Доклад профессора Александра Дворкина на Восьмой встрече межправославного совещания центров по изучению новых религиозных движений и тоталитарных сект», 17 — 20 сентября 2015, Оточец, Словения…
Предисловие редакции
Неоязычество сейчас неожиданно вдруг стало темой дня. Вполне понятно, что уменьшительные, враждебные империи националистические движения, как в Российской Федерации, так и на всем постсоветском пространстве (и не только) тяготеют к язычеству, противопоставляя себя христианству как «чужой», привнесенной извне развитой традиции, которая к тому же исторически всегда была связана с имперским началом. Общеизвестна роль неоязыческих движений в организации и проведении украинской «оранжевой революции», в просторечии именуемой Майданом. В связи с этим приходится говорить о том, что неоязычество является отнюдь не органичным возвращением к «корням предков», а как раз сугубо западным спецпроектом, составляющей частью глобалистики, предусматривающей, наряду с ускоренной модернизацией одной части мира (стран «золотого миллиарда»), столь же быструю архаизацию другой (к чему хозяевами мира приговорена также и Россия). А без уничтожения христианства архаизация в принципе невозможна.
В связи с этим мы считаем свои долгом отчасти сосредоточиться на анализе феномена современного неоязычества, особенно в его прикладном аспекте, что является необычайно актуальным сегодня. Сначала мы хотели бы предложить вниманию читателя, так сказать, вступительную, обзорную статью известного сектоведа профессора А.Л. Дворкина, чтобы затем перейти уже к более конкретному изложению более частных аспектов темы.
Общие сведения
Неоязычеством мы называем новые или реконструированные языческие учения и псевдодуховные практики, тип новых религиозных движений. Идеологи и последователи неоязычества, как правило, не скрывают современную природу своих учений, хотя и возводят их основы к традициям, корни которых якобы уходят в глубокую древность. Большая часть языческих новообразований возникает на почве идеологии современного неоязыческого оккультного движения “New Age”(«Новая эра»).
Неозычество может проявляться в разных формах – например псевдоиндуистские или псевдобуддийские новообразования; оккультные системы, построенные на вере во множество персонифицированных или, по меньшей мере, самостоятельно действующих природных сил; неошаманизм; культы псевдонародных целителей и т.д. Можно и нужно говорить о языческой основе таких многочисленных и известных тоталитарных сект как «Свидетели Иеговы» и мормоны.
Но, наверное, самые популярные виды неоязычества в России это славянский нативизм (родноверие) – попытки реконструкции дохристианских языческих верований древних славян на основе немногих исторических сведений и собственных представлений с заимствованием из учений и обрядов политеистических верований других народов и современного оккультизма. Параллельно со славянским нативизмом в России существует с большим (хотя и с не безусловным) основанием претендующая на преемственность языческая традиция, бытующая среди некоторых представителей народов Сибири и Поволжья (удмуртская мифология, марийская традиционная религия, якутское язычество и т. д.).
К возрожденным этническим религиям относят себя также Асатру (германское неоязычество), Викка, позиционирующая себя как имеющая кельтские корни (западная неоязыческая религия, основанная на ведьмовстве вместе с почитанием природы), прибалтийское неоязычество, греческий нативизм, религия солнцепоклонников. Сюда может быть отнесен и алтайский бурханизм.
На Украине особую популярность приобрело неоязыческое движение «Рун-вира». По сути, оно является идеологическим знаменем нового украинского национализма. Точно также в свое время арийское неоязычество использовалось в нацистской Германии. Движение зародилось в украинской диаспоре Канады и США. Первая община была зарегистрирована в 1966 году в Чикаго. Штаб-квартира движения и сегодня находится отнюдь не на Украине, а в городе Спринг Глен штата Нью-Йорк. Дочерью одного из ведущих активистстов движения, являлась, в частности, родившаяся в США Катерина Чумаченко, будущая супруга первого майданного лидера Виктора Ющенко.
Виды неоязычества
1) Народно-бытовое язычество. Преобладает в сельской местности и составляет набор суеверий (вера в приметы, гадания и оккультно-магическое воздействие (сглаз, порча, приговор) и упрощенный набор представлений о потустороннем мире. Оно зачастую переплетается с мировоззрением той религии, которая традиционна для данной местности, будь то ислам или православие, но может и включаться как органичная составляющая в местный этнический культ.
2) Этническое язычество. Политеистические культы, имеющие глубокие исторические корни. Их отличительной чертой являются автохтонность и цельность мировоззрения. Таковыми, к примеру, являлись шаманистские культы коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Практикующие их сегодня представители этих народов, несомненно, включают в них элементы реконструкции, но, по всей видимости, в меньшем объеме, чем нативисты славянские.
3) Экологическое языческое течение. Организациям, входящим в данную ветвь, присуще оккультное, синкретическое, квазиэтническое политеистическое мировоззрение с идеологией экологизма. К таковым относятся общины, входящие в «Круг языческой традиции».
4) Националистическое течение. Включает религиозные и политические организации, имеющие синкретическое, квазиэтническое политеистическое мировоззрение с идеологией национализма: «Союз славянских общин», «Древлеправославная церковь инглингов», «Партия духовного ведического социализма», «Русское национально-освободительное движение», «Русская трудовая партия России», «Движение ”К Богодержавию”» генерала Петрова, «Союз сотворцов Святой Руси» Леонида Маслова и т. д.
5) Молодежная массовая культура. Проводником неоязычества является рок-музыка, пропагандирующая национализм, расизм, культ силы и откровенный сатанизм. Появляются изначально связанные с оккультизмом стили, такие как ambient, dark wave electronic, trance music.
6) «Авторские» неоязыческие культы, такие как «Звенящие кедры России» (Анастасия), «Тропа Троянова» (она же «Академия самопознания») Александра Шевцова, привлекающая людей «возрождением» народных промыслов, педагогический культ «Школа Щетинина», «Бажовцы», «ДЭИР», и т. д.
7) «Целительские» неоязыческие культы, самым известным (но далеко не единственным) из которых является культ Порфирия Иванова.
8) Псевдоиндуистские и псевдобуддийские культы.
Статистика
Согласно статистическим данным, собранным фондом «Общественное мнение» совместно с исследовательской службой «Среда» в рамках проекта «Арена» (Атлас религий и национальностей России), представленным 16 января 2013 года, язычниками («Исповедую традиционную религию предков, поклоняюсь богам и силам природы») себя назвали 1,5 % россиян. Но нужно подчеркнуть, что в это число вошли только представители нативистского крыла неоязычества, которыми весь феномен неоязычества далеко не исчерпывается.
Лиц, активно участвующих в группировках и ритуалах, сравнительно мало – несколько тысяч человек. Однако лиц, сочувствующих неоязыческим культам, тех, кто без серьезной мировоззренческой позиции идентифицирует себя с язычеством и иногда использует соответствующую атрибутику – существенно больше (как минимум, сотни тысяч человек).
Основные причины распространения неоязычества
1) Интерес к национальной культуре в сочетании с поверхностным образованием. На фоне тенденции к стиранию национальных различий и формированию космополитической масскультуры возникает возвратное движение, признаком которого является интерес к «этническому», к «национальным мотивам». Способствует распространению таких взглядов и появление на телеэкране сомнительных с исторической точки зрения художественных фильмов и программ («Детство Ратибора», «Русь изначальная» и прочие). Яркий пример пропаганды неоязычества на большом экране – современный художественный фильм «Евпатий Коловрат». Это дехристианизированный пересказ «Повести о разорении Рязани Батыем» о событиях 1237 года. По замыслу режиссера, воевода Евпатий, погибший в неравной битве с монголами, предстает в героическом образе могучего язычника (на самом деле он был православным христианином). Становление личности Евпатия напрямую связывается с языческим радением Перуну, с подробного описания которого начинается фильм.
2) Политизированность неоязычества. Неудача создания влиятельной общественной силы на основе Православия заставляет националистически настроенных людей искать основу для политической деятельности в иных идеях. Их интерес к неоязычеству опирается на тезисы о том, что христианство — заимствованная и к тому же «еврейская» религия, нанесшая удар по духовной культуре Древней Руси. Многие предпочитают язычество Православию по причине того, что являются последовательными националистами и антисемитами.
3) Тесная связь неоязычества с оккультизмом, магией и «народным целительством». Крайне популярны в широких народных массах сообщения астрологов, советы «русских колдунов», «русских народных целителей».
4) Противопоставление этики неоязычества христианским заповедям. Обличение христианства как якобы религии рабов, суть которой – «в учении о греховности человека, необходимости смирения и страха Божия». Само выражение «раб Божий», по мнению нативистов, унижает человека; они именуют себя «внуками божьими».
5) Росту интереса к неоязычеству способствует и получивший распространение культ физической силы и красоты человеческого тела. Как результат – изобретение «древнерусских ратоборств». Создатель якобы открытой им древней, но забытой «славяно-горицкой борьбы» Александр Белов (Селидор) – не только тренер, но и автор ряда программных статей по русскому неоязычеству, он является лидером организации «Русское воинское сословие».
6) Экологические проблемы. По мнению идеологов неоязычества, причины экологического кризиса связаны с христианской идеей господства над природой. В связи с этим, предлагается пересмотреть христианские верования и заменить их язычеством, в основе которого лежит поклонение природе.
Сферы влияния
Неоязыческие настроения распространены cpeди спортивных болельщиков, сотрудников среднего звена силовых структур. Есть свидетельства о наличии групп неоязычников в спецподразделениях «Альфа» и «Вымпел»[i].
Неоязычники в силовых структурах склоняют колеблющихся военнослужаших к присоединению к их общинам. Последнее возможно, в том числе, на фоне национального единства определенных групп (кавказцы) внутри вооруженных сил и силовых структур. Существуют также неоязыческие группы среди заключенных. Языческое движение в России организуется, помимо прочего, вокруг спортивных клубов единоборств.
Неоязыческое движение пополняется за счет патриотически настроенных людей в условиях поиска ими своей идентичности в условиях морального и экономического кризиса. В то же время, интересу к язычеству подвержены как люди с плавающей идентичностью, так и пассионарии, ищущие свои корни, а кроме того люди, озабоченные проблемой экологии и «естественных» способов сохранения здоровья.
Неоязычество глазами секулярных лидеров общественного мнения
Некоторые медийные персонажи положительно отзываются о язычестве или даже заявляют, что стали язычниками:
— известный режиссер Андрей Кончаловский пишет в статье, опубликованной в апреле 2013 года в «Российской газете»: «Эта языческая «пассионарность» русского народа особенно ярко проявилась в октябре 1917 года. «Большой» русский народ вышел на историческую сцену и сразу продемонстрировал возвращение к варварской цивилизации. Большевизм и расцвел как месть русского «большого» народа-язычника «малому» европейскому, стоящему у власти».
— одна из недавних книг известного писателя-сатирика Михаила Задорнова называется «Язычник эпохи Водолея» (эпоха Водолея – «время, когда человечество вернет свои сакральные знания, обретет высших учителей и встанет на новую ступеньку духовного развития, а каждый представитель его уподобится богу»). Помимо постоянного обращения в своих сценических выступлениях к вымышленной истории древних славян, М.Н. Задорнов заявлял, что хочет уйти с эстрады и стать жрецом. Передачи Задорнова регулярно транслируются некоторыми телеканалами «второго плана» и имеют массовую аудиторию.
— заслуженный мастер спорта России, регулярный чемпион мира по боксу в тяжёлом весе Александр Поветкин увлекается язычеством. Он заявил: «Как-то утром я проснулся, включил телевизор, а там шел мультик «Детство Ратибора». Он меня очень зацепил. После этого посмотрел фильм «Русь изначальная». <…> Мне и по совести, и по духу ближе то, что было до христианства. То, что было в Киевской Руси. Поэтому я язычник. Я русский славянин. Я воин – мой бог Перун. Природа – наш храм. Не тот, который люди создавали. А то, что создано природой. Самое главное у язычника – жить в гармонии с природой. Поэтому мне особенно неприятно наблюдать за тем, как ее сейчас уничтожают. Я просто придерживаюсь образа жизни, который был у наших предков. На левом плече – звезда Руси. А на ладони рунами написано «За Русь». Еще на груди я ношу Секиру Перуна. Крестик я не ношу» (из расширенного интервью интернет журналу Sports.ru от 29 января 2014 года).
— бывший губернатор Алтайского края (ныне покойный) известный сатирик Михаил Евдокимов и популярный актер Александр Михайлов открыто пропагандировали неоязыческую секту Анастасии.
Позицию государственной власти в отношении представителей неоязыческих культов можно охарактеризовать как примирительную. Делаются кулуарные призывы к сосуществованию с адептами указанных культов, заявления о том, что нельзя создавать «образ врага из язычников». Некоторые региональные политики и административные структуры в своих регионах оказывают неоязычникам скрытую или даже явную поддержку.
Богословская полемика с язычеством пока еще недостаточно развита, в то время как большинство аргументов лиц, симпатизирующих язычникам, опровергаются обращением к церковным догматам и фактам истории, а то и просто к здравому смыслу.
Аргументы в полемике с неоязычеством
1. Нативизм зародился в 60-е годы ХХ века в Англии и Франции – это вовсе не древняя традиция славян. Это западный проект, который ведет к разрушению общественных связей изнутри, противопоставляя одни подгруппы «волхвов» другим.
2. Язычество никогда не существовало как сплоченная община. Сообщества язычников всегда дробились на более мелкие части по причине амбиций вождей. В истории можно видеть ряд попыток создать сплоченное государство на основе возроженных или реформированных и унифицированных языческих верований – все они не увенчались успехом (примеры – византийский император Юлиан Отступник, князь Владимир до принятия Православия). Анархия и нравственный индифферентизм – конечные стадии развития в обществе языческих течений.
3. Многие популярные языческие символы корнями уходят не в глубокую древность, а являются или калькой с популярных индуистских изображений, или вообще изобретением художников XIX-ХХ веков (например, «коловрат» появился в 1923 году благодаря гравюре польского художника Станислава Якубовского).
4. Неоязычество представляет собой плодородную почву для «майданных» настроений. Столкновение националистов-язычников с мусульманами и кавказцами может стать эффективным детонатором для дестабилизации общества и революции. «Русский марш» в некоторых вариантах уже контролируется неоязычниками. На месте спиленного активисткой Femen Поклонного креста в Киеве сейчас стоит идол Перуна.
5. Активные представители неоязычества предпринимают шаги по приобретению огнестрельного оружия. Контрабанда идет с Украины, Кавказа. Также среди неоязычников большое число фактов предательства своей страны. Например, многие из них переходят на сторону радикальных фашиствующих украинских националистов. Более того, отечественным нативистам гораздо ближе любой из зарубежных нативистов, чем их православный соотечественник.
6. Развитие неоязычества в российском обществе фактически направлено на выполнение директивы Адольфа Гитлера по уничтожению России, данной Генриху Гиммлеру в отношении реализации Генерального плана «Ост»: «В каждой русской деревне, городе, поселке должен быть свой культ, свое божество, своя вера. … Нельзя допустить, чтобы они изучали философию и свою историю, христианство, летописи».
7. Официальная идеология гитлеровской Германии открыто базировалась на оккультизме и неоязыческих культах. Заключенный 28 июня 1919 года в результате Первой Мировой войны Версальский мирный договор, определявший политический и экономический разгром Германии, привел немецкий народ в беспрецедентно унизительное положение. В угнетенное сознание немцев оппозиционерами была заложена мечта о национальном возрождении новым путем. Традиционные христианские институты отождествлялись с капитуляцией в Первой Мировой войне. Решающим фактором возрождения могущества было признано обращение Германии в неоязычество. Свастика как иной, языческий крест, знак победы и удачи, связанный с культом солнца и огня, противопоставлялась христианскому кресту как символу унижения, достойного «недочеловеков». Под конец гитлеровского режима осуществлялись организуемые сверху попытки заменить и вытеснить христианские Таинства неоязыческой обрядностью, праздник Рождества Христова — праздником зимнего солнцеворота.
В массовых мероприятиях и закрытых торжествах нацистов всегда присутствовал языческий контекст. В Германии в 1935-1945 годах активно действовала организация «Ahnenerbe» («Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков»), созданная для изучения традиций, истории и наследия германской расы с целью оккультно-идеологического обеспечения функционирования государственного аппарата Третьего рейха. Именно из языческой основы гитлеровской Германии выросла тема национального унижения неарийского населения Земли.
Таким образом, можно сделать вывод, что современный российский нативизм идет по стопам Адольфа Гитлера.
Александр Дворкин,
Центр свщмч. Иринея Лионского
Это интересно
+3
|
|||
Последние откомментированные темы: