Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Hепоминание Патриарха

Мне написали уже многие люди с вопросами типа: "вот, епископ Лонгин перестал поминать патриарха, это правильно?", "вот, такой-то диакон перестал поминать патриарха и записал по этому поводу ролик, что скажете?", "вот, кто-то там еще собирается перестать поминать патриарха, присоединяйтесь!" Выскажусь подробно и аргументировано. Текст получился большой, но, надеюсь, тех, кто действительно хочет разобраться, это не остановит. Боюсь, написанное мною, не понравится ни первому "лагерю", ни второму, но моя задача не в том, чтобы писать тексты, которые всем понравятся, а в том, чтобы выразить истину.

Про непоминание Патриарха

Непоминающие и им сочувствующие ссылаются на 15-е правило Двукратного собора. Оно вообще-то направлено против раскольников и запрещает прекращать поминание патриарха, даже в случае реальных канонических преступлений с его стороны - до того момента, пока он не будет осужден полномочным собором епископов:

"Если какой-нибудь пресвитер или епископ, или митрополит дерзнет отступить от общения со своим патриархом, и не будет возносить имя его, по определенному и  установленному чину, в Божественном тайнодействии, но, прежде Соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол, ─ таковому святой Собор определил быть совершенно чуждым всякого священства".

То есть, даже если патриарх, положим, прилюдно блудит, убивает людей, нарушает любой другой канон, включая те, что запрещают молитвы с еретиками, никто не вправе до его соборного осуждения прекращать его поминовение. Это то, что говорит правило. Но там есть одна оговорка, одно исключение, и вот на него-то и ссылаются непоминающие. Прочитаем внимательно эту оговорку:

"Отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некой ереси, осужденной святыми Соборами или Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви, таковые если и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не только не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным".

И вот, прочитав этот текст внимательно, посмотрим теперь через его призму на то, что нам говорят. Происходит примерно такой диалог:

- Надо прекращать поминать патриарха Кирилла, потому что он еретик!

- А на основании чего мы можем понять, что он еретик?

- Ну как, он ведь встречался с папой!

- А что это за ересь такая: "встреча с папой"? Кто и когда ее осудил? И как быть со свт. Марком Эфесским, который тоже встречался с папой?

- Дело не только в том, что он встретился с папой, он подписал декларацию, и вот в ней-то неприкрытая ересь!

- Какая именно?

- Он признал папу епископом! Он ведь поставил свою подпись на документе, где расписался также папа, который при этом представился как папа Римский, значит, патриарх признал его таковым!

- Так святой Марк Эфесский тоже признавал папу - папой, обращаясь в своей речи к нему так: "Святейший Отец" и "Блаженнейший Папа Ветхого Рима". В чем ересь-то?

- Ладно, будет тебе ересь: в этой декларации патриарх Кирилл назвал еретиков-папежников христианами, а их еретическое сборище - церковью! А значит, он считает их такой же Церковью, как и Православную Церковь, а это ересь и поэтому-то надо немедленно прекращать его поминовение!

- Безусловно, приравнивать еретическое сообщество к истинной Церкви Христовой, объявлять их равнозначными или частями одной Церкви - это лжеучение. Которое, кстати, отвергнуто нашей Церковью на соборе 2000 г.

Но, само по себе наименование "христианин" или "церковь" еще не подразумевает такого учения. Ведь уже давно сложилась традиция именовать еретиков христианами, а их сообщества - церквами, не полагая их настоящей Церковью или истинными христианами, а условно, как часть их самоназвания. Пара примеров из прошлого: свт. Филарет Московский говорил: "Всякий, во имя Троицы крещенный, есть христианин, к какому бы он не принадлежал исповеданию". А Послание восточных Патриархов о Православной вере 1723 г., переданное англиканам через Святейший Синод Российской Церкви, обращается к англиканам как к "достославным и возлюбленным во Христе Архиепископам и Епископам", и говорит по вопросу "о соединении Церквей". В указе Святейшего Синода от 20-го февраля 1800 г. предписывалось: "Если умрет иноверец христианского исповедания и не будет священника или пастора... того исповедания, к которому умерший принадлежал... то препроводить труп с места до кладбища обязан священник Православного исповедания". Таких примеров привести можно много. Если это ересь, то почему святые Игнатий (Брянчанинов), Иоанн Кронштадтский, Амвросий Оптинский и другие не прекратили поминание "Святейшего правительственного синода" в то время? А если они не прекратили, то почему мы сейчас должны поступить иначе? И для чего делать вид, что будто бы патриарх Кирилл первый в истории Православия употребил в отношении еретиков слова "христианин" и "церковь" и что будто бы само такое наименование является осужденной соборами или святыми отцами ересью?

- Да ты просто провокатор, шавка гундяевская, продал Православие и т. д. и т. п.

Примерно к такому заключительному "аргументу" приходят те, кто выдвигает озвученные выше аргументы, когда им показывают их несостоятельность. Их сознание твердо встало на рельсы этой нехитрой схемы "встретился с еретиком - еретик, назвал епископом, христианином или церковью - еретик", и все, что в эту схему не вписывается, отвергается как "ухищрения провокаторов". Хотя абсолютно любой человек может без труда убедиться в ложности этой схемы, обратившись к любым церковным дипломатическим документам прошлых веков. Вот с какой стороны ни начнете копать, уткнетесь без труда в факты, разбивающие эту схему. Все, кто сомневается - пожалуйста, идите и проверьте мои слова, посмотрите, назывались ли инославные сообщества нашими святыми и официальными церковными властями "церквами", их сторонники - "христианами", а их иерархи - "епископами".

Несколько фактов: В Послании Вселенской Патриархии Святейшему Правительствующему Российскому Синоду от 12 июня 1902 года выражалось желание "спросить мнения... относительно настоящего и будущего отношений наших к двум великим ветвям христианства - западной и протестантской Церквам". В ответном Послании Святейшего Правительствующего Российского Синода ко Вселенской Патриархии от 25 февраля 1903 года также употреблялась фраза про католицизм и протестантизм как про "два великих разветвления христианства" и добавлялось пожелание "простереть нашу любовь" и на "древние христианские общины: [такие как] несториане, армяне, копты и пр., отделившиеся много веков от Церкви, но не потерявшие ни церковного устройства, ни иерархии". При этом в обоих документах подчеркивается, что настоящая единая, святая, соборная и апостольская Церковь только одна - это Православная Церковь. Соответственно, все вышеупомянутые наименования употреблялись условно.

Подобного рода мышление, в принципе, неудивительно для людей века сего, которые зачастую руководствуются не разумными обоснованиями, а чувствами, и уже не так редка ситуация, когда на обращенную к оппоненту просьбу как-то обосновать его взгляды, сталкиваешься с тем, что он искренне не понимает, о чем идет речь.

Помню, как несколько лет назад переписывался с одним священником, собиравшимся уйти в раскол (и ушедшим в итоге). С догматической и канонической сторон я объяснил ему, почему нет оснований считать нашу Церковь еретической и выходить из нее. Что самое удивительное, в своем ответе он признал, что не может по существу опровергнуть моих доводов. Однако он продолжил: "но неужели вы не чувствуете, как все прогнило в московской патриархии и как нестерпимо находиться здесь нормальному человеку?"

Весьма показательный стиль мышления. Нет, я не чувствую этого, но даже если бы и чувствовал, то не считал бы для себя возможным класть свои чувствования в основание решения о прекращении поминовения или уходе куда-либо.

Я, как священник, перед Богом и своими прихожанами имею обязанность руководствоваться в своих действиях четкими и ясными догматическими и каноническими соображениями. Поэтому, повторюсь, когда мне предлагают перестать поминать патриарха, я должен получить внятный ответ: "на основании чего?" Что за ересь, осужденная соборами или святыми отцами, официально принята нашей Церковью, либо проповедуется сейчас принародно в Церкви ее предстоятелем?

свящ. Георгий Максимов

Это интересно
+1

24.09.2016 , обновлено  24.09.2016
Пожаловаться Просмотров: 1077  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены