Чумной бунт на картине Эрнеста Лисснера
История знает немало примеров того, как люди исцелялись от недугов при помощи гипноза, внушения или самовнушения. Происходило это задолго до появления в конце 80-х - начале 90-х всевозможных чумаков и кашпировских. Большинство случаев исцеления так или иначе связаны с религией. Достаточно вспомнить целебные источники (тот же Лурд во Франции), якобы чудотворные мощи, иконы, статуи и прочие предметы религиозного почитания, через которые, как считают верующие, страждущие могут получать божью благодать. Это, если угодно, своего рода психологическая установка, благодаря которой люди (но далеко не все) действительно избавляются от симптомов самых разных заболеваний.
В случае положительного эффекта от молитв или прикладывания к высушенным останкам особо почитаемых святых все заслуги приписываются божеству.
Российский психотерапевт В. Рожнов в своей книге "Гипноз и чудесные исцеления" писал: "Выработанные долгим опытом храмовой медицины полезные приемы борьбы с болезнями жрецы ставили с ног на голову, приписывая милости бога. Люди отнимали у себя свои достижения, чтобы отдать их вымышленному сверхъестественному существу, и затем униженно вымаливать у него то, что создано их собственным разумом и руками. На этом нелепом парадоксе тысячелетиями покоилась вера в чудодейственную целительную силу богов".
Следует помнить о том, что так называемые святые места далеко не всегда бывают безопасными в том смысле, что зачастую являются рассадниками заразных заболеваний. "Здесь скапливается одновременно много больных с самыми различными недугами. Все они прикладываются к мощам и иконам или купаются в воде одного и того же источника, а это не может не вести к повальным заболеваниям - эпидемиям", - предупреждал Рожнов.
В этой связи весьма показательной является история чумного бунта 1771 года. В условиях свирепствовавшей в Москве эпидемии чумы, пришедшей с фронтов русско-турецкой войны, горожане, надеясь на исцеление, массово стекались к Варварской башне, где над входом в часовню висела чудотворная икона Боголюбской богоматери. Одновременно с этим православные батюшки призывали паству участвовать в крестных ходах, полагая, что такая мера позволит людям избавиться от моровой язвы - именно так на Руси в XVIII веке называли чуму.
Ситуация, при которой люди участвовали в массовых религиозных шествиях, проходили мимо иконы и целовали ее (как еще здоровые, так и уже заразившиеся), лишь способствовала росту эпидемии. Ежедневно умирало до 1000 человек. Чума выкашивала целые кварталы и районы - московские улицы были буквально завалены трупами. Вместе с тем, прекрасно понимая, что в данном случае вера лишь усугубляет ситуацию, 15 сентября 1771 года служители культа во главе с архиепископом Амвросием закрыли доступ к реликвии, вернув икону на место, и запечатали короб, в котором хранились собранные во время массового паломничества пожертвования.
Разъяренная толпа христиан, лишенная надежды на чудо, разгромила монастырь в восточной части Кремля, захватила Донскую обитель и отправила на тот свет архиепископа Амвросия. После этого участники бунта принялись уничтожать карантинные заставы и имения знати.
Чумной бунт был жестко подавлен. Троих крестьян и одного купца, причастных к убийству архиепископа, повесили, еще 173 бунтарей отправили на каторгу. 17 ноября 1771 года Правительствующий сенат издал указ, который запретил проводить захоронения при городских церквях и постановил создавать новые кладбища за пределами городской черты.
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: