Блаженный Августин ( 354 г. — 430 г.) Августин признан святым в Католической церкви, Восточной Православной церкви и Англиканской церкви.
БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН О ВОЙНЕ (ТРИ ПРИЧИНЫ).
+
Похоже, что война греховна как таковая.
- Но, этому противоречит сказанное Августином в его проповеди сыну центуриона:
- «Если бы христианская религия запрещала войны как таковые, то ищущим спасительный совет в Евангелии [воинам] было бы рекомендовано оставить оружие и уйти с военной службы.
- Однако им было сказано: «Никого не обижайте... и довольствуйтесь своим жалованием» (Лк. 3, 14).
- А коль скоро он (т. е. Иоанн Креститель -) наказал им довольствоваться своим жалованием, то это значит, что он не возражал против военной службы».
И для того чтобы война была справедливой (по Августину), необходимы три вещи.
- ВО-ПЕРВЫХ, полномочность правителя, по приказу которого ведется война....
- И коль скоро забота об общественном благе возложена на власти, то именно их делом является печься об общественном благе вверенного им города, области или царства.
- Поэтому подобно тому, как они вправе использовать меч для защиты общественного блага от внутренних беспорядков, как когда они карают злодеев, согласно словам апостола:
- «Он не напрасно носит меч; он – Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13, 4), точно так же их делом является поднимать меч войны ради защиты общественного блага от внешних врагов. Поэтому тем, кто наделен властью, сказано:
- Избавляйте бедного и нищего, исторгайте его из руки нечестивых» (Пс. 81, 4).
- А Августин говорит, что «согласно служащему поддержанию мира среди смертных естественному порядку необходимо, чтобы право задумывать и объявлять войну принадлежало тем, кто обладает наивысшей властью».
+
ВО-ВТОРЫХ, необходимо наличие справедливой причины, а именно чтобы атакованные были атакованы потому, что заслужили это некоторым своим проступком.
Поэтому Августин говорит, что «война представляется справедливой тогда, когда она является возмездием за несправедливость, когда должно покарать народ или государство за отказ возместить причиненное зло или вернуть то, что несправедливо захвачено».
В-ТРЕТЬИХ, необходимо, чтобы воюющая сторона имела справедливое намерение, то есть чтобы ее намерением было утверждение добра или предотвращение зла. Поэтому Августин говорит, что «истинная религия полагает мирными те войны, которые ведутся не ради превозношения или жестокости, но ради укрепления мира, наказания злодеев и утверждения добра».
В самом деле, подчас случается так, что война объявляется законной властью и по справедливой причине, но тем не менее является несправедливой в силу злого намерения, в связи с чем читаем у Августина: «Страсть к нанесению ущерба, жестокая жажда мести, безжалостность и неумолимость, лихорадочное отвращение, вожделение власти и тому подобное – все это по праву считается проклятием войны».
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: