Идущий смотрит вперёд, бредущий смотрит под ноги. Брести человек начинает, когда идти уже устал. И понимает, что зашёл, кажется, не туда...
Особенно, когда посмотрев на дорогу, вдруг осознаёт, что это уже не асфальт, и даже не дорога: это глухая чёрная тропа, на которой оскальзываешься и вязнешь, спотыкаешься на ровном месте, которая непредсказуемо петляет и ведёт... куда? Неизвестно. Но сил бодро топать вперёд, насвистывая патриотические песенки, уже нет, в заплечном мешке остались только крошки от последнего сухаря, смеркается, не видно почти ничего, лес сгущается, а по сторонам завывают и квакают неведомые твари.
И тропа уже такая, что не развернёшься. Невозможно идти назад по узкой, скользкой тропинке, которая ведёт вниз, вниз, в тёмное ущелье и с каждым шагом чёрная тропа становится всё круче. Смотришь, наконец, под ноги - и понимаешь: раньше надо было смотреть, и вниз, и по сторонам, но ведь так хорошо двигался... Так легко бежалось...
Конечно, легко. Потому, что под уклон. А теперь и остановиться на месте невозможно: скользко. Скользишь. Сползаешь. Вниз, где ещё круче.
И приходит осознание, что не так надо было идти, не тем путём. И вообще не спешить. И думать, прежде чем выбирать развилку. И надо было вверх выбирать дорогу, чтобы перейти перевал, хотя вверх идти труднее - но это дорога к солнцу и вершине. Не так быстро, но всё-таки к свету. И без склизкой грязи под ногами.
Но пошёл вниз, потому, что проще. Потому, что уже разогнался, и так хорошо бежал! Бежал, не думая, что хорошо и что плохо. Потому, что по этой тропе до тебя бежали все. И за тобой бегут остальные, а сейчас они напирают - и ты уже не можешь ни повернуться, ни вернуться. А впереди - что? Пропасть? Смерть? Тьма?
Впереди - катастрофа для тебя и тех, кто с тобой. Такое вот осознание приходит к тебе, когда уже поздно. И вместе с ним - другое: а ведь так уже было! Ты уже не первый раз в толпе себе подобных оказался в таком месте. И в таком положении. Тебе уже знаком этот запах, этот смрад, которым тянет со дна ущелья. Ты знаешь, что там. И знаешь, что произойдёт дальше... даже знаешь, что должно случиться сейчас.
Это уже было. И не так давно. Но ты ничему не научился, ты так и не понял, что двигаться нужно вверх, что ноги должны работать и уставать при движении, и что запасы в рюкзаке нужно не сжирать под водочку, устраивая патриотический праздник на ровном месте, а экономить.
Ты так и не понял, что проводников, ведущих группу вниз, нужно оставлять в гордом одиночестве на их пути - а самому выбирать другую дорогу на развилке. И этих развилок было много, но все шли, не напрягая ни ноги, ни головы, ни совесть.
Шли с детьми, скандируя и напевая. Теперь все пытаются затормозить, чтобы спастись и спасти своих близких, но уже поздно. Теперь можно обвинять проводника, который каким-то чудом, непонятно для всех как, оказался не в первых рядах падающих в пропасть, а в последних - и, кажется, теперь только он и выживет, выбравшись обратно по вашим трупам.
И ты даже не можешь дотянуться до него. Не до того.
А что будет дальше, тебе уже известно. Но у тебя нет никакого желания это вспоминать. А я тебе напомню.
А заодно расскажу, что на этом участке тропы катастрофы становятся неизбежны и повторяются всё чаще и чаще.
В результате теплового взрыва реактора его крышка, весившая несколько тонн, была отброшена более чем на сотню метров. На месте мгновенно погибли 11 человек, от которых на дне бухты нашли только небольшие фрагменты тел. 290 человек получили лучевую болезнь.
26 апреля 1986 года - авария на Чернобыльской АЭС. Непосредственно в результате катастрофы и её прямых последствий погибло более 50 человек, лучевую болезнь получили сотни, сотни тысяч участвовали в ликвидации последствий.
10 августа 1985 года произошла радиационная катастрофа на атомной подводной лодке (бухта Чажма, Шкотово-22, Дальний Восток). Взорвался реактор, причина - нарушения правил ТБ и технологии перезарядки реактора в целом.
Эта авария, случившаяся всего через 9 месяцев после шкотовской, во многом её повторила в непредставимом до тех пор масштабе. Точно так же в результате теплового взрыва сорвало крышу реактора. А причиной снова стало маловероятное совпадение ряда нарушений правил и регламентов эксплуатационным персоналом. Ещё раз обращаю внимание: причины те же самые, что и на АПЛ. Разные только масштабы последствий.
4 июня 1988 года в Арзамасе взорвались 3 вагона со взрывчаткой. Погиб 91 человек, 1500 пострадали. Основной версией причины взрыва сочли нарушение правил погрузки и перевозки взрывчатых веществ.
4 октября того же года на станции Свердловск-Сортировочный произошёл ещё больший по силе взрыв грузового состава со взрывчаткой, взрывная волна распространилась на 15 км, но погибло всего 4 человека. Причина - отказ тормозной системы и столкновение составов.
Ровно через год после Арзамаса, 4 июня 1989 года под Уфой взорвались в газовом облаке (объёмный взрыв) и сгорели 2 пассажирских поезда. Погибли 645 человек.
Причиной катастрофы можно считать маловероятное сочетание случайных стечений обстоятельств.
Здесь всего два примера этого загадочного свойства чёрной тропы: перед тем, как она обрывается, на ней начинают происходить и повторяться чёрные события, идентичные уже произошедшим, со всё большим размахом и с ещё более страшными последствиями.
Самым ужасным обстоятельством таких событий на чёрной тропе истории государства является следующее: при всей их похожести и даже одинаковости никто из ответственных за безопасность в данной области, кажется, не может сделать НИЧЕГО. Необходимые выводы, принятие дополнительных мер безопасности, наказание виновных не дают никакого результата.
События на чёрной тропе повторяются, даже когда сделано, казалось бы, всё, чтобы они не могли повториться. Это невозможно объяснить теорией вероятности, невозможно объяснить халатностью, невозможно объяснить даже специально подготовленными терактами или диверсиями. Всё складывается словно само собой, случайные события внезапно происходят именно в тот момент, когда они могут принести наибольший урон - и запускается цепочка необъяснимых совпадений, больших и малых, создающих, словно по мановению невидимого и всесильного адского дирижёра, согласованную и неизбежную симфонию смерти.
Если вам мало двух приведённых примеров со взрывами атомных реакторов и поездов, то рекомендую поинтересоваться другими, аналогичными случаями того же периода гибели СССР - когда страна ещё выглядела всемогущей и цветущей для её жителей, а самыми страшными проблемами граждане считали дефицит колбасы и американских джинсов.
Эти примеры не столь выпуклы, они больше похожи на совпадения, и в них гораздо меньше общего, но они тоже хорошо заставляют задуматься об эффектах чёрной тропы.
Катастрофы водного транспорта: "Александр Суворов" - Волга, 1983г., 176 жертв, и три года спустя - "Адмирал Нахимов", 1986г., Чёрное море - 423 человека погибли.
И схожие попытки угона самолётов в СССР: Тбилиси, 1983 г. и 5 лет спустя - Иркутск, 1988 г, (Овечкины). Эти случаи объединяет в первую очередь психология угонщиков - людей с разными профессиями, разным жизненным опытом, но примерно одинаково успешных в обществе, с примерно одинаковыми перспективами роста, одинаково превосходящих сограждан в получаемых ими от государства благах.
И в случае с грузинской "бандой", и с Овечкиными становится совершенно непонятно: почему именно ТАКИМ путём - через смерти людей невиновных, люди, уже достаточно успешные, хотели улучшить своё, в первую очередь, материальное положение?
Это похоже на сумасшествие, и это и есть сумасшествие - социальное.
Так люди, незаметно для себя и окружающих, сходят с ума, попадая на чёрную тропу - когда идут в первых рядах. Перед ними идут только проводники, сумасшествие которых, хотя и похоже на вот такие случаи, тем не менее носит гораздо более глубокий характер.
Вслед за Овечкиными с катушек начинают съезжать и совсем простые граждане, устраивая давки в очередях за дефицитом в советское время, или за дармовыми кружками в "Пятёрочках", за бесплатной кашей на презентациях патриотизма сегодня.
А потом на этой тропе с ума сходит даже сама природа вещей.
И начинаются катастрофы.
А. Степанов.
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: