Протоиерей Владимир Пучков
Крещение. Фото Владимира Осинцева. Источник: nsknews.info
В необходимости принятия святого крещения убеждать сейчас никого не надо. Но многие ли из нас могут ответить на вопрос, «что такое крещение»?
В нашем обществе сложился интересный парадокс: никому не нужно объяснять необходимость и пользу крещения, никого не нужно призывать или убеждать. Все, во всяком случае, православные и считающие себя православными, и так знают, что креститься нужно и с крещением детей, если и тянут, то недолго.
И при всём этом подавляющее большинство приносящих детей для крещения или собирающихся стать крёстными, растерянно замолкает стоит только спросить, зачем, собственно, нужно крещение. Потом они, конечно, неуверенно скажут что-то вроде «для защиты от злых сил», «чтобы к вере привести» или «чтобы можно было приносит на причастие» (хотя, опять-таки, зачем?), но это потом. Сначала они помолчат, удивлённо и неуверенно разом. Причём распространяется эта проблема как на нецерковных, так и на воцерковлённых людей. Среди постоянных прихожан тоже хватает таких, которые особо не задумываются о смысле таинства, ведь если Церковь сказала «надо», значит и думать тут нечего.
И, тем не менее, все мы знаем, что крещение – «врата в Церковь», но каждому ли понятен его смысл?
Итак, начнем. В первых главах Библии мы видим насколько по-разному Писание говорит о творении мира и человека. Миру и всему живому в нём достаточно одного творческого повеления Бога «да будет». Так появляются свет, небо и небесные тела, растения, рыбы, птицы, животные. Человек же сотворён иначе: «и создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).
Грехопадение человека изменило мировую историю, но не изменило Божьего замысла о мире.
Смысл этого не столько в том, что разумное существо, сотворённое по образу Божию, является главным объектом Божией любви, столько в роли человека в Божественном творческом замысле. Рассуждая о деле совершённого Христом спасения рода человеческого, апостол Павел говорит, что итогом человеческой истории будет «Бог всё во всём» (1Кор. 15:28). Произойдёт это, по слову святителя Афанасия Великого, «когда вся тварь изыдет в сретение Сыну на облаках и покорится Ему, тогда и Сам Сын покорится Отцу, сделавшись паче всея твари верным Посланником и Святителем». Другими словами, непременной предпосылкой конечного исполнения творческого замысла Бога является некое движение твари навстречу Творцу с намерением и желанием покориться Ему.
Фото: pravkipr.ru
Грехопадение человека изменило мировую историю, но не изменило Божьего замысла о мире. Создавая новые формы жизни Бог делал шаг за шагом навстречу творению. Венцом творения стало разумное существо, сотворённое «да владычествует над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26), задачей которого было сделать сознательный шаг навстречу Творцу, покорить Ему себя и в себе весь сотворённый мир.
Человеку, изначально доброму, но не утверждённому в добре существу, предстояло достичь нравственного совершенства. Всем хорошо известно, что не только совершенство, а вообще что бы то ни было благое и полезное недостижимо без регулярного приложения усилий. Впрочем, прилагать усилия делая что-либо человеку не было необходимости – единственная заповедь, данная Богом предусматривала не столько действие, сколько бездействие – человек должен был воздерживаться от вкушения плодов дерева познания добра и зла.
Не только совершенство, а вообще что бы то ни было благое и полезное недостижимо без регулярного приложения усилий.
Простая, на первый взгляд, заповедь на самом деле требовала от человека не абы каких усилий: любой запрет, а Бог именно запретил вкушение плодов и даже предостерёг Адама, сказав «в день, в который ты вкусишь… смертию умрёшь» (Быт 2:17), неизбежно пробуждает в человеке желание его нарушить. И если человек с этим желанием еще может помедлить, то искуситель – едва ли.
В том и заключался смысл заповеди, что, сопротивляясь желанию, человек приобретал бы опыт сопротивления злу. Справился бы Адам с этим испытанием – получил бы другое и так, что называется «от силы в силу» – одерживал бы верх над злом, с самим злом не соприкасаясь. Но, увы, противостоять змию у первых людей не хватило ни сил, ни терпения, ни желания. Вкусив плод, человек не просто нарушил Божий запрет, он, непосредственно и опытно соприкоснулся со злом, противопоставив себя Богу. При этом опыта преодоления зла Адам не имел, как следствие, иммунитетом против зла не обладал.
Итог оказался плачевным – однажды соприкоснувшись со злом Адам сделал его частью себя и зло мгновенно оказало влияние на восприятие Адамом Бога, мира и себя самого. Имевшие доселе возможность непосредственного общения с Богом, теперь прародители прячутся от Него, там, где нужно просить прощения – перекладывают вину друг на друга, там, где необходимо искренне каяться – изворачиваются или юлят.
Фото: pravkipr.ru
Предостережение Божие сбывается незамедлительно: дальнейшее нахождение прародителей в раю грозит тем, что они, продолжая питаться плодами древа жизни, обеспечат злу самостоятельное бытие. Люди из рая изгоняются в мир. Но ещё прежде этого изгнания, прежде возникновения перспективы смертности, они уже успели умереть духовно. Смерть телесная – этот лишь временное разлучение души с телом. Когда душа разлучается с Богом, человек умирает духовно. Зло, ставшее в результате грехопадения частью человеческой природы, воздвигло между человеком и Богом непреодолимый барьер, с этой поры всякий человек духовно мёртв.
Состояние это непреодолимо. Имея в себе семя зла, человек приходит в мир со злом в душе. Нередко многократно приумножая его, он проходит жизненный путь, и так и не сумев расстаться со злом, даже если старался и хотел, человек сходит в могилу. В течение всей жизни зло, живя в человеке, оказывает влияние на желания, мысли, поступки и слова. Оно непосредственно влияет на отношение человека к окружающей действительности, преувеличивая плохое и обесценивая хорошее.
Мир и сама наша жизнь в наших глазах всегда будут таковы, каковыми они покажутся нам в преломлении через наше внутреннее состояние.
Общеизвестная истина, что враг человеческого счастья – сам человек, берёт своё начало как раз отсюда. Мир и сама наша жизнь в наших глазах всегда будут таковы, каковыми они покажутся нам в преломлении через наше внутреннее состояние, на которое, в свою очередь, не последнее влияние оказывает живущее в нас зло. И можно сколько угодно работать над собой, изживая дурные привычки и греховные навыки, в конце концов человек оказывается лицом к лицу с непреодолимостью зла, унаследованного им от прародителей и живущего в душе столько времени, сколько существует душа.
Смерть, безусловно, способна изменить положение вещей, но, увы, не в лучшую сторону. Кто хочет узнать в какую, рекомендую простой эксперимент: пробудьте некоторое время в тёмной комнате. Полностью бездействуя, не позволяя себе уснуть, просидите несколько часов, глядя в темноту. Вы, несомненно, испытаете дискомфорт. Кому-то станет скучно, на кого-то найдёт тоска, кого-то одолеет страх. Вдумайтесь в природу этих ощущений. Они не вызваны внешними факторами. В тёмной комнате только мы и всё, что в нас. Только это не те мы, к которым привыкли наши ближние и мы сами. И перед людьми, и перед собой мы, зачастую, стремимся показать себя не такими как мы есть. В тёмной же комнате всё по-настоящему. И мы – настоящие.
Представьте себе вечность в обществе себя настоящего. Пугающая перспектива? А ведь о страшном речь ещё не шла.
И вот нам, с нами настоящими скучно, тоскливо и страшно. Но ведь именно так мы и почувствуем себя после смерти, ведь с телом душа будет разлучена и, следовательно, сохранив способности мыслить, понимать и ощущать, она утратит возможность действовать.
Представьте себе вечность в обществе себя настоящего. Пугающая перспектива? А ведь о страшном речь ещё не шла. Представьте себе, что на фоне упомянутой вынужденной самозамкнутости в душе начнут просыпаться желания, дадут о себе знать привычки, проявятся пристрастия. Возможности их удовлетворить у души нет и избавления от них тоже нет, потому как время жизни было истрачено как раз на прямо противоположные вещи – выполнение желаний, потакание привычкам, рабство страстям. А впереди, как мы знаем – вечность.
Вот и выходит, что адский огонь человек зажигает для себя сам, причём задолго до того момента, когда он достанется этому огню.
Есть, конечно, и реальность Царства Божьего. Реальность блаженства и радости, единения с Богом и непрестанного общения с Ним. Однако тем, кто уже видит себя в раю, нелишним будет напомнить себе, что блаженство рая – это блаженство предстояния Богу. Того самого молитвенного предстояния по утрам и вечерам, которым мы часто пренебрегаем по причине спешки, усталости, плохого самочувствия. Того предстояния, опыт которого сполна доступен нам в богослужении и таинствах, но далеко не всегда важен лично для каждого из нас.
Блаженство рая – блаженство молитвы и тому, для кого молитва не стала блаженством уже здесь, едва ли райское блаженство будет доступным и понятным. Впрочем, не стоит полагать, что всё так просто – хочешь в Царство Божие, знай себе, молись.
Блаженство рая – блаженство молитвы и тому, для кого молитва не стала блаженством уже здесь, едва ли райское блаженство будет доступным и понятным.
В Древнем Патерике есть важные слова: «нет большего труда, как молиться Богу без развлечения». Они характеризуют ту молитву, которая приобщает человека опыту Царства Божьего. Любой, кто хоть раз в жизни молился искренне, внимательно и с верой, знает, что первый и главный враг чистой молитвы – нечистая совесть. А чистота совести, в свою очередь, недостижима без полноценной духовной жизни, без исполнения заповедей, без стремления жить по Евангелию. Вот и выходит, что искренняя, внимательная молитва невозможна без жизни по вере, которая и необходима для наследования Царствия Небесного.
Но сказав так много, мы всё же вынуждены вернуться к тому, с чего начали: если в душе человека гнездится зло, если он приходит в мир уже поражённый злом, как ему вести праведную жизнь, как наследовать Царство Божие, куда ничто нечистое, как мы знаем, не войдёт?
Действие Божие в таинстве крещения направлено на избавление души человека от зла, которое каждый из нас наследует от прародителей, зачаток которого со времени грехопадение является частью природы всякого человека.
Христос Спаситель начал Свою проповедь призывом: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Реальность Царства Небесного совершенная и всеобъемлющая. Даже приблизившись, оно не может полностью раскрыться в ограниченной реальности этого мира. Реальности Царства можно только приобщиться и приобщение это происходит во Христе, и неразрывно связано с Церковью.
В каждом Церковном таинстве за видимым обрядом присутствует невидимое действие Божие, направленное на преображение природы человека, на приобщение человека реальности Царства. Действие Божие в таинстве крещения направлено на избавление души человека от зла, которое каждый из нас наследует от прародителей, зачаток которого со времени грехопадения является частью природы всякого человека.
«Невозможное человеку возможно Богу» (Лк. 18:27). Неподвластное человеческим усилиям зло бессильно перед благодатью Божией. В таинстве крещения в душе человека уничтожается всякое зло, как первородное, так и приобретённое им самим, если крестится сознательный, взрослый человек.
Впрочем, стоит помнить, что само по себе крещение ещё никого не сделало святым. Безусловно, человек полностью очищается от греха, несомненно, в потенции он получает Царство Божие, однозначно, зло теперь способно действовать на крещёного только извне. Однако дальнейший выбор всегда за самим человеком: жить с Богом или жить в грехе, предпочесть Евангелие слабостям и страстям или наоборот, стремиться к Царствию Божьему или обречь себя на вечные мучения.
Впрочем, наличием этого выбора человек также обязан крещению.
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: