В российской истории встречаются примеры потрясающих библиофилов, истинных хранителей знаний. Чем закончилась судьба одного из самых неординарных классификаторов научного знания Николая Рубакина? Почему предание забвению столь яркой фигуры в Советском Союзе навредило уровню образования? Что такое библиопсихология и нужна ли она нам?
Буквально вчера, просматривая журналы «Красный библиотекарь» за 1930-е годы, обнаружил такую статью: «Что такое рубаковщина? Библиопсихология как буржуазная теория чтения и работа с читателем». Автор статьи некий Л. Шифман. Вот что он, в частности, писал: «Всякая попытка Рубакина и его более или менее ортодоксальных учеников положить в основу индивидуализированного подхода к читателю психофизиологические особенности организма последнего нужно рассматривать как защиту буржуазной теории чтения. Библиопсихология – это субъективно-идеалистическая теория библиотечной работы, даже не пытающаяся подделаться под марксизм. Рубакинщина – смертельный враг марксистско-ленинского мировоззрения, Она должна быть разоблачена до конца» («Красный библиотекарь», 1932, №1, с.14-23).
Поскольку не все знают о Н.А. Рубакине и его работах, даю краткую справку о титанической деятельности этого замечательного человека. Николай Александрович Рубакин (1862 – 1946) – известнейший популяризатор, автор множества книг для народа, создатель библиотек, библиографических пособий, рекомендательных каталогов, по праву может считаться виднейшим библиотекарем. Рубакин был не просто трудолюбив, он был трудоголиком. Незадолго до смерти он составил таблицу: прочитано – 250 тыс. книг. Создано – 49 больших научных работ. Собрано – 230 тыс. книг. Составлено и разослано – 15 тыс. программ по самообразованию. Опубликовано – более 350 статей в 115 периодических изданиях. Сотни книг отредактировал, тысячи писем написал. В столе, после его смерти, нашли два больших неопубликованных романа. И все это – за жизнь, длиною в 84 года.
Необыкновенно цельный, целеустремленный человек, Рубакин очень любил книги, но не был скаредным библиофилом. В 1880-х годах, только окончив университет, он стал создавать свою библиотеку. И чтобы ее пополнить, брался за любую работу корректора. А собрав около 80 тысяч книг, передал их полностью и безвозмездно «Лиге образования» в Петербурге (длина полок составляла 1 версту, 250 сажен и 9 дюймов). В Швейцарии, где он прожил последние 40 лет, собранной им библиотекой (100 тыс. томов) пользовались все слависты мира, вся эмиграция. Около Кларана в Монтре у Рубакина возник русский клуб. Требование к читателям у него было только одно: бережное возвращение взятых книг. Свою огромнейшую библиотеку Рубакин завещал России. Сейчас она находится в Российской государственной библиотеке (РГБ), составляя особый фонд – фонд «Рб».
Детство его прошло в Ораниенбауме, где купцов Рубакиных уважали и почитали (его отец был 18 лет городским головой). Двенадцатилетним мальчиком он сочинил свой первый приключенческий роман и пьесу, в 13 – стал издавать рукописный журнал «Стрела», в 16 – напечатал первую свою статью в журнале «Детское чтение» и даже получил гонорар. В университете учился на естественном факультете (вместе с А.И. Ульяновым). Окончил его с отличием, одновременно посещая все лекции на историко-филологическом и юридическом факультетах.
Свою библиотеку он открыл на Большой Подьяческой в Петербурге (в основе которой – 6 тыс. книг из собрания своей матери). Библиотека стала базой для воскресных рабочих школ, которые взрастили первых рабочих-агитаторов, рабочих-марксистов. Для них Рубакин подбирал учебные пособия, нелегальную литературу. Библиотека стала местом явок для нелегалов. Рубакин активно в этом участвовал: бегал на сходки, писал прокламации, хотя и не был революционером.
Идея его была проста: народу нужны знания, нужны миллионы популярных книг, тысячи всем доступных библиотек. Рубакин и его добровольные помощники провели анкетирование более 4 тыс. человек и в его библиотеке, и в воскресных рабочих школах. Оказалось, что большинство книг были непонятны народу. Выводы были опубликованы в книге «Этюды о русской читающей публике»: интеллигенция оторвана от народа…
В 1896 году его высылают из Петербурга в Рязань. В 1901 году последовал арест и высылка на 2 года в Крым, в деревушку близ Алушты – под надзор полиции. В первую русскую революцию он пришел эсером. Активно писал листовки, многочисленные брошюры и, как следствие, ссылка под полицейский надзор в Новгород.
В 1907 году Рубакин, почувствовав отвращение к политике, уехал в Швейцарию и вышел из партии эсеров. Внимательное изучение читательских интересов привело Н. Рубакина к убеждению в существовании разных читательских типов. Он их исследовал и классифицировал. Рубакин предугадал науку библиопсихологию, которая «есть наука о социальном и психологическом воздействии книги». Его главный труд – руководство для читателя «Среди книг», содержит 22 тыс. названий. Каждое название снабжено звездочкой, цифрой. В приложенных таблицах читатели могли найти себе книгу, руководствуясь не только темой, но и своей подготовкой.
По книгам Рубакина приобщились к знаниям миллионы людей. На критику в свой адрес, что, мол, знания никогда не приобретаются в популярных книжках, отвечал: популяризатор выращивает не знания, а убеждения. Мерилом ценности научно-популярного издания Рубакин считал не объем знаний, а влияние книги на читателя («не учить, а образовывать»). В своей швейцарской библиотеке он собрал все русские журналы и газеты (с 1860-х годов), все издания эпохи первой русской революции, коллекцию нелегальной литературы.
С 1930 году Рубакин стал получать пенсию от Советского правительства. Кроме того, ему присылали все главные советские периодические газеты и журналы, множество книг. Рубакину дарили свои издания многие выдающиеся ученые и писатели. В его библиотеку передала свою коллекцию дочь Герцена – Наталия Александровна, туда же влилось и собрание Густава Броше, участника Парижской коммуны. Все было тщательно отсортировано, подшито, зарегистрировано.
Рубакин публиковал реферативный материал о советских книгах в изданиях при Лиге Наций, знакомя зарубежных читателей с советской литературой. В годы второй мировой войны Рубакин заботился о советских военнопленных, вел обширную переписку, пытаясь облегчить их участь. Урна с прахом Рубакина захоронена в стене Новодевичьего кладбища в Москве. На надгробье, изображающем книгу, выгравирован любимый его девиз: «Да здравствует книга – могущественнейшее орудие борьбы за истину и справедливость».
Публикация в журнале «Красный библиотекарь» за 1932 год это только небольшой эпизод в истории нашей науки. В 1936 году были, например, изданы сочинения Юстуса Либиха (1803-1873), одного из создателей агрохимии как науки. Так вот, из этих сочинений были выброшены целые главы, а остальные «отредактированы» в соответствии с «марксистско-ленинским» мировоззрением. Это можно легко проверить, посмотрев дореволюционные издания ученого.
Однако эти издания есть только в крупных библиотека и фондах. А студенты ведь учились по изданию 1936 года, думая, что именно так писал Либих. И таких примеров можно привести много. Студентов начали не образовывать, а заставлять заучивать. К руководству наукой стали приходить карьеристы с партбилетом, которые не хотели бороться за истину и справедливость, а видели в науке средство для получения различных благ.
И, как метко отметил Лев Николаевич Гумилев, они боролись за снижение требований к высшей школе. Правда, был небольшой временной промежуток во время войны. Тогда партийному руководству приходилось назначать на руководящие посты в науке и технике талантливых и квалифицированных специалистов без партбилета. Но после войны все вернулось на круги своя. Все это подготовило почву для печально знаменитой сессии 1948 года, после которой к руководству наукой пришло огромное число карьеристов, ловко использующих «марксистско-ленинскую» терминологию для объяснения своих провалов в исследованиях, умело держась на плаву.
И сегодня у руля науки осталось немало назначенцев, поставленных этими карьеристами. Такое положение было почти во всех отраслях, исключая некоторые, связанные с военно-промышленным комплексом. Именно эти «специалисты» придумывают всякие ЕГЭ и прочие «прелести» образовательных процессов в нашей стране, которые все больше усугубляют ситуацию с качеством подготовки специалистов народного хозяйства. Еще больше усугубляет ситуацию отсутствие развития реального производства, что, конечно, не способствует мотивации молодежи к продолжению образования, которое раньше называлось внешкольным. Вот и пустуют залы публичных и научных библиотек у нас в стране, тогда как в Японии, США, Южной Корее, Китае и других странах они постоянно полны читателями, несмотря, кстати, на интернет.
автор статьи Александр Рашковский
Литература:
1. Разгон Л. Последний энциклопедист // Пути в незнаемое: Писатели рассказывают о науке. – М.: Советский писатель, 1987. – С. 159 – 193.
2. Разгон Л. Младший Рубакин // Альманах библиофила, вып.11. М.: Книга, 1981. – С.47 – 49.
3. Рубакин Н.А. Избранное. В 2-х томах. М.: Книга, 1975.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+5
|
|||
Последние откомментированные темы: