Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь избавления своего от египетского рабства, и новый Израиль – христианская Церковь — бодрствует «в священную и спасительную ночь» светлого Воскресения Христова — провозвестницу светоносного дня духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу.
С вечера (в Великую Субботу) в храме читаются Деяния святых апостолов, содержащие непреложные свидетельства Воскресения Христова, после чего следует полунощница с каноном Великой Субботы. После 9-й песни, при пении (на катавасию) ирмоса: Не рыдай Мене, Мати бывает каждение вокруг Св. Плащаницы, затем священник поднимает ее на главу и уносит (Ликом к востоку) в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются. Св. Плащаница полагается на престоле и находится там до отдания Пасхи — в воспоминание того, что Христос Спаситель после Своего Воскресения пребывал на земле 40 дней.
Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно как в первый день Пасхи, так и во всюСветлую седмицу. Начало пасхальной утрени предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма (при пении стихиры Воскресение Твое, Христе Спасе) , чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима. В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня.
При пении после «Слава, и ныне» второй половины тропаря Пасхи («И сущим во гробех живот даровав») церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм.
После великой ектении поется пасхальный канон, составленный св. Иоанном Дамаскиным (VIII в.). Начальные слова ирмоса каждой песни запеваются в алтаре, а хор продолжает следующие за этим слова ирмоса. Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса и пением трижды тропаря «Христос воскресе».
На каждой песни канона совершается каждение. По каждой песни - малая ектения.
После пения хвалитных стихир и стихир Пасхи «Да воскреснет Бог...» предстоятель читает Слово огласительное св. Иоанна Златоуста: «Аще кто благочестив», после чего поется тропарь св. Иоанну Златоусту.
Пасхальные часы поются как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу.
Совершается литургия св. Иоанна Златоуста. По заамвонной молитве освящается артос. Царские врата главного алтаря и всех приделов бывают отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы.
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: