"Саласпилс был санаторием", полагают латвийские историки
+
Редакция VES(точка)LV
В среду, 27 января, в Международный день памяти жертв Холокоста в Латвийском Военном музее состоялась презентация книги латвийских историков под названием «За этими воротами стонет земля. Саласпилсский лагерь 1941.-1944». Авторы книги — историки Карлис Кангерис, Улдис Нейбургс и Рудите Виксне — указывают, что в советские времена данные о погибших в Саласпилсском лагере были сильно преувеличены. Также историки считают, что лагерь нельзя называть концентрационным, сообщает радио «Балтком».
Авторы также категорически отвергают утверждения о том, что в Саласпилсском лагере было убито 100 000 человек.
Согласно подсчетам исследователей, всего погибло около двух тысяч.
Как рассказал один из авторов книги Карлис Кангерис, через лагерь прошли примерно 22 000 человек, из которых примерно 11 000 были политические заключенные и половина — так называемые транзитные заключенные из России и Белоруссии, которых отправляли на работу в Германию.
Историки также отрицают, что в лагере погибло 7 тысяч детей.
«Мы знаем, что в общей сложности в лагере находилось 3000 детей, которых привезли туда ненадолго. И мы категорически отрицаем, что кровь больных детей была предусмотрена для лечения солдат вермахта», — рассказал историк Улдис Нейбургс.
Также историки указывают, что среди заключенных Саласпилса были две тысячи солдат из латышского полицейского батальона, солдаты латышского, эстонского и литовского легионов СС, а также участники национального сопротивления. По мнению авторов книги, было бы неправильно называть Саласпилсский лагерь лагерем смерти или концлагерем.
«Если мы смотрим на документы, то единственный концлагерь в Латвии был в Межапарке – лагерь Кайзервальд, где евреев держали в заключении. Однако это не Саласпилс», — объяснил Нейбургс.
"Саласпилс не был концлагерем, и детей там не мучали", полагают латвийские историки
Тем временем, как указала спикер Сейма Инара Мурниеце, новая книга о Саласпилсском лагере «стирает сегодняшние растиражированные пропагандистские мифы о Латвийском государстве».
В свою очередь, историк Улдис Нейбургс в интервью газете Neatkarīgā Rīta Avīze рассказал, что книга о Саласпилсском лагере, вскоре, возможно выйдет на других языках, в том числе, на русском языке.
Напомним, что в 2012 году решением министра иностранных дел Латвии Эдгарса Ринкевича персонами нон грата были объявлены российские историки — директор фонда «Историческая память» Александр Дюков и руководителя исследовательских программ того же фонда Владимир Симиндей. В соответствии с этим решением А.Дюков и В.Симиндей включены в список лиц, которым запрещен въезд в Латвию, а также в страны Шенгенской зоны.
Чашу терпения латвийских властей переполнила организованная фондом «Историческая память» выставка «Угнанное детство: судьбы детей, угнанных на территорию Латвии, 1943-1944 гг.», которую авторы хотели привезти в Ригу. Фотографии, архивные документы повествуют о том, как в 1943 — 1944 г.г. в прилегающих к латвийской границе районах России и Белоруссии нацистами проводились масштабные карательные операции, ударной силой которых, как правило, становились латвийские коллаборационистские формирования. В рамках этих операций в Латвию были угнаны тысячи детей – русских, белорусов, поляков. Они были разлучены с родителями, в тяжелейших условиях содержались в концлагере Саласпилс и работали на латышских сельских хозяев. МИД Латвии осудил выставку за «фальсификацию истории и вводящую в заблуждение пропаганду», заявив, будто экспозиция служит интересам людей, которые хотят препятствовать налаживанию отношений между Латвией и Россией.
В августе 2009-го известный в Риге политик, отличившийся активной поддержкой латышских эсэсовцев, бывший министр обороны Гиртс Валдис Кристовскис требовал от Полиции безопасности — так называется местная госбезопасность — арестовать Дюкова, если тот приедет в Ригу. Формальным поводом для демарша было высказывание Дюкова в блоге после просмотра скандального фильма «Советская история» («The Soviet Story»).
Кристовскис был одним из создателей этого пропагандистского фильма. «Сделанная вами «The Soviet Story» изобилует прямой ложью и фальшивками, — писал Дюков в своем блоге. — Эта пропагандистская поделка намеренно сделана для того, чтобы побольнее ткнуть в священную для любого русского человека память — память о Великой Отечественной войны. Любой человек, в семье которого бережно хранятся письма с фронта и старые фотокарточки, при просмотре вашей поделки ощутит то же, что ощутил я — желание расправиться с испражняющимися на могилы его предков подонками. А так же с теми, кто действия этих подонков финансирует и пропагандирует. В старые времена за подобное вызывали на дуэль: один на один, до смертного исхода…»
Но как тогда, так и сейчас латвийские политики и историки избегают открытой дискуссии на исторические темы с российскими коллегами.
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: