Подготовка к Сочельнику
При подготовке к встрече с новорожденным Спасителем все члены семьи должны были подготовить как душу, так и тело. В день перед Сочельником держали строгий пост. Позволялось немного поесть в обед только детям. Поэтому неудивительно, что взрослые и детвора с нетерпением ожидали, когда же взойдет первая звезда и можно будет начать трапезу.
Ужин хозяйка готовила весь предрождественский день. К работе она должна браться обязательно с хорошим настроением, иначе пища не удастся, а это считалось плохой приметой.
Основное праздничное блюдо, сохранившее символизм поминального - кутью, ставили вариться еще на рассвете, чтобы с первыми лучами солнца вынуть из печи. Заливали ее чистейшей "предрассветной" водой, ведь готовилась "Божья еда" и еда для духов - святых и добрых душ покойников.
Пшеницу, из которой зачастую готовили кутью, нельзя было мешать, поскольку считали, что "пшеница на поле поляжет". Нельзя было готовить кутью в старых макитрах. Покупали и новые миски, ложки, - к Рождества посуда должна была быть новой.
В предпраздничный день не стоит пользоваться ножом, ведь можно счастье отрезать. Поэтому все работы, которые предусматривали использование ножа, делали накануне.
Нельзя ссориться в этот день. Наоборот нужно помириться с врагами, чтобы в новом году было мирно и в доме, и за домом.
Чтобы быть уверенной, что враги не будут злословить, хозяйка завязывает узелки на веревке - сколько узлов - столько врагов. Когда садится ужинать, ложит веревку под себя, говоря: "Чтобы так мои враги молчали, как эти узлы молчат".
В то время, как хозяйка хлопотала по дому, хозяин обходил свое хозяйство. Считали, что в этот день ни в коем случае нельзя кричать или бить скот. Даже если громко говорить с курами, то не будут нестись. Верили, что в Сочельник скот будет разговаривать с Богом.
Призыв стихий к ужину
Перед Сочельником хозяин под дверью призывает стихии и диких зверей на ужин, чтобы на следующий год не делали вреда.
Дети с трепетом ждут окончания магического действа, которое исполняет отец за дверью, не смея выглянуть. После этих приглашений отец возвращается домой не оглядываясь и закрывает плотно дверь. Теперь уже никому нельзя выходить из дома во время ужина. Только старшие дети после трапезы смогут понести ужин крестным и родственникам.
Свеча как символ жизни
На столе во время Сочельника непременно должна гореть восковая свеча, которая знаменовала собой жизненную силу - солнце, к которому приравнивается пчела. Ее вставляли в хлеб. На Лемковщине и Галичине свечу ставили в кружку с ярым зерном, которое впоследствии подмешивали к посевному.
Зажигая свечу, хозяин говорил: "Гори, праведное солнце, святым душечкам и нам живым, грей землю-матушку, наши нивы, нашу скотинку!"
Тушить свечу на Сочельник нельзя, ибо она считалась символом жизни, поэтому должна догореть до конца. Когда же кто-то случайно погасит свечу, то верили, что в следующем году кто-то умрет в семье. Если во время ужина свеча горит ясно, то будет хороший год, если мигает и коптит - не будет большого благоденствия.
Традиции Святого ужина
На Святой ужин все члены семьи должны быть дома. "Боже сохрани где-то заночевать в эту ночь, потому что целый год будешь блуждать по миру". Ведь Святой ужин - это совместный ужин всего рода, символ домашнего очага. Покойные родственники по народному поверью также собираются на этот ужин.
Садясь за стол, нужно было сначала подуть, чтобы не придавить душу. Не разрешалось вставать из-за стола во время ужина. Также громко разговаривать.
За ужином не пили, потому что в жатву жажда будет мучить. Если воды хотелось парню, то отец говорил: "Не пей, сынок, воды за Святым ужином, ты - казачьего рода, как вырастешь - в поход пойдешь славу добывать, а в походах всякое бывает: бывает и так, что жажда мучает ... Так знай: выдержишь жажду Святым ужином - никакие походы не страшны".
Нельзя было прогонять бездомных, бедных, одиноких, ведь сам Бог мог прийти на ужин в образе бедняка. Присутствие такого гостя наоборот считалась хорошей приметой и хозяева старались ему угодить.
После ужина посуду не мыли, а оставляли для душ умерших, которые еще раз ночью придут поживиться. На Западном Подолье ложки всех, кто был за столом, связывали вместе, чтобы род держался вместе на следующий год.
Во время ужина часто ели из общих мисок, пили из одной рюмки, поскольку считали, что пока так будут делать, до тех пор будет мир и согласие в семье. Хотя употреблять алкоголь во время поста считается грехом, в Сочельник разрешалось выпить рюмку-две вина или наливки.
Отдельные тарелки и ложки ставили только для усопших родственников и тех из семьи, кого не было дома на Сочельник.
Не спать до третьих петухов
После ужина, который мог длиться и четыре часа, спать ложиться нельзя, потому считалось, что проспишь Царство небесное. К тому же хозяева имели гостить с добрыми духами, которые посетили Сочельник.
Нельзя было спать, чтобы в хозяйстве не поселились злые духи, ведьмы, упыри, блуждающих в эту ночь. Только под утро, после "третьих петухов", когда уже все плохое не имеет силы и возвращается туда, куда куриный голос не доходит - тогда хозяин может заснуть и то настороже, одетым.
Традиционно колядовать ходили только парни. На Покутье начинали колядовать накануне Рождества, на Левобережье - в первый день, на Подолье - только на второй день праздников.
Традиция колядования девичьих групп значительно более поздняя. Колядницы ходили только на второй день после обеда к своим подругам.
На первый день Рождества нельзя было ходить к соседям и знакомым, однако обязательно женатые дети: сын с невесткой или дочка с зятем должны везти "к деду ужин" уже со своими детьми. Этот "Родовой ужин" является символом единства, объединения рода.
На Приднепровье этот ужин заканчивался дарованием подарков повзрослевшим детям и внукам. У гуцулов, а также в некоторых селах Полтавщины и Черниговщины Родовой ужин заканчивался танцем - хвалой солнцу.
Желаю нам мира в стране, здоровья и понимание в семьях! С Рождеством Христовым!
Это интересно
+6
|
|||
Последние откомментированные темы: