Обязательным новый предмет станет с 2018 года, в этом году в эксперименте внедрения финграмотности поучаствуют учащиеся из Волгограда и Калининграда.
По информации «Известий», в 2013 году в российских школах появится новый предмет - финансовая грамотность. Изучать его будут школьники всех возрастов, с 1-го по 11-й класс. Пилотный проект запускается по инициативе Минфина в пяти регионах (в частности, в Калининграде и Волгограде), но к 2018 году новый предмет может быть включен в общеобразовательную программу. Об этом «Известиям» рассказала Анна Зеленцова, координатор проектной группы по повышению финансовой грамотности при Минфине.
Грамотно объяснят, как не хранить деньги под матрасом
Вопрос о повышении финансовой грамотности населения поднимается не меньше 10 лет, но до масштабных проектов дело дошло только сейчас. В 2006 году президент Владимир Путин поручил правительству, ЦБ и Ассоциации российских банков разработать план действий по повышению уровня финансовой грамотности (ПФГ). Минфин даже запланировал потратить на программу ПФГ $100 млн. Но после кризиса планы изменились, пришлось урезать цифру до $88 млн, $25 млн выделил взаймы Всемирный банк (кредит выдан на 14 лет). По оценкам банка, успешная реализация проекта ПФГ обеспечит финансовой системе России около 14,5 млрд рублей в год за счет повышения склонности граждан к накоплению денег на банковских счетах. Еще 1-3 млрд рублей может оказаться на счетах в банках благодаря тому, что население вытащит свои наличные из-под матрасов.
Как сообщила «Известиям» Зеленцова, программа ПФГ ориентирована на школьников, студентов, а также на людей с низким и средним уровнем доходов и получателей потребительских кредитов. По словам собеседницы «Известий», будут созданы новые специальные курсы для школьной программы. Логика Минфина сводится к тому, что если детям давать задачки на планирование семейного бюджета, это будет более правильно, нежели предлагать им считать, «сколько из какой трубы выливается и куда вливается».
По словам Зеленцовой, в 2013 году предмет «финансовая грамотность» появится в школах пяти регионов России, в частности Калининграда и Волгограда (сейчас идет отбор учебных заведений). В случае его успешной реализации новый предмет будет включен в общеобразовательную программу в 2018 году. Как пояснила Зеленцова, финансовую грамоту будут изучать школьники 1-11 классов.
«Финке» придется теснить физику и химию
Всего будет проведена апробация более 30 видов учебных пособий и курсов для школ, детских домов и учреждений начального и среднего профобразования, сказала собеседница. Занятия с младшими классами будут проходить в игровой форме, для старших классов предусмотрены лекции, для студентов - мультимедийные курсы, семинары и тренинги по управлению личными финансами.
Одна из основных задач, которые предстоит решить в ходе реализации проекта, - устранение борьбы за часы, отмечает один из ведущих сотрудников Центробанка, при поддержке которого реализуют проект. Каждый преподаватель считает, что его предмет является самым важным. Поэтому физик просит больше часов под физику, химик - под химию и т.д. Финграмотность на начальном этапе будет предметом не обязательным, а дополнительным, поэтому речи о повышении нагрузки на школьников сейчас пока не идет. Однако если предмет будет включен в общеобразовательную программу, проблема вновь возникнет.
Еще одна задача - найти тьюторов, которые будут обучать учителей финграмотности, ведь учителя не обладают специальными финансовыми знаниями, отметили в Минфине.
В Министерстве образования «Известиям» сообщили, что в настоящее время «никаких изменений в стандартах нет». От дополнительных комментариев в ведомстве воздержались.
Опрошенные «Известиями» эксперты склоняются к тому, что в инициативе есть рациональное начало, но пока она не проработана до конца.
- Уровень финансовой грамотности населения остается крайне низким, - говорит аналитик ХКФ-банка Станислав Дужинский. - По данным опросов Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), самым популярным среди банковских услуг остаются пластиковые карты для снятия зарплаты при помощи банкомата, а также оплата услуг ЖКХ и другие обязательные платежи. Современные кредитные, депозитные и платежные продукты следуют за ними со значительным отставанием. Услугами интернет-банкинга пользуется только 3% от опрошенных НАФИ респондентов, и это притом что уровень использования интернета в России - один из самых высоких в Европе.
Вообще, сам факт введения в школе этого предмета вызывает некоторые вопросы...
Лидер партии справоросов Сергей Миронов задается риторическим вопросом - Финансовая грамотность важнее экономической стабильности?!
"Как воспринимать это новшество?
Ведь благодаря "усилиям" Минобрнауки качество преподавания уже существующих обязательных предметов неуклонно снижается. Наши результаты на последней международной олимпиаде по математике – плачевные, российская сборная не вошла даже в двадцатку лучших. А если ещё "разбавить" предмет финансовой грамотностью?
С другой стороны, на повышении финансовой грамотности настаивает Центробанк (эксперты ЦБ и Минфина также приложили руку к составлению образовательной программы).
Недавно ЦБ впервые представил концепцию развития финансового рынка страны. Из всех направлений повышение финграмотности – на первом месте, а обеспечение финансовой стабильности – на 10-м. Весьма показательный разброс приоритетов. Экономическую стабильность регулятор и правительство гарантировать не в состоянии. Остаётся учить население по известному принципу: вся надежда на самих "утопающих". Вот только пригодятся ли эти уроки? Ведь в обстановке постоянного шторма никакие теоретические навыки даже самого хорошего пловца не спасут", -считает политик.
Иными словами, стабильность - на 10 месте, а попытка помочь банкам реализовать свою агрессивную политику в области потребительских кредитов - на первом..
Чтобы люди брали кредитов как можно больше... А математика подождет...
Первые кандидаты - учителя обществознания
По мнению доцента кафедры теории и практики госуправления НИУ ВШЭ Павла Кудюкина, есть ряд проблем, которые могут возникнуть при реализации инициативы.
- Первая из них носит психологический характер. В старших классах учащиеся уже более или менее представляют свой будущий путь и к предмету «финансовая грамотность» могут относиться как к необязательной нагрузке, уделяя время только профильным дисциплинам, необходимым для поступления в вуз. То есть может возникнуть проблема с мотивацией, - рассуждает он.
Во-вторых, непонятно, как новый предмет будет вписан в образовательный стандарт, говорит Кудюкин. По всей видимости, предстоит длительная дискуссия с Министерством образования, в частности по поводу выделения дополнительных часов и вопроса их оплаты.
- Безусловно, дети в школе сегодня и так очень загружены, добавлять новых часов категорически нельзя, - говорит вице-президент банка «Стройкредит» Роман Морозов. - Однако уроки финансовой грамотности намного полезнее, чем ряд других предметов из действующей школьной программы. Взять хотя бы набивший оскомину многим родителям предмет под названием «Окружающий мир». Однозначно, в школьной программе много «бесполезных» часов, которые можно отдать в пользу финансовой грамотности.
Еще одна проблема - поиск тьюторов, считает Кудюкин.
- Школы не будут нанимать специальных преподавателей для обучения финграмотности. Скорее всего, эта роль будет отведена учителям обществознания. А их, в свою очередь, самих нужно предварительно обучить, так как они не являются специалистами в финансовых вопросах. Тьютор должен быть не только хорошо подкован в вопросах экономики, но и обладать качественными педагогическими навыками - чтобы научить, заинтересовывать учащихся финансовой информацией. Готовых тьюторов в России нет, а работники финансовой сферы могут запросить весьма высокую зарплату - от 100 тыс. до 300 тыс. рублей за месяц. Откуда эти деньги будут браться, также нерешенный вопрос, - говорит собеседник «Известий». - Сам Минфин, скорее всего, будет против включения в бюджет дополнительной статьи расходов на тьюторов.
Анна Зеленцова из Минфина в ответ на это указала, что на тьюторов будут тратиться как федеральный, так и региональный бюджеты, а надбавки учителям обществознания станут начисляться по линии Минобрнауки.
В качестве преподавателей могут выступать практикующие финансисты, отметил Морозов, но у них должны быть стимулы, и это должны быть не разовые вылазки, «финансовые субботники», а системная и организованная работа. Эксперт добавил, что эти вопросы необходимо решить на федеральном уровне, иначе новые уроки превратятся в очередную профанацию.
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: