако кажется, что здесь она не включает в себя больших страданий и горя из-за утраты родственников. Значение, горе и трагедия смерти становятся очевидными, когда достигается определённая степень развития разума. Реальную силу эти чувства принимают среди людей. Горечь и трагедия смерти даже усиливались бы с развитием разума, если бы не нейтрализовывались верой в Воскресение и Будущую жизнь.

В связи с идеями, здесь изложенными, появляется возможность описать один из основных законов нравственной эволюции в нашем мире. По причинам, которые в целом понятны, процесс естественной эволюции способствует постепенному росту разума у живых существ. Это, в свою очередь, заставляет живые существа развиваться в направлении высших чувств и благородных импульсов. Неудача в моральном продвижении вперёд, вслед за процессом развития разума, может рассматриваться как реальная угроза вымирания рода.

Действительную символическую демонстрацию этого закона можно наблюдать во многих случаях даже в животном царстве. Как правило, существа низкого и промежуточного разума разбрасывают семена или откладывают яйца, не обращая далее внимания на судьбу своего потомства, но, тем не менее, вид может выжить. Однако если птицы или млекопитающие будут подобным образом заботиться о своём потомстве, то вид их очень быстро исчезнет. Следовательно, мы можем заключить, что для того, чтобы остаться в потоке жизни (семье более развитых существ), им необходимо проявить определённую степень альтруизма.

У людей эти правила идут гораздо дальше. Возникает необходимость в течение лет не только заботиться о детях, но и выполнять огромное число других нравственных обязательств, количество и важность которых постоянно увеличивается с ростом разума и научных знаний. Благородные чувства долга и альтруизма, направленные на свою общину, постепенно расширяются до сложной системы чувств и мотивированных импульсов по отношению к своей нации, затем, неизбежно, по отношению к целой группе наций и, в конце концов, — ко всему человечеству.

Настоящее обсуждение требует краткого обзора современных представлений о естественных законах. Всего несколько столетий тому назад любое природное явление на Земле или на небе считалось прямым действием Бога. Планеты и кометы меняли свои положения, потому что ангелы передвигали их, бури и эпидемии рассматривались как проявление гнева Божьего и т.д. Открытие того, что всё в мире происходит в соответствии с законами природы, а, следовательно, во многих случаях может быть предугадано и даже регулируемо, на первых порах было встречено резкими протестами и посчиталось почти богохульством. Однако в настоящее время мы признаём, что именно организованное построение делает мир Божий несравненно более красивым и впечатляющим. Мы также признаём, что великолепие и удивительно точное упорядочивание Вселенной происходит в результате действия законов природы, которые Бог использует как инструменты. И главный фактор, поддерживающий организованное управление Вселенной, — это Закон Тяготения.

Безрассудный человек, который упадёт с высокого здания, может искалечить себя или разбиться насмерть из-за действия этого закона. В данном случае, его несчастье можно рассматривать происшедшим по вине Бога. Однако было бы правильнее сказать, что этот человек страдает из-за своей собственной ошибки, и мы не можем ждать от Бога того, что он временно приостановит действие основных законов, управляющих Вселенной для того, чтобы защитить безрассудного человека от результатов его собственных глупых действий.

Этот случай кажется очень похожим на то опасное положение, в котором сейчас находится человеческая раса. Кажется, что человечество безудержно бежит против основного Высшего Закона, который требует, чтобы прогрессу разума соответствовало и определённое нравственное восхождение.

Настоящая ситуация носит некоторое символическое сходство с событиями, которые случились на Земле 60 миллионов лет тому назад. До этого времени в течение 100 миллионов лет наша планета была населена динозаврами, достигшими, в конце концов, огромных размеров и могущества. Самые большие из этих громил вероятно могли перекусить пополам тигра или затоптать слона, и все же, по какой-то причине, этот вид совершенно вымер около 60 миллионов лет тому назад. Одно из объяснений внезапного исчезновения физически самого сильного вида, когда-либо населявшего Землю, могло быть следующим. Динозавры откладывали яйца в тёплый песок и затем совершенно не следили за своим потомством, как делают современные ящерицы и некоторые другие слаборазвитые животные. Можно предположить, что какое-то меньшее животное стало питаться незащищёнными яйцами гигантов и, таким образом, привело этот изумительный вид к полному вымиранию.

Если данная гипотеза верна, то оказывается, что огромная сила и выдающееся положение этого могущественного вида требовали лишь самую малость альтруизма, подобного тому, что выказывают птицы и млекопитающие, заботящиеся о потомстве и, тем самым, сохраняющие свой вид. Динозавры же не смогли проявить этот минимум альтруизма, и огромный вид вымер и был предан забвению.

В этой истории человечество может увидеть некое символическое предупреждение.

Человека XX века можно считать разумным супердинозавром. Наша планета никогда не наблюдала такого проявления власти разума, как мы видим сейчас. Ещё каких-то сто лет тому назад многие вещи, считающиеся теперь само собой разумеющимися, например, разговоры через океан без проводов, движение со скоростью 1000 миль в час, наконец, ядерная бомба, дающая возможность современному человеку реальную возможность уничтожить всю жизнь на планете, если он пожелает этого, — обо всём этом в то время не только не подозревали, но и посчитали бы неправдоподобными даже рассказы на эту тему. Сейчас сила разума — реальность, но одновременно и большая проблема. Человек должен идти вперёд с почтением к нравственной эволюции своей личности, иными словами, души. Если он не делает этого, он идёт против Главного Закона Вселенной. Подобная ошибка может стать роковой.

Выводы такого рода будут сильно противоречить идеям радикальных материалистов. Согласно их теории, сама организация, это — ВСЁ, что действительно необходимо потому, что мотивированные импульсы в своей основе являются лишь продуктом окружающей среды, которую может и должно организовать всесильное государство. Такая среда, поддерживаемая системой поощрений за послушание и наказаний за неповиновение, может дать возможность государству (организации) действовать эффективно и гладко в течение неопределённо долгого периода времени без нужды в вере и искренних высоких и благородных чувствах. В подобной организации не нужно ничего, кроме дисциплины и полного повиновения руководству. А религия, вера и все Высшие чувства объявляются религиозными предрассудками или результатом химических реакций в железах или тканях мозга.

Некоторые материалистически настроенные учёные готовы были пойти и дальше. Они выразили надежду, что в будущем медицина позволит открыть лекарство и инструменты, которые будут влиять непосредственно на человеческие чувства и поведение. Следовательно, правительственные агенты будут вводить послушание и кротость обычным гражданам, свирепость солдатам перед битвой и т.д. Подобный подход действительно означает полное отрицание существования такого понятия, как «человеческая душа».

Недостаток времени не позволяет мне продолжить обсуждение этого вопроса, который я более подробно попытался проанализировать в своей работе «Незримая битва». Хочу только выразить своё глубокое убеждение в том, что государственное устройство такого рода будет представлять собою попытку замены Высоких и Благородных духовных чувств на их искусственную подделку. Организация, основанная по этому принципу, никогда не будет прочной и неизбежно погибнет через несколько поколений по причине своей страшной жестокости, даже и в том случае, если ей на какое-то время удастся подчинить себе весь мир.

Подведём итог этой части обсуждения.

Постепенное развитие разума и быстрое научное продвижение несомненно являются частью естественного эволюционного прогресса человечества. Развитие разума требует более сложной организации. Это, в свою очередь, создаёт необходимость в нравственном восхождении, так как ни одно организованное общество не может существовать, если среди его лидеров и членов отсутствуют высокие благородные мотивированные импульсы. Можно заметить, что это правило в чём-то напоминает закон природы о естественном отборе, согласно которому выживает самый приспособленный. Человеческая раса должна развивать в себе определённый объём и степень высших благородных импульсов, соответствующих уровню его разума. Если она (раса) не делает этого, то обрекает себя на регресс или вымирание.

 

Сикорский И.И.

 

(Окончание следует)

 

Перевод с английского О.С. Сирота 

Это интересно
+3

29.05.2015
Пожаловаться Просмотров: 595  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены