Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Что не так в акафисте за единоумершего ?

 

В выступлении помощника председателя Издательского Совета иеромонаха Макария (Комогорова)  17 декабря 2019 года  на встрече с представителями издательств были приведены примеры изданий, которые намеренно выпускаются для распространения в церковной сети без обращения за получением грифа. Это, в частности, касается акафистов, в том числе таких как «акафист о единоумершем» и «акафист жен, чад своих во утробе загубивших». Этим изданиям было отказано в предоставлении грифа, поэтому их распространение в церковной сети недопустимо.

 

Источник: Патриархия.ру

 

* * *

Что не так в акафисте за единоумершего

 

Не первый год среди православных имеет хождение «Акафист за единоумершего». Его можно найти в церковных лавках — как отдельным изданием, так и в сборниках заупокойных молитвословий. При этом важно заметить, что данный акафист распространяется без Грифа Издательского Совета Русской Православной Церкви, с 2011 года обязательного для всех печатных изданий, предназначенных для сети церковной книготорговли. Более того, в Издательском совете конкретно этому акафисту было отказано в присвоении Грифа, там же заявили о недопустимости его распространения среди верующих.

 

И это не удивительно, так как в тексте «Акафиста за единоумершего» содержатся противоречащие православному вероучению высказывания, а также прослеживаются явные заимствования из древнеегипетской религиозной мифологии.

 

Но прежде чем начать разбор содержания «Акафиста за единоумершего», стоит заметить, что вообще акафист как жанр православной церковной гимнографии – это хвалебно-благодарственное пение, посвящённое Богу, Богородице, ангелу или святым, и данный формат никак не может сочетаться с молитвой об усопшем. Уже само название «Акафист за единоумершего» вызывает некоторое удивление и настороженность.

 

Кто автор данного акафиста неизвестно, но можно с уверенностью сказать, что он имеет не только неверное представление о некоторых сторонах православного вероучения, но и в той или иной степени знаком с древнеегипетской религиозной мифологией, знания о которой не преминул использовать. Так что в итоге в акафисте мы находим, помимо противоречащих учению Церкви текстов, образы и речевые обороты из древнеегипетских мифов, и даже неоязыческих славянских заговоров.

 

Теперь обо всем по порядку.

 

 

И начнем с заимствований из древнеегипетской мифологии.

 

Акафист содержит очень странные строки, больше похожие на заклинания:

«Да не будет на земли горьких воспоминаний о нем» (Икос 1),

«Да сгинет навеки память грехов» (Икос 3),

«Да погибнут в могиле плевелы грехов твоих» (Кондак 7).

 

Схожие обороты речи можно найти в древнеегипетских языческих заговорах из «Книги мертвых», составленных языческими жрецами с целью помочь умершему обрести покой и благополучие в ином мире. Вот некоторые цитаты из нее:

«Да не прогонит меня никто от вождей-татау»,

«Да не сделает никто так, чтобы ты (сердце) выпало из меня в присутствии Хранителя весов»,

«Да не будут мне нанесены смертельные раны, и да не буду я вспорот рогами».

 

Стилистика заклятий типа «да сгинет», недопустима в православной гимнографии и в молитвах. Слово «сгинь» характерно для оккультных заговоров, а не для православных молитв. Подобный подход используют также современные неоязычники, составляя заговоры типа: «Огнём очищая, мощь душ отворяя, спаси чадо Бога, да сгинет хвороба». Надо четко понимать, что православные просят у Бога и Святых, а не заклинают.

 

Автор акафиста, формируя в тексте образ спящего в могиле покойника, помещает такие призывы обращенные к Господу Иисусу Христу:

«Освяти его могильный покой» (Икос 5),

«Спит он вечным сном могилы» (Кондак 6).

И далее в икосе 11-ом:

«Пробуди его, когда терния земли облекутся цветом вечности».

Возникает впечатление, что в этих строках говорится не просто о бренном теле умершего как об оставленной душой телесной оболочке, но в целом о нем самом, а значит и о его душе.

В итоге согласно акафисту получается, что как тело умершего, так и его душа засыпают «вечным сном могилы» до времени пробуждения в день всеобщего воскресения.

Но в православном учении нет такого.

Церковь учит, что душа продолжает жить, чувствовать и мыслить, и она соединится с телом в назначенное время. И хотя автор акафиста в кондаке 3‑ем пишет об оставляющей тело душе, все же вышеприведенные цитаты способны создать у читающего акафист неверное представление о посмертном бытии человека. Призыв акафиста пробудить покойного также некорректен и вновь напоминает египетские религиозные мифы, в которых допускалось пробуждение мертвых.

 

В акафисте есть еще одна очень странная строчка, связанная с загробным сном:

«Да не омрачит ничто земное его последнего сна» (Икос 11).

Нигде в православном учении не говорится о том, что происходящее на земле может омрачить существование тех, кто находится в мире ином. А древние египтяне верили в то, что некоторые земные события могут омрачить существование умерших. Поэтому, видимо, автор акафиста использовал данное «заклинание» в своем произведении.

 

Затем в акафисте мы встречаем обращение молящегося к умершему, которое нельзя найти ни в одном другом православном заупокойном молитвословии. И вновь в связи с этим возникают прямые ассоциации с древнеегипетскими религиозными традициями, а именно с «ритуальным погребальным плачем», где подобные обращения присутствуют.

 

Вполне вероятно, что некоторые, прочитав вышеприведенные доводы, усомнятся в прямой связи указанных цитат из акафиста с древнеегипетскими религиозными заклинаниями.

Но автор акафиста, возможно не желая того специально, сам дает нам понять, что связь его рассуждений с древнеегипетской мифологией самая что ни на есть прямая.

В икосе 11-ом об умершем написано так: «Он уснул с надеждою, подобно Нилу-реке пред холодной зимой».

С какой стати православному составителю нужно было использовать образ реки Нил, больше свойственный древнеегипетской религии?

Почему именно Нил?

Не есть ли это результат смешивания образов и понятий древнеегипетской религии с православием, допущенный автором акафиста?

 

Но конечно, самое важное, на что следует нам обратить внимание — это то, что в акафисте встречаются противоречащие православному вероучению выражения.

 

Вот, к примеру, цитата из «акафиста»:

«…Иисусе, предстательством всех святых даруй ему благодать молитвы о живых. Иисусе, во дни испытаний наших прими его ходатайство о нас» (Икос 7).

Согласно церковному преданию после своей земной кончины только святые люди могут молиться о живущих, предстательствовать за них пред Богом. Человек после смерти не может изменить свое внутреннее состояние. Если он свят, то он помолится о нас живущих. Если же его душа повреждена и истощена грехами, то как раз наоборот, он сам нуждается в наших о нем молитвах.

 

Также в акафисте присутствует такой призыв:

«Иисусе, в наших слезах приими его покаяние» (Икос 4).

 

Преподобный Иоанн Дамаскин пишет:

«Падение для ангелов есть то же самое, что для людей – смерть.

Ибо после падения для них невозможно покаяние, как и для людей после смерти». Сам человек в ином мире уже не может принести должного покаяния, об изменении его участи только могут молится о нем живущие здесь на земле.

 

Обращают на себя внимание отзывы людей, читавших «Акафист за единоумершего».

Они жалуются на то, что он провоцирует мечтательность во время молитвы — чувства опасные и чуждые православным и более свойственные католикам и оккультистам.

Примером провоцирования таких чувств вполне может служить следующий призыв из акафиста: «Иисусе, дай нам почувствовать благодатную силу заупокойной молитвы» (Икос 9).

 

Подводя итог, следует сказать, что данный акафист в силу содержащихся в нем отступлений от учения Православной Церкви способен сформировать у читающих неверное представление о православной вере, от чего всю историю Церковь Христова стремилась оградить своих верных чад.

Православные приобретают этот акафист и начинают читать по своим умершим крещеным родственникам противоречащие православному учению молитвословия с явными заимствования из язычества. Что ни в коем случае недопустимо!

 

Алексей Ярасов

   источник

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

2952_21497861_1c0b84542.jpg

Это интересно
+2

10.05.2021 , обновлено  12.05.2021
Пожаловаться Просмотров: 1585  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены