Сейчас становится всё более очевидным, что цель намечающихся реформ в Русской Православной Церкви – это не <сразу> уния с Ватиканом, как полагают некоторые, а «европравославие» с его секулярным приспособлением Божественного кчеловеческому (и даже подчинения ему, поставления ему на службу) и с «паноптикумом» современных отцов-модернистов и либеральных церковных публицистов.«Европравославие» – это совершенно новая «генномодифицированная» разновидность православной веры, некое «православие-light», не нуждающееся ни в высоких делателях молитвы, ни в монахах, как хранителях православной духовности и света мiру, ни в традиционной монастырской жизни; «европравославие» – это псевдодуховная «синтетика» без какого-либо внутреннего аскетического подвига: православие без Креста. Но мы знаем, что без Креста – так и без Христа.
Для продвижения в массы и в сознание верующих постулатов нетрадиционной европравославной ориентации задействован с одной стороны – боевой отряд бездуховных «миссионеров», а с другой – молодое духовенство (включая талантливого и креативного митрополита – сторонника «стратегического альянса» православных с католиками и протестантами), воспитанное в либеральных экуменических парадигмах.
Стратегия миссионеров «европравославия», о которой они, естественно умалчивают, дабы их грандиозный обман не раскрылся раньше времени, состоит в следующем: путем «массовой миссии» попытаться формально вовлечь в лоно Церкви как можно больше населения РФ, невоцерковлённой молодежи и гламурной публики, чтобы через десяток лет консервативное большинство православных верующих (а сейчас это именно большинство, с которым никакие богослужебные реформы, никакой церковный либерализм и экуменизм невозможны) превратилось в вымирающее,разбавленное водой меньшинство, и тем самым произошла бы трансмутация православной духовности. А с таким «водянистым» европравославием можно делать, что хочешь. Сами же такие «новые православные», когда их будет большинство в нашей Церкви, потребуют облегчённой дисциплины в канонической (посты, календарь), литургической (русификация, отмена исповеди и тем самым – нивелирование самого понятия греха и проч.), и, возможно, изменений в вероучительной области. И тогда уже никто не сможет показывать пальцем на каких-то «обновленцев» и «модернистов», ибо само большинство новых европравославных будет выступать за новую Реформированную Православную Церковь, разделяющую либеральную идеологию евроантлантического выбора и выступающую за евроинтеграцию России.
После «выдавливания» как можно большего числа традиционалистов и «клинически воцерковленных», как позволил себе высказаться о православных верующих один архиерей, в Церковь будет привлечена массовка, у которой «Бог в душе» и которая может воспринимать только модернизированное вероучение и упрощенную обрядовую сторону церковного богослужения, ибо в «новом» церковном сознании обряд не будет сакрально-содержательной частью, а лишь необходимой формой служебного назначения.
Но вряд ли сами миссионеры «европравославия» верят в миссионерскую эффективность своих реформаторских затей, разрушающих многовековые церковные традиции. Однако раз они всё же решили осуществлять перестройку в Церкви, то не исключено, что их реформаторская деятельность преследует какие-то иные цели, о которых пока можно только догадываться, хотя не задуматься тоже нельзя…
Вся беда состоит в том, что в нашей Церкви появились люди, которым ничего не дорого в русском православии: ни церковное предание, ни богослужебные традиции нашей Церкви, ни каноны, ни юлианский календарь, ни церковнославянский язык… Характерным складом ума этих неутомимых либеральных тружеников церковной евроинтеграции является разрушение. Разрушение всего традиционного под видом миссии и ради модернизации Церкви. Отдельно выхваченные частные прецеденты из многообразной церковной истории и богослужебной практики выставляются ими как достаточный повод реформировать уже сложившиеся традиции.
«Главное, – лицемерно говорят нам эти церковные революционеры, – это не нарушать догматы! Ведь раз священноначалие не нарушило ни одного догмата, тогда и нечего заниматься миссиофобским “ересеискательством”! Ну, поцеловали некие православные священнослужители Римскому папе ручку, ну отслужили “миссионерскую литургию” с мультимедийным пояснением происходящего на установленных в храме экранах, но разве есть в этом нарушение православной догматики или литургики? Это же блестяще продуманный миссионерский ход! И только глупые миссиофобы-охранители могут возмущаться этим. А вот если не будет чистоты догматов – не будет самой Церкви. А с русским богослужебным языком, с исправленными канонами, с миссионерскими богослужениями, с измененным календарем – Церковь все равно будет оставаться православной». Таков постоянный лейтмотив причитаний нынешних церковных реформаторов-обновленцев.
Но так ли это? Как верно подметил один мудрый паталогоанатом, конечно, если человеку поотрубать руки-ноги, человек останется самим собой. Но если только это совершают не враги, то зачем рубить-то? Несмотря на тысячелетнюю историю, наша Церковь чрезвычайно молода. Она статна и красива – так зачем же со спокойной совестью смотреть на искривление ее позвоночника? Ведь в таком состоянии она быстро зачахнет, превратится в дряхлого старика и станет просто одной из ячеек политической системы, лишенной всякого духовного влияния, чего и добиваются наши церковные евроинтеграторы и «миссионеры в законе». Назвать это жизнью – никак нельзя. Назвать православием – весьма проблематично. Ведь право-славие – означает прославление Бога в полноте Священного Предания, а не в его ущербности. И богослужебные тексты на церковнославянском языке, содержащие всю полноту святоотеческого богословия, и строгость нашей литургической практики, включающей в себя неотъемлемость таинства исповеди перед причащением Св. Таин, и юлианский календарь, освященный жизнью Господа нашего Иисуса Христа, и древние русские традиции церковного благочестия – все это неотъемлемая часть Священного Предания, прозябшего в Церкви Русской и наложившего неизгладимый благодатный и спасительный отпечаток на проявление церковности русского народа. Ради призрачных миссионерских евроинтеграторских целей и стремления угодить духу мiра сего сознательно руша это, мы тем самым провоцируем к уходу из Русской Церкви многих ее верных чад и лишаем надежды на спасение будущие поколения православных верующих.
Очевидно, что для приведения нашего православного богослужения в соответствие новым гуманистическим евростандартам и «мультимедийным технологиям», т.е. для широкого пути в «европравославие» потребуетсятрансмутация традиционного церковного сознания православных верующих.
Но верят ли сами наши миссионеры «европравославия» в свои прекраснодушные розовые миссионерские затеи? Скорее всего – нет. Поэтому призывы к реформированию традиционного православного богослужения (якобы в миссионерских целях) свидетельствуют только об одном: об отсутствии подлинной веры в Бога у нынешних миссионеров-реформаторов (а возможно, здесь преследуются и определенные антихристианские цели). Никого, никогда и никакими человеческими силами обратить ко Христу невозможно: «Никтоже может приити ко Мне, аще не будет ему дано от Отца Моего», – говорит Господь. Об этом же замечательно сказал архимандрит Рафаил (Карелин): «Если Бог не призвал, то никакие ухищрения не помогут».
Путь в «европравославие» часто маскируется под благовидный лозунг «возврата к практике Древней Церкви».
Такой лукавый прием имеет целью добиться желаемых церковных реформ, хитро осуществляемых под благовидным предлогом возвращения к древней традиции. В основу реформы полагается древняя, уже отжившая, форма или традиция церковной жизни. Этот приём носит наименование «модернизм через традицию». Ну, например, давайте снесем Московский Кремль в его нынешнем виде ради благого дела сохранения исторического облика центра Москвы: ведь при Иване Калите Кремль выглядел совсем иначе, чем сегодня. Вот и давайте восстановим его в первозданном виде! Во времена свт. Василия Великого причащались четыре раза в неделю, – почему бы нам не вернуться сейчас к этой древней практике и причащаться за каждой литургией?
«Европравославие» немыслимо без новой кадровой политики. А для этого необходимо взращивание нового поколения священнослужителей. Чтобы масштабные обновленческие реформы, задуманные как расчищение площадки под грандиозный евроинтеграторский церковный Проект, были успешно осуществлены, необходимо, чтобы реформы сии осуществлялись усилиями нового поколения епископата и священства, воспитанных в отрыве от многовековых традиций Русской Церкви, т.е. в новых «традициях» церковного либерализма, и за счет притока в Церковь новых «европравославных». Возможно именно для этой цели служит начавшаяся тенденция на дробление крупных епархий: ведь больше епархий – это и больше новых епископов новой формации с либерально-реформаторской ориентацией в противовес архиереям старого поставления с их традиционными взглядами на церковные традиции.
Митрополит Иларион (Алфеев)говорит об этом открыто: «Мы должны, по сути дела, создать новое поколение священнослужителей – тех, которые по своему интеллектуальному и духовно-нравственному уровню будут отвечать потребностям современной эпохи» (10 мая 2010 г. на встрече с руководством, преподавателями и учащимися Московской Духовной академии и семинарии).
О несогласных с концепцией митрополита Илариона о созданиинового поколения европравославных священнослужителейпредседатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) высказался 15 сентября 2010 года в интервью газете «НГ-религии». На вопрос, учитывает ли священноначалие Русской Православной Церкви мнение консервативной части духовенства и мирян о экуменическом диалоге, митрополит Иларион заметил:
«Да, группы противников межхристианского и межрелигиозного сотрудничества существуют в каждой из поместных Православных Церквей. Чаще всего эти люди не имеют глубокого знакомства как с инославными христианами, так и со спецификой такого рода сотрудничества. Следует признать, что дискурс многих “ревнителей” зачастую носит не богословский, а психологический и даже политический характер, что существенно затрудняет ведение с ними дискуссии, ибо разговор ведется при этом на разных языках. Тем не менее, диалог с противниками межхристианских контактов в нашей Церкви имеет место, их мнение принимается во внимание при составлении соборных документов, при принятии соответствующих решений. Думается, что популярность такого рода “ревнительства” в нашей Церкви будет уменьшаться, так как Россия постепенно занимает свое место в мировом сообществе, к нам приезжают миллионы иностранных гостей, имеется колоссальное (притом постоянно растущее) число смешанных браков с инославными, миллионы наших православных соотечественников живут за границей. Это способствует близкому знакомству наших верующих с неправославными христианами и учит их искать пути взаимодействия».
Поразительная откровенность митрополита Илариона, члена Священного Синода нашей Церкви. По мнению владыки, по мере того, как будет возрастать количество смешанных браков с инославными, а наши молодые люди будут все больше знакомиться с неправославными христианами и вероучением западных еретиков – число православноверующих («ревнителей» по выражению митрополита Илариона) будет стремительно уменьшаться.
Неужели владыка ради искоренения ненавистных ему «ревнителей» – защитников и носителей отеческой веры и церковного Предания – радуется, что в России растет число таких браков и Россия богатеет иностранцами? Более нелепой причины уменьшения популярности «ревнителей» и не придумаешь.
Всегда в православной России смешанные браки воспринимались как грех, как горе, с сокрушением. Но глава ОВЦС радуется стремительному росту этих смешений. Он в восторге от того, что все большее число русских живет за границей, что происходит духовная ассимиляция.
По его мнению «дискурс многих “ревнителей” зачастую носит не богословский, а психологический и даже политический характер, что существенно затрудняет ведение с ними дискуссии, ибо разговор ведется при этом на разных языках». Самому же архиерею вроде и невдомек, что его высказывания, приведенные выше, – и есть неотразимый пример этого самого политического и психологического, да еще и просто примитивно расчетливого подхода. Где тут богословие? Где духовная рассудительность по учению нашей матери-Церкви? Поразительны сии откровения владыки митрополита, которые выдают с головой природу и характер его собственного дискурса. Он явно не преднамеренно, а вполне органично и искренне «забывает», что помимо названных им языков существует главный язык – язык духа, язык Предания Церкви, язык духовного опыта многих поколений святых православной Церкви. Только этим языком и может быть адекватно выражено существо глубочайших различий между православными и католиками, несопоставимость их духовных практик, великого опыта Церкви, который и запечатлен навеки в догматах, канонах и Предании Церкви, в житиях православных святых.
Владыка Иларион в интервью также отмечает, что «диалог с противниками межхристианских контактов в нашей Церкви имеет место, их мнение принимается во внимание при составлении соборных документов, при принятии соответствующих решений». Однако эти слова также вызывают недоумение: где и когда мнение консервативно-настроенной части духовенства и мирян в последнее время учитывалось? Где и когда состоялся с ними диалог в любой нормальной представительной форме (не говоря уже о нормальных, честных и открытых богословских дискуссиях)?
Для целей «европравославия» осуществляется «реформирование всей системы богословского образования Русской Православной Церкви». Для этого теология включена в перечень научных дисциплин (теология у католиков – академическая наука).Преподавание целиком переходит на Болонскую систему – западный образец, крайне неблагоприятно воздействующий на преподавание любой гуманитарной дисциплины. Духовное образование в России должно, таким образом, тонко «настроиться», чтобы войти в единое европейское пространство высшего образования.
Налаживается регулярный студенческий обмен между духовными учебными заведениями Русской Православной Церкви и Католичества. Стажировками наших студентов руководит ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, заведующий кафедрой внешних церковных связей митрополит Иларион (Алфеев). Именно к этому пункту программы «реформирования всей системы богословского образования нашей Церкви» должно быть приковано особое внимание православной общественности. Процессы стажировки молодых православных священнослужителей на Западе были запущены еще митрополитом Никодимом (Ротовым). На базе учебного заведения при ОВЦС МП была создана Общецерковная аспирантура. Именно там с 2009 года проводится подготовка преподавателей и богословов для новой системы духовного образования РПЦ.
Путь в европравославие пролегает также и через размывание вероучительных и цивилизационных различий с католическим Западом. Выступая 23 декабря 2013 года перед сотрудниками научного центра Института всеобщей истории РАН, митрополит Иларион (Алфеев) рассказал о своем видении православно-католических отношений. «Если раньше о православных говорили как о схизматиках и еретиках, отделенных от Церкви, а о Православной Церкви − как еретическом сообществе, в котором нет действительных Таинств, то Второй Ватиканский собор предложил совершенно иные формулировки. Православные Церкви стали рассматривать как обладающие апостольским преемством иерархий и действительными Таинствами, но не находящиеся в общении с Римом», − пояснил митрополит Иларион, отметив, что это естественным образом изменило и отношение к католикам в среде православных.
В ходе своего выступления митрополит Иларион сделал ещё одно весьма примечательное заявление, что вступление православных в диалог с католиками «означало мораторий на использование термина “ересь”, “еретик” в отношении Католической Церкви. Мы взаимно отказались от классификации друг друга в качестве еретиков» (https://mospat.ru/ru/2013/12/23/news96201/).
Итак, митрополит Иларион преподнес прекрасный «креативный» подарок к католическому Рождеству: Его высокопреосвященство сообщил, что Католическая церковь более не рассматривается как еретическая и с восторгом напомнил, что на Втором Ватиканском соборе нас больше не обзывали еретиками и даже признали право на жизнь.
Вероятно во имя будущего «евроатлантического выбора» нашего богословского образования был наложен мораторий на употребление «неполиткорректных» слов «ересь», «еретик», дабы не обидеть еретиков и выстраивать с ними толерантные теологические диалоги и взаимоотношения. Можно предположить, что следующим этапом «церковной евроинтеграции» будет мораторий на ещё более неполиткорректные слова «грех», «грешник»…
У многих верных чад Русской Церкви возникает вопрос: кто же эти загадочные «мы», от имени которых Его высокопреосвященство накладывает сомнительные «моратории» на многовековую святоотеческую терминологию? Вселенская Православная Церковь? ОВЦС? Или сам ревностный радетель «церковной евроинтеграции» митрополит Иларион?
Верным способом познания воли Божией является изучение Священного Предания Церкви, т.е. Священного Писания, деяний церковных Соборов и суждений святых разных времен и народов. Если по какому-либо вопросу церковной жизни имеется согласное мнение святых, то такое согласное их суждение является суждением Духа Святого, обитающего в этих святых, и признается учением Божественным, учением Церкви. О латинстве как ереси существует согласное суждение святых отцов Православной Церкви.
Особенное возмущение у людей, когда-то искренне симпатизировавших Церкви, вызывает сращивание церковных структур с бизнесом и чиновниками, тем более, что часто приобретаемые Церковью средства идут на финансовую поддержку не паствы и наиболее нуждающихся прихожан, а совершенно определённых элитарных церковных структур. По словам православного эксперта Ольги Четвериковой, «новая церковная экономика» только создаётся, но уже очевидно, что она носит открыто элитарный характер. В «новой церковной экономике» появился даже такой термин, как «православный банкинг», призванный обозначать «незамутнённую моральную чистоту в отношениях с клиентами». Само по себе сочетание таких слов, как «православный» и «банкинг» не просто режет слух, но и недопустимо, – пишет Ольга Четверикова. Этот «православный банкинг» в свете нарастающего экономического расслоения российского общества может окончательно оттолкнуть людей от нашей Церкви и ее священноначалия.Но самое печальное то, что этот самый «православный банкинг» вкупе с дешевой миссионерской риторикой, олицетворяющий новый образ элитарного в социальном плане «православия людей карьеры и успеха», стал публично оправдываться. Так, например, известный протоиерей Всеволод Чаплин, отвечая 11 апреля 2011 года на вопросы слушателей молодежного лектория в Москве, заявил, что священнослужители имеют право носить дорогие вещи, поскольку эти вещи отражают общественный престиж Церкви. Поэтому, мол, дорогие вещи духовенства не должны смущать верующих.
Господь сказал: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7). Напомним также, что на обратной стороне наперсного священнического креста, получаемого иереем при рукоположении, имеется надпись: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1Тим. 4,12).
Также высказывание глубокоуважаемого протоиерея Всеволода Чаплина о дорогих вещах духовенства, как якобы связанных с общественным престижем Церкви, противоречит 16 правилу VII Вселенского Собора:
«Всякая роскошь и украшения тела чужды священнического чина и состояния. Сего ради епископы, или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются. Аще же в том пребудут, подвергать их епитимии; такожде и употребляющих благовонные масти. Поелику же корень горести выспрь прозябаяй, ересь христианохульников, соделалась нечистым пятном для Кафолической Церкви, и приявшие оную не только иконами возгнушались, но и всякое благоговение отвергли, ненавидя людей честно и благоговейно живущих, и исполнилось в них написанное: мерзость грешникам благочестие; то, аще обрящутся некие, посмеивающиеся носящим простое и скромное одеяние, епитимиею да исправляются. Понеже, от древних времен, всякий священный муж довольствовался нероскошным и скромным одеянием: ибо все, что не для потребности, но для убранства приемлется, подлежит обвинению в суетности, якоже глаголет Василий Великий. Но и разноцветные из шелковых тканей одежды не были носимы, и на края одежд не налагались воскрилия инаго цвета; ибо слышали от Богоноснаго гласа: яко в мягкие одежды одевающиеся в домах царских суть».
Вальсамон в толковании этого правила отмечает: «…это правило всеобщее и предписания его должны иметь силу и действие во веки веков; а живущие вопреки ему справедливо должны быть подвергнуты епитимиям, если не исправятся».
Наши «церковные евроинтеграторы» постоянно пытаются Русскую Православную Церковь представить для внешних как можно более либеральной, потрафить любой ценой антицерковным либеральным СМИ (например, протодиакон Андрей Кураев всегда желаемый гость на антироссийской и русофобской радиостанции «Эхо Москвы»), чтобы ее полюбили представители т.н. «креативного класса», о котором критически отозвался Святейший Патриарх Кирилл (в России «креативный класс» прочно ассоциируется с представителями т.н. белоленточно-болотного антироссийского протестного движения). Но вряд ли станет она их церковью, несмотря на все «миссионерские» попытки заигрывания с либералами священнослужителей-постмиссионеров и их соработников на пути в европравославие.
Повторим ещё раз, что беда наших миссионеров от «европравославия» именно в том, что они в своей миссионерской гордыне забывают, или же не хотят понять, что если и возможно что-то сделать по привлечению людей к Церкви, тотолько своим примером христианской жизни. И главное, что в конечном счёте обращает людей к Истине только Сам Бог и любые усилия человеческие чаще всегда остаются втуне: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126, 1). Путь в «европравославие» – это желание встроить Церковь Христову в мiр и современность, заменить Церковь духовную, неотмiрную, Божественную – на земное сообщество – комьюнити, где обыкновенному плотскому мудрованию будет всё понятно, всё доступно и комфортно, а главное – все либерально и политкорректно. «Европравославие» – это антицерковный путь от Христа в духовное небытие…
Источник: Благодатный Огонь, 2013 г.
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: