Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Результаты онлайн опроса: "Средний класс"

Кого среди пользователей Рунета можно отнести к среднему классу и по каким критериям их можно считать представителями этого социального образования? Ответить на эти вопросы нам помогут результаты онлайн опросов, проведенных Subscribe.Ru в 2010 и 2015 годах среди российских пользователей, представляющих активную (месячную) аудиторию интернета.

Практически все участники опросов, за редким исключением, знакомы с понятием "средний класс" и имеют о нем свое представление. К среднему классу российские интернет-пользователи относят прежде всего тех, у кого имеется определенный уровень благосостояния, включающий достойный доход - не низкий, но и не слишком высокий (71% отметивших этот признак в 2010 году и 69% - в 2015 году), благоустроенное жильё - квартиру, дом (58% и 54% соответственно), возможность брать кредиты и возвращать их (27% и 19%), достаточное количество сбережений, накоплений (25% и 30%), один или больше автомобилей на семью (25% и 22%).

Рассматривая возможности различных социальных групп на попадание в средний класс, российские интернет-пользователи наиболее высоко оценили шансы адвокатов, юристов, судей (49% отметивших этот признак в 2010 году и 43% в 2015 году), бизнесменов, предпринимателей (49% и 46% соответственно), менеджеров (43% и 29%), экономистов, бухгалтеров (39% и 26%), банковских специалистов (25% и 23%). Шансы дотянуться до этого статуса, по мнению тех респондентов, кто допускает существование среднего класса в России, имеют инженеры и специалисты (37% и 33%), работающие, главным образом, в нефте-газовой отрасли и металлургии, сфере платного медицинского обслуживания, а также госслужащие (29% и 32%), прежде всего, политики, депутаты и чиновники, некоторые представители шоу-бизнеса (17% и 16%), финансируемой бизнесом прикладной науки, платного образования (20% и 22%).

Экономические факторы играют ведущую роль в классовой самоидентификации российских пользователей интернета. Скорее склонны отождествлять себя со средним классом респонденты имеющие среднемесячный уровень дохода на члена семьи "высокий" и "выше среднего". Не склонны причислять себя к среднему классу респонденты с доходом "ниже среднего" и "низкий".

Однако большинство российских пользователей интернета, вне зависимости от своей принадлежности к среднему классу, оценили уровень своего материального благосостояния как "средний". Поэтому, для значительной части российских интернет-пользователей важную роль в классовой самоидентификации играют "нематериальные" признаки принадлежности к среднему классу и различные социальные возможности "полагающиеся" данному статусу.

Так среди нематериальных признаков принадлежности к среднему классу наибольшее значение придается "уверенности в завтрашнем дне и в обеспеченной старости" (34% отметивших этот признак в 2010 году и 34% в 2015 году), возможность хорошо отдыхать, путешествовать по миру (23% и 23%), поддерживать здоровье занимаясь спортом, получая качественное лечение (22% и 19%), возможность иметь много детей, обеспечивая их будущее (16% и 11% соответственно). А в качестве важнейших условий, позволяющих приобрести вышеуказанные статусные блага, респонденты назвали хорошее базовое образование, возможность дополнительного обучения (36% и 33%), работу в успешной, перспективной компании, организации (25% и 24%), высокую профессиональную квалификацию (20% и 24%), возможность делать инвестиции, иметь собственное дело, бизнес (17% и 20%).

Необходимо отметить еще один, психологический фактор идентификации российских интернет-пользователей со средним классом. Принято считать, что его представители стремятся жить, рассчитывая главным образом на собственные силы и способности. И действительно, среди тех респондентов, кто считает, что его положение совершенно не зависит от личных усилий, 74% в 2010 году и 80% в 2015 году не отождествляли себя со средним классом. Напротив, среди тех, кто верит в то, что изменение его собственного положения зависит только от личных усилий, 53% в 2010 году и 45% в 2015 году были склонны отождествлять себя со средним классом.

Чаще других респондентов в нашем опросе были склонны отождествлять себя со средним классом те, кто является владелецем или совладельцем предприятия (64% в 2010 году и 44% в 2015 году), руководителем или заместителем руководителя предприятия, учреждения (54% и 43%), руководителем подразделения (51% и 43%), индивидуальные предприниматели (54% и 38%), творческие работники, лица свободных профессий (43% и 42%), профессионалы, ведущие частную практику (39% и 32%).

Среди специалистов с высшим образованием, квалифицированных рабочих, служащих и прочих работающих респондентов, причислять себя к среднему классу отваживались в основном те, кто занят по преимуществу в таких отраслях, как общепит и гостиничное обслуживание (69% в 2010 году и 30% в 2015 году), финансы и страхование (58% и 46%), органы государственного или муниципального управления (49% и 48%), строительство (38% и 26%), оптовая и розничная торговля (50% и 27%), медицинские услуги (47% и 37%), информационные, юридические услуги, реклама (47% и 44%), добывающая и обрабатывающая промышленность, энергетика (39% и 36%).

Лишь 3-4% опрошенных российских интернет-пользователей утверждают, что среднего класса в современном российском обществе нет, а еще 3-5% затрудняются оценить его долю среди населения России. Около 29% опрошенных считают, что его доля не превышает 10%, около 28% оценивают его долю в 11-20%, около 18% оценивают его долю в 21-30%, а еще 18% полагают, что доля среднего класса превышает 30% населения России.

Но если оценки доли российского среднего класса за прошедшую "пятилетку" практически не изменились, то оценки его динамики стали более пессимистичными. Доля российских интернет-пользователей, уверенных в том, что за это время доля среднего класса среди населения России росла, сократилась в 1,4 раза (c 39,5% до 27,4%). Напротив, в 1,4 раза (с 27,0% до 39,0%) выросла доля тех, кто отмечает снижение доли среднего класса.

По совокупности тех или иных основных критериев, к среднему классу в 2010 году себя причисляли около 42% активных российских интернет-пользователей. Но к настоящему времени эта доля уменьшилась до 31% (в 1,3 раза). При этом, порог самоидентификации российских интернет-пользователей себя со средним классом невысок. Социологи в соответствии с международными критериями относят к среднему классу всех, кто имеет доходы выше среднего, образование – не ниже среднего специального или владеет собственным бизнесом. И если среди российских интернет-пользователей, представляющих средний класс, образовательный ценз довольно высок - около 77% с высшим, 5% с неполным высшим и 11% со средним специальным образованием, то лишь у 8% уровень дохода можно назвать "высоким", у 29% - "выше среднего", у 43% - "средним", а 18% - даже не дотягивающим до "среднего". Индивидуальных предпринимателей, собственников бизнеса и частнопрактикующих специалистов наберется не более 10%; еще 20% - руководители разных рангов, 35% - специалисты с высшим образованием, 11% служащие и квалифицированные рабочие.

Также следует отметить некоторый упадок веры в собственные силы у тех, кто относит себя к среднему классу: если в 2010 году около 51% представителей среднего класса считали, что изменение их положения полностью зависит от них самих, то в 2015 году таких оптимистов осталось лишь 39%. Личные достижения, составляющие основу классовой самоидентификации, оцениваются респондентами еще более скромно.

За прошедшие пять лет улучшить свое социальное положение, добиться каких-то успехов смогли лишь 39% российских интернет-пользователей, что в 1,5 раза меньше, чем в предыдущую пятилетку. А среди респондентов, заявляющих о своей принадлежности к среднему классу, доля тех, кто утверждают, что за последнюю "пятилетку" им лично удалось улучшить свое социальное положение, добиться каких-то успехов, сократилась с 76% в 2010, до 58% в 2015 году. При этом, среди респондентов, заявляющих о своей принадлежности к среднему классу, доля тех, кто полагает уровень жизни остальных россиян равным своему собственному, выросла с 38% до 46%, доля ставящих его ниже собственного уменьшилась с 50% до 42%, а выше собственного - уменьшилась с 9% до 7%. Таким образом можно сделать вывод, что в сознании российских интернет-пользователей сложилось представление о достижении накануне экономического кризиса некоего пика в формировании российского среднего класса и последовавшей за ним, на фоне общего снижения уровня реальных зарплат и доходов от собственного бизнеса, стагнации, в процессе которой средний класс России все больше превращается в аморфную политически и экономически пассивную прослойку общества.

Это интересно
+2

16.06.2015
Пожаловаться Просмотров: 8507  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены