Одной из наиболее распространенных ошибок, допускаемых в медитации, является стремление достичь состояния чистого сознания. Но любая попытка оборачивается еще большим уходом от цели. И только когда человек перестает пытаться, весь процесс происходит согласованно, и цель, к которой он так долго стремился, становится совершенно понятной.
Идея, что ум должен контролироваться, прежде чем он придет в состояние покоя - это всегда результат неправильного понимания функций ума. Многие замечают, как их разум бродит от одной мысли к другой, никогда не останавливается на чем-то одном, не говоря уже о полном безмолвии при постоянно меняющейся панораме мыслей и образов. И человек полагает, что это свойственно уму - переходить от одной мысли к другой. Исходя из этой ложной предпосылки, человек приходит к убеждению, что если ум должен успокоиться, то его следует контролировать: ему необходимо запретить следовать своему естественному свойству.
Тексты древних трактатов дают заключение, что ум человека похож на обезьяну, которая прыгает с ветки на ветку. Считается, что обезьяны — очень озорные, беспокойные животные и единственный способ заставить обезьяну сохранять спокойствие — это привязать ее. Поскольку ум склонен блуждать, то привязать его так же будет очень сложно.
В результате развивается огромное количество техник, и все они стремятся контролировать ум. Некоторые из них пытаются удержать внимание на одной мысли, в то время как другие пытаются держать ум свободным ото всех мыслей. Но все они неизменно утверждают, что дисциплина и усилие - самые важные факторы для достижения цели. Особенно приятная мысль или образ, на которой сосредоточен ум, очень быстро утомится ею, и он начнет блуждать в поисках еще более приятного ощущения.
Становится очевидным, что суровая умственная дисциплина и контроль необходимы, чтобы удержать ум на избранной теме. Но как только человек попытается это сделать, то сразу же обнаруживается, что на самом деле это очень тяжело. Ощущение подтверждает аргументы и в основе техники подозревается фундаментальный изъян.
То, что основной природой ума является его свойство блуждать и является этой неверной предпосылкой.
Опытный охотник на обезьян знает, что обезьяна прыгает с ветки на ветку по определенной причине: она что-то ищет, возможно, больше бананов. Охотник знает, что преследовать обезьяну, лазая с одного дерева на другое, бесполезно. Гораздо проще и быстрее положить гору бананов у дерева, и обезьяна сама спустится вниз. Зная потребности обезьяны, он успокаивает ее без всякого труда.
Аналогично и с умом. Главная сущность его не просто блуждать, а устремляться к источнику более полного удовлетворения.
Когда мир вокруг меняется, когда мы утомлены, внимание перемещается в поисках полного удовлетворения. Это происходит лишь потому, что нет ничего во внешнем мире, что дало бы постоянное удовлетворение и поэтому ум находится постоянно в движении. Так значительно проще и быстрее осознать, в чем источник удовлетворения, скрытый где-то внутри, и дать возможность уму успокоиться без принуждения и контроля.
Питер Рассел. Высшие состояния сознания.
Питер Рассел (Peter Russel) - британский автор десяти книг и продюсер трех фильмов о сознании, духовном пробуждении и их роли в будущем развитии человечества. Питер является популярным общественным оратором. Автор книг «Глобальное пробуждение мозга» , «Белая дыра во времени», «От науки к Богу», «Высшее состояния сознания», «Креативный менеджер», «Революция сознания».
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: