Протоиерей Игорь Рябко
- 17 октября 2020г.
Пресвятая Богородица. Фрагмент фрески Лесновского монастыря, Македония. XIV век. Фото: fs3.fotoload.ru
Евангельское чтение девятнадцатой недели по Пятидесятнице ставит перед нами сложный и важный вопрос, ответ на который нужно найти каждому православному христианину.
Евангельское чтение нынешнего воскресения – одно из самых страшных обличений моей собственной совести. Умею ли я любить? Несомненно, это чувство у меня есть. Я умею, мне даже нравится любить. Я люблю людей хороших и добрых. Вообще я люблю людей простых, которые по жизни ходят ровно, не петляя сердцем. Людей, которые смиренно несут на земле свой крест, а не лазают, как обезьяны, на выращенных в своей собственной голове деревьях, возвеличивая самих себя. Люблю тех, кто ходит в простых вязаных шапках, а не в короне с украшениями. Но, оказывается, в моей «любви» есть условия – кого я люблю, а с кем предпочитаю не общаться.
Христос в Евангелии, которое сегодня читали во время службы, говорит, что этого не просто мало, это вообще ни о чем. У меня нет ни малейших шансов получить какое-либо поощрение благодатью от такой своей «любви», потому что и «грешники так любят». Взаймы дать без надежды получить обратно – это я тоже могу, но ровно столько, сколько не жалко будет потерять. Больше не дам!
А вот Христос дальше говорит страшные для большинства из нас слова: «Но вы любите врагов ваших… будьте милосерды, как и Отец Ваш милосерд». Если сделать над собой усилие и посмотреть на этих врагов со стороны (лучше, конечно, на какой-нибудь картинке или, в крайнем случае, по видео), то в принципе, если не любить, то сострадать им можно. Да и за что же их ненавидеть? Присмотришься к их лицу, посмотришь в их глаза – и кроме жалости к этим несчастным ничего чувствовать не будешь. У одного сердце полыхает огнем ненависти, а он, бедный, думает, что «борется за правду». Другой врет и лукавит, и так уже заговорился, что сам начал верить в собственную ложь. И все это ради какой-то выгоды, от которой в будущем останется только куча грязи. У третьего тело зудит так сильно, что он даже понять не может – мальчик он или девочка.
Если бы перед нами стоял выбор испытать зло и мучения от бесов, которые после воздушных мытарств повлекут нашу душу в ад, или же от людей, пока мы еще живем в этом теле, то мы бы, наверняка, предпочли второе.
Каждый из них по-своему несчастен и по-своему страдает в этом мире. Болезни души значительно тяжелее лечатся, чем болезни тела. Хуже всего, что эти хронические недуги могут остаться у таких людей навечно. Так и будут они в будущей жизни чесаться и гореть, не видя красоты и света Божьего.
Но если эти зло-инфицированные больные станут кусать меня лично и наносить мне боль и страдания, то смогу ли я в этом случае исполнить заповедь Христа о любви к врагам? Здесь задача посложнее. С первой, мгновенной реакцией на этих врагов, наверное, мало кто будет способен совладать. Но потом, одумавшись, можно дать должную оценку тому злу, которое нас настигло. Для этого нужно попытаться посмотреть на него, как на скальпель в руках хирурга. Да, оно режет мою плоть и причиняет мне боль, но если за всем этим стоит промысел Божий, то значит в этих страданиях есть смысл и нужно их принять, как очищение души и избавление от вечных мук.
На самом деле, если бы перед нами стоял выбор испытать зло и мучения от бесов, которые после воздушных мытарств повлекут нашу душу в ад, или же от людей, пока мы еще живем в этом теле, то мы бы, наверняка, предпочли второе. Поняв и приняв это, можно и полюбить то оружие, с помощью которого Бог исцеляет наши души.
Заповедь Христа – любить врагов. Быть милосердным, как и Его Отец. При том, что это не просьба, а заповедь!
Но самое тяжелое – это когда враги наносят боль не тебе лично, а тем, кого ты любишь, тем, кто тебе дорог, кто беззащитен и бессилен против этого зла. Конечно, стоять безучастно и смотреть на зло со стороны будет неправильно и грешно. Но главный предмет заповеди Христа – уметь любить врагов. Быть милосердным, как и Его Отец. При том, что это не просьба, а заповедь! Есть заповеди, которые Христос говорил с условием «кому дано», но здесь этого условия нет. Т.е. это обязательно для всех, кто хочет спасти свою душу. На этой ступени можно было бы остаться безоружным, если бы не Она. Ее пример и Ее любовь обезоруживают всю нашу ненависть и злобу против тех, кто причиняет боль и страдания нашим близким. Потому что мы все перед Ней виновны.
Наверное, нет ни одного человека, который бы за время своей церковной жизни не почувствовал хотя бы краешком сердца, как же нас любит Матерь Божия! С каким состраданием, с какой милостью Она относится ко всем нам! А ведь каждый из нас многократно издевался и продолжает издеваться над ее Единородным Сыном. Притом понимать это нужно не образно и не символично.
Мы еще не родились на свет, а за зло, которые мы совершим после своего рождения, уже была пролита Кровь на Голгофе. Наши грехи уже включены в искупительную Жертву Спасителя. Между временем Распятия Христа и временем, в котором мы живем – открытый портал. Страдания Спасителя происходят в духовном измерении одновременно вместе с грехами каждого человека. Это мы, связанные в реальном времени с Голгофой, распинаем Его. А Матерь Божия стоит в это время перед Крестом Своего Сына и видит то, что делают с Ним наши грехи. Но при этом Она не ненавидит нас, а жалеет и просит Своего Сына, чтобы Он простил нас, Его и Ее неразумных детей.
Любовь Матери, которая не просто прощает, а желает добра и спасения убийцам и палачам Своего родного ребенка – сродни любви Бога ко всему человечеству. Это и есть то совершенное милосердие, о котором говорит Христос в Евангельском чтении этого воскресного дня.
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: