Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Модератор пишет:

Один из десяти


прот. Александр Сорокин
Евангельское чтение

Евангелие от Луки 17:12-19

В то время, когда Иисус входил в одно селение, встретили Его десять человек прока­женных, которые, встав поодаль, возвысили голоса: «Иисусе, Наставник! Помилуй нас».

И Он, увидев их, сказал: «Ступайте, покажитесь священникам!»

И было, пока они шли, проказа оставила их.

А один из них, увидев, что исцелен, возвратился, громким голосом славя Бога, и пал ниц к ногам Иисуса, изъявляя Ему свою благодарность; и это был самарянин.

И сказал на это Иисус: «Разве не десять ли человек избавлены от проказы? Где же девять? Ужели никого не нашлось, кто возвратился бы воздать славу Богу, кроме этого иноплеменника?»

И сказал Он ему: «Встань, иди. Вера твоя спасла тебя!»





Данное евангельское чтение заставляет нас вспомнить о том, что христианство – это, преж­де всего, благодарность. В этом – главная осо­бенность и сущность христианской веры как «ре­лигии» и христианской жизни как религиозного опыта. Неслучайно главный церковный акт, де­лающий Церковь Церковью, обозначается как Евхаристия – Благодарение. Здесь формулиру­ется благодарность за само творение мира, за то исключительное внимание, которое Бог уде­ляет человеку, за спасение, то есть за Христа Спасителя – именного Такого, Каким Он явился и Каким Он описан в Евангелии.

Конечно, благодарение как важная составляющая религиозного опыта не является исключи­тельным изобретением христиан. Те же евхаристические молитвы в основе своей – бла­годарственные молитвы, сложившиеся еще до Христа в ветхозаветном Израиле. Да и вооб­ще, благодарность – одно из самых возвышенных и добрых человеческих переживаний без­относительно религии.

Однако, с другой стороны, благодарность и как религиозное переживание, и вообще как чело­веческий опыт, порой бывает весьма трудным и непривычным делом. В самом деле, в ка­ком-то смысле легче и проще жить и общаться в товарно-денежных категориях «ты мне, я те­бе». И, как ни странно, именно в религии, то есть там, где речь идет о наиболее ответствен­ных взаимоотношениях – с Богом – подобные категории кажутся наиболее безопасными и удобными. Так религия с ее правилами, законами и канонами становится препятствием про­стой, «человеческой» благодарности. Ведь настоящая благодарность всегда требует нефор­мального, живого и потому всегда нового усилия. Если и говорить о новизне Нового Завета, то она именно в способности адекватно отвечать Богу, Который всегда Жив и Нов. Пропо­ведь же Иисуса Христа и является обострением этого требования неформального, благо­дарного отношения к Богу. Насколько это трудно? Один шанс из десяти – такова вероят­ность успеха, судя по разбираемому евангельскому чтению. Оставшиеся девять шансов – это остаться в ситуации, где все предписано, определено и запрограммировано.

Евангелие дает нам еще одно тонкое наблюдение. Исцелившийся прокаженный вернулся. Ка­кого рода возвращение имеется в виду? Чаще всего возвращающийся человек – это чело­век, что-то забывший и в досаде спешащий это что-то доделать задним числом. Здесь же мы читаем о том, как некто «возвратился, громким голосом славя Бога». Тем самым он силится вырваться из замкнутого круга законнической религии.

Так он входит в новое качество отношений с Богом. Христос его напутствует: «Вера твоя спасла тебя!» Такие слова в устах Иисуса всегда звучали как вердикт о том, что такой-то ге­рой принимается в собираемый Христом новый народ Божий, Его Церковь.

Вся Священная история – история о том, как Бог налаживает отношения с человеком, подоб­но тому, как настраивается музыкальный инструмент или радиоприемник. В Библии вовсе не рассматривается как главный постулат тот очевидный факт, что Бог существует. Если для че­ловека Бога нет (или даже пока нет), вопрос о выстраивании отношений с Ним теряет смысл. В Библии же все время речь идет о поиске наиболее содержательных, осмысленных и прино­сящих радость отношений человека с Богом, и о том, чтобы избавиться от всего, что вредит этой радости.

В этом смысле Евангелие продолжает поиски человеком Бога, но и, в не меньшей степени, – поиски Богом человека. Иначе выражаясь, Бог в Евангелии еще более явственно, чем преж­де, дает понять, какого отношения к Себе Он ждет от человека. Данное Евангелие – один из ярких тому примеров.

Мы читаем о десяти прокаженных – тех, чья участь была решена не только в медицинском смысле слова, но и, что существеннее, в общественно-религиозном. Они погибали не только физически, но и уже погибли, как было принято думать, в смысле общественном и церков­ном. Для народа Божия, для общества Господня, для Церкви – они стали совершенно чужды­ми. Есть даже соответствующий церковный термин, который сюда вполне бы подошел – экс­коммуникация, то есть исключение из общения.

И всех исцелил Христос, тем самым дав реальные основания для возвращения в общество, в лоно Церкви. Но как по-разному они себя ведут! Какое разное ответное отношение встре­чает Тот, Кто их не просто исцелил, а вернул им жизнь во всей ее полноценности! Конечно, все они, все десять, необычайно обрадовались. Но подавляющее большинство из них обра­довалось, как радуется человек, выздоровевший после приема определенного лекарства. Принимая лекарство, человек не просто надеется, а знает, что оно должно помочь. Не будет преувеличением сказать, что огорчение человека в случае недействия лекарства будет боль­ше, чем радость в случае его действия. Девять исцелившихся, будучи иудеями, то есть при­надлежа к народу Израилеву, разумеется, обрадовались, но как бы в определенную меру. И главное, они тем самым как будто вышли на некую магистраль, где есть своя строго опреде­ленная последовательность дальнейших действий. И вот в этой-то последовательности дей­ствий не оказалось места для простой благодарности.

Десятый же – «и он был самарянин» – это тот, кто после исцеления остался один на один с исцелившим его Богом. Он не был связан никакими обязательствами. Чем он может отпла­тить? У него ситуация совершенно обратная – ничего, кроме простого «спасибо», он не мо­жет предложить в ответ.

Примерно то же испытывает человек, только-только приходящий к Богу и начинающий опре­делять свои с Ним отношения. Хотелось бы пожелать ему не потерять этого чувства, чтобы он как можно позже присоединился к тому подавляющему большинству, которое представле­но девятью из десяти исцеленных. Шанс у него есть, правда небольшой – один из десяти.

составил Ю. Рубан

Это интересно
+5

Модератор 15.12.2015
Пожаловаться Просмотров: 592  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены