Екатерина Билокур (1900 – 1961) родилась в селе Богдановка Пирятинского уезда Полтавской губернии. Точная дата её рождения неизвестна. Сама Екатерина Билокур называла и 23, и 24 ноября, и 1900 и 19001 годы рождения. Официальной датой её рождения в итоге признали 25 ноября 1900 г. Подобная дата казалась самой верной, потому, что 25 ноября отмечают праздник святой великомученицы Екатерины.
Билокуры держали скот и земельные угодья. Кроме Екатерины, в семье было два сына – Григорий и Павел.
На семейном совете решили: в школу Катю не отдавать (чтению её обучили в семье), а усадить девочку за прялку - давно пора. Этот труд разрешили совмещать с чтением букваря.
Когда Катя начала рисовать – сказать трудно, пожалуй, не в детстве, а в отрочестве. Рисовала она углем на клочках полотна. В 14 лет Екатерину застали за этим «бессмысленным», как все считали занятием. Были приняты неотложные меры: розги и полный запрет рисовать. Девочке приходилось творить втайне.
Сохранилась легенда, свидетельствующая об упорстве 15 – 17-летней Кати. Девушка не бросила творчество, которое вдруг стало популярным. Каким же образом?
Сосед и родственник Билокуров Никита Тонконог, владелец водяной мельницы, был страстным театралом. Со своими единомышленниками он организовал некое подобие театральной студии. Поставленные Тонконгом пьесы, были весьма популярны для местных жителей. Зная, что «Катя умеет рисовать», мельник попросил её помочь с декорациями. Девушка охотно рисовала, смотрела спектакли, а позже стала играть на сцене уникального «театра на воде».
Односельчане, так же, как и мать Екатерины, Акулина Павловна, считали увлечение девушки «блажью».
В 1922 году Екатерина Билокур прочитала о Миргородском техникуме художественной керамики. Впервые покинув Богдановку, Екатерина отправилась в Миргород. Её «багаж» был небогат, - он состоял всего из двух рисунков: копии неизвестной «картинки» и наброска своего дома с натуры. Рисунки были выполнены не на полотне, как раньше, а ради такого случая, на бумаге. Но собеседование в Миргородском техникуме началось и закончилось единственным вопросом. У девушки спросили: есть ли у нее аттестат об окончании семилетки. Екатерина, как нам известно, школу не посещала, и документа у неё не оказалось. Узнав об этом, никто даже не взглянул на её рисунки.
Разочарование девушки было мучительным. Екатерина сделала отчаянную попытку – перебросила свои рисунки через забор в сад техникума, надеясь на чудо: вдруг кто-нибудь заметит её рисунки, поднимет их, оценит и предложит ей остаться в техникуме. Екатерина долго оглядывалась и всё никак не могла поверить, что её никто так и не позвал…
Потрясенная, Екатерина пошла домой из Миргорода пешком.
От глубокого разочарования Екатерину спасло творчество. Она не переставала рисовать.
Вскоре, Екатерина начала посещать драмкружок, где собралась талантливая, а главное, интересная молодежь.
В 1928 году Екатерина узнает о наборе в Киевский театральный техникум. Странно, почему именно театральный? Не совсем понятный выбор. Возможно, сыграл свою роль драмкружок, а может быть Екатерина просто хотела поскорее «вырваться из дома» и получить профессиональное образование. Возможно, Катя рассуждала: в Киеве есть художники и художественные школы, она не будет бросать рисование и её обязательно заметят. Так витиевато рассуждала Екатерина Билокур.
К поездке в Киев, Екатерина готовилась основательно, - взяла метрику и справку о состоянии здоровья. Но и в Киеве разговор начался и закончился вопросом об аттестате.
Наступил, пожалуй, самый трудный, полный отчаяния период в жизни Екатерины. Особенно болезненно переживала она отсутствие духовной поддержки.
В то же время, она отправляется в настоящее паломничество в Канев, на могилу Тараса Шевченко.
Безысходность иногда так сильно охватывала глубоко верующую женщину, что она готова была расстаться с жизнью. Её больные ноги – горькая память о попытке утопиться поздней осенью 1934 года в ледяной воде реки Чугмага.
Но в том же 1934 году Екатерина принимает важное и бесповоротное решение: «Я буду художником»! Если научиться этому нигде не получается, она решает учиться самостоятельно, и даже родители не могут ей помешать.
Екатерина Билокур начинает овладевать искусством живописи сама.
Художницу всегда привлекали масляные краски. Они казались ей ослепительными, даже названия звучали сказочно: киноварь светло и тёмно-красная, кобальт тёмно-синий, ультрамарин, кадмий красный, краплак тёмно-розовый… это её любимые цвета. Кисти она делает из кошачьей шерсти Выбирает волоски одинаковой длины: девять, двенадцать, тридцать шесть миллиметров. Для каждой краски – своя кисточка.
Наставники в масляной живописи у Екатерины Билокур, видимо, были. Они и научили её грунтовать холст. Возможно, ей помогал учитель Иван Калита, тоже художник-любитель, а, возможно – иконописец из села Смотрики, единственный мастер, которого уважал отец Екатерины.
Наступает 1939 год, Екатерине Билокур 39 лет. По сельским понятиям, она уже старая, к тому же «чудачка», «одержимая», «всё цветочки рисующая».
Но, кажется именно в 1939 году, времена испытаний для Екатерины Билокур проходят. Вмешался случай, или судьба, или Бог.
Художница гостила у двоюродной сестры, в гостях она услышала по радио песню «в лузе не калина была», в исполнении прославленной певицы Оксаны Петрусенко. Или песня, или голос певицы, а может быть, и то, и другое, настолько поразили Екатерину, что она всю ночь просидела над письмом. Утром Екатерина отправила письмо по довольно необычному адресу: «Киев, Академический театр, Оксане Петрусенко».
Однако, слава певицы была настолько известной, что письмо не потерялось и дошло до адресата. Вложенный в конверт вместе с письмом рисунок на кусочке полотна – калина, поразил певицу. Посоветовавшись с друзьями, она отправилась в Центр народного творчества, изложила суть дела. В Полтаву поступило распоряжение – съездить в Богдановку, найти Екатерину Билокур, поинтересоваться её работами.
И вот в Богдановку приезжает Владимир Хитько, возглавлявший совет областного Дома народного творчества. Он был потрясен талантом художницы и забрал несколько картин с собой в Полтаву. Вскоре организовали выставку. В 1940 году в Полтавском доме народного творчества открылась персональная выставка Екатерины Билокур. Выставка прошла с огромным успехом. Художницу премируют поездкой в Москву. В Москве Екатерина Билокур посетила Третьяковскую галерею, Пушкинский музей изобразительных искусств. Екатерина потрясена:»Куда мне сельской девки думать об искусстве?!»
Но успокоившись, художница снова и снова пишет цветы, она не может их не писать, ибо лучшего нет ничего в мире.
Потом началась лютая Вторая Мировая война…
А в 1944 году в Богдановку приехал директор Государственного музея украинского народного декоративного искусства Василий Нагай – предложить выставку и купить картины. Именно, благодаря стараниям Василия Нагая, Музей располагает лучшей коллекцией работ Екатерины Билокур
Работала художница самозабвенно, но неспешно. Любила, писала, воспевала прежде всего цветы. Но не только.
Екатерина Билокур – автор пейзажей и портретов.
Послевоенная биография богдановской художницы складывается вполне благополучно. В 1949 году она была принята в Союз художников Украины, в 1951 – награждена орденом №Знак почета», получила звание народного художника Украины.
Теперь, когда Екатерине Билокур позволяло здоровье, художница ездила в Полтаву и Киев. У неё появились многочисленные друзья, главным образом художники и искусствоведы, которые с уважением и восхищением относились к «гениальной самоучке» из Багдановки.
Жизнь омрачали только серьезные «внутренние раздоры» в семье Билокур. Не будем заострять на них внимание.
Художница ушла из жизни в 1961 году.
Дом Билокуров в Богдановке стал домом-музеем Екатерины Билокур.
(перевод с украинского - Надежда Нестерова)
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: