Хотя многие знают, что упражнения для дыхания полезны, мало кто их использует на занятиях танцами. А ведь такие упражнения как минимум увеличивают выносливость, оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую систему, а в случае стрип пластики придают движениям естественную пластичность.Многие дыхательные техники существенно отличаются друг от друга, но это не значит, что им не стоит доверять или что надо определить среди них правильную. Все они хороши, это просто разные пути к достижению одних целей.
Упражнения на дыхание йоговНаиболее известны упражнения на дыхание йогов. Первое, что чаще изучается в этой практике - это очищающее дыхание (описывать детально упражнения я не буду - в статью это не поместится, по каждой из практик существует множество книг-руководств). В вкратце суть его в медленном и равномерном выдохе через губы "трубочкой". Вы как будто дуете на свечу, причем столь равномерно, что пламя не колеблется, а ровно отклоняется в сторону чуть-чуть.
Практическое применение этого дыхания в хореографии несколько ограничено тем, что после него хочется лечь или даже поспать. Поэтому возможно его использование в конце занятия. Очищающее дыхание очень успокаивает и умиротворяет.
Использование дыхания йогов в танцеВстает вопрос о наиболее удобных формах использования этого дыхания в танцевальных занятиях. Я отмечу две формы, хотя, подключив фантазию, а, также проанализировав упражнения и их эффект, Вы найдете намного больше.
- 1. Интенсивное дыхание с постепенно увеличивающимся темпом. Затем темп постепенно снижается. Целесообразно сочетать с движениями рук, способствующими раскрытию грудной клетки на вдохе и закрытию ее на выдохе. Это делает дыхание более глубоким плюс, развивает способность ученика раскрывать и сжимать грудную клетку, что нужно нам в танцевальных движениях. В своей работе в Diva dance я применяла это упражнение после интенсивных нагрузках, быстрых танцах, чтобы убрать ощущение усталости.
- 2. Многоступенчатое дыхание. После задержки на выдохе, Вы осуществляете первый вдох, делая его маленьким, затем выдыхаете не до конца, следующий чуть больше, опять выдыхаете не до конца и т.д. Таких вдохов-ступеней может быть 3, 4 или более. На таком дыхательном упражнении можно развивать естественность движения груди и рук вокруг нее в эротическом танце.
Александра Николаевна Стрельникова - педагог, работающая со многими московскими театрами. Еще с 70х она ставит голос актерам, вокалистам, дикторам. Основа дыхания - форсированный вдох при высокой частоте дыхания. Разумеется, осуществляется недолго - по 4 или 8 раз - несколько заходов с перерывами. Вдох - только через нос, Вы как бы шмыгаете носом, выдох пассивен (в описанном выше упражнении йогов - выдох очень активен), осуществляется через рот.
При этой методике шумный выдох недопустим.
Дыхание способствует увеличению жизненной емкости легких, что положительно влияет на выносливость.
На танцевальных занятиях можно использовать те же формы, что и в предыдущем примере (интенсивное дыхание йогов). Вы спросите - в чем же разница?
Как я уже отмечала, у йогов форсируется выдох, а у Стрельниковой - вдох. Соответственно, выбираем дыхательное упражнение, исходя из танцевального движения. Если акцент при движении падает на раскрытие рук, грудной клетки, то используем дыхание Стрельниковой (хотя при более медленном темпе можно и интенсивное дыхание йогов). Тогда как если акцент - на сжатие, контракцию, то хорошо подходит интенсивные выдохи через рот йогов. К тому же, применение резкого выдоха после глубокого вдоха делает контракцию более глубокой. Ученики находят новые грани исполнения движений и обнаруживают, что могут делать прежние знакомые движения с намного большей амплитудой.
Методика трехфазного дыханияЕсть еще методика трехфазного дыхания, успешно опробованная в России на учащихся классическому танцу. И незаслуженно забытая. Для многих включать дыхательные практики в танцевальные занятия было и будет неоправданным новаторством. Цель этой практики - научить контролировать дыхание. Особенно это важно при многочисленных прыжках, когда дыхание невольно сбивается и становится повенрхностным.
Суть в разделении дыхательного цикла на три части: выдох, пауза, "возврат дыхания" (т.е.вдох). На выдохе также можно произносить различные звуки и их комбинации. Трудность применения состоит в том, что такое дыхание труднее привязать к движениям, хотя тоже можно. И действительно, попробовав так дышать при быстрых движениях, Вы обнаружите, что дыхание не превратится в поверхностное.
Статья полностью - http://www.divadance.ru/reports/r0_breath_i_dance.htm
Это интересно
0
|
|||
Комментарии временно отключены