В Музее истории религий в Санкт-Петербурге 22 февраля откроется передвижная выставка "Русский стиль: Сталь" - шесть десятков изображений, сделанных современными художниками на стальных плитах от стандартных армейских бронежилетов. Проект не новый, он уже два года кочует по стране, но эта выставка - все же особенная.
Интерес к цифровому искусству, осмысляющему спецоперацию, уже очевиден всем. И не последнюю роль сыграли две резонансные выставки, прошедшие этой зимой в столице. "Тут совсем не так, как в твоих розовых очках" - в Галерее на Трубной. И "Русский императив" - в Беляево.
За всеми этими проектами стоит художник и философ Антон Беликов, еще недавно воевавший на СВО. "РГ" не упустила возможность поговорить с ним.
Антон, когда художники и философы берут в руки оружие?
Антон Беликов: Свое решение я принял после атаки украинских дронов на московский Кремль. Катался на сноуборде в горах, закрывал сезон и увидел это по телевизору. Я - коренной москвич, мой прадед уходил защищать город в составе ополчения. Москва - мой дом, моя малая родина. Какие еще нужны аргументы? Другая причина - гибель Даши Дугиной от рук украинских террористов. Мы с ней дружили. И для меня стало ясно, что бандеровские власти Украины воюют со всем русским народом. Такое нельзя прощать и забывать.

Фото: Максим Васюнов/ РГ
Где вы воевали?
Антон Беликов: Заключал контракт в Донецке. Пошел в сотую бригаду Первого Донецкого корпуса - эта бригада освобождала Мариуполь. Наше направление было - Марьинка-Красногоровка-Невельское. Задача была отодвинуть украинскую "стволку", чтобы она не доставала до центра Донецка. Мне на этом направлении довелось провести около 14 месяцев.
Вы среднего роста, в очках - и не очень похожи на былинного героя…
Антон Беликов: Ничего особенно геройского я и не совершил. Вот парни, с которыми служил, - герои. Первое время думал, что наша задача - продержаться, пока не придет Красная Армия, чтобы нахлобучить врагов. Через полгода понял, что Красная Армия - это мы и есть (смеется). Воюющая армия в основном из обыкновенных людей. Не так уж часто встретите там былинных чудо-богатырей. Человек работал на гражданке бухгалтером, а на войне в нем прорастает Воин. Воюют шахтеры, казаки, преподаватели, инженеры… Даже художники. Среди молодежи полно вчерашних геймеров, они и сейчас на дронах "летают". У них своя культура: аниме, стиль одежды, музыка. В метро такого встретишь - не подумаешь, что он с войны. А он герой, с орденами и медалями…

Фото: из архива Антона Беликова
В Галерее на Трубной видел картину Вячеслава Лещева - боец стоит на крыше бронетранспортера, смотрит вдаль, а навстречу из тумана на коне как раз тот самый чудо-богатырь из прошлого. И подпись: "Прадед моего прадеда".
Антон Беликов: Это одно из ощущений, которые многие проживают на войне. Голос крови, ощущение единства с воевавшими предками. У нас в каждой семье герои. Блиндажи, траншеи, посеченные деревья, командиры, приказы, беспокойство о близких - все это на войне не образы со старых фотографий, это не просто поэзия: юные прадеды там будто незримо присутствуют рядом.
Библейские сюжеты тоже кажутся там реальностью, которая рядом? Это я уже о ваших донбасских работах…
Антон Беликов: Впервые оказавшись на Донбассе зимой 2016 года, я сделал там свой страстной цикл в руинах школы в поселке под Горловкой. Наверное, как первый стрит-арт художник, приехавший рисовать из большой России на возвращенные территории. Почему именно христианское искусство? Мне интересны вневременные, вечные сюжеты. И поэтому на моей работе, скажем, чудо Святого Георгия: вот он принуждает змия к миру в кулисах разбитых новостроек. Метафора подвига наших солдат.
И это вы создали на обычном планшете прямо на фронте?!
Антон Беликов: На полигоне, когда проходил штурмовую подготовку. В штурмовики в итоге не попал, но многое успел обдумать... Как это сделано? Тут генерация по предварительному эскизу. Эскиз загружается в нейросеть, нейросеть обрабатывает его и выдает свой вариант, дальше можно дорисовать и опять загрузить в нейросеть. И так пока не надоест. Художникам искусственный интеллект дал новый интересный инструмент.

Фото: Максим Васюнов/ РГ
На выставках, которые вы курируете, десятки подобных работ. Современное искусство не осталось в стороне от СВО?
Антон Беликов: Оно и не могло остаться в стороне. Но это очень специфическое искусство. Не пропаганда, не рефлексия (время не пришло), а отражение войны в виртуальной среде. Тень военного опыта, упавшего на современное искусство.
Многое вышло из околовоенной виртуальной среды, военных пабликов. Спецоперация давно стала субкультурой. Со своей музыкой, дресс-кодом, сленгом, со своими образами. И эти образы - не танки-взрывы-штурмы. Это артефакты солдатского сознания. Вот плакат, давший название выставке в Галерее на Трубной, - "Тут совсем не так, как в твоих розовых очках". Ведь общество действительно смотрит на солдат и на события СВО сквозь розовые очки своих представлений, воспитанных кино, книгами, рассказами. Реальность же иная: таинственнее и одновременно проще.
У Дмитрия Зарвы на плакате "Пушкин. Не промахнись" - первый поэт с вытянутым вперед револьвером. В кого он целится?
Антон Беликов: Пушкин - метафора русской культуры. Архетип русского духа. Неслучайно именно он стал мишенью для селянского украинства, неслучайно сносят его памятники там. Он ведь не только поэт, но и невольник чести - символ народа, готового и жизнь отдать за свою честь. Почти два века назад застрелил его ничтожный по своей сути человечишко. Но выходит, не убил. Жив Пушкин - потому его пытаются даже сегодня убивать. А он - скорее вынужден отстреливаться.
То есть этими своими проектами и выставками вы целитесь за Пушкина - в кого? Все в тех же наших внутренних "клеветников России"?
Антон Беликов: Я ни с кем не воюю в культуре. И вообще считаю, что по-настоящему культура ни с кем не борется и никого ни от чего не спасает. Это большая иллюзия думать, что культура что-то может поменять здесь и сейчас. Реальная власть культуры ощущается в поколениях. То, что делается сегодня - проявится еще не скоро. Это забег на очень дальнюю дистанцию. Все мы, сегодняшние, может, и не доживем. Но наше дело - сеять. Пожинать будут другие.

Фото: Максим Васюнов/ РГ
Значит ли это, что искусство не способно быть полезным сегодня? Конечно, нет. Художники, которых мы выставляем, помогают возвращенным регионам и армии не только своим творчеством - собирают средства на дроны, возят гуманитарку, читают лекции на Донбассе. Мы, проект "Русский Стиль", совместно с добрыми русскими людьми организуем благотворительные выставки, помогаем больницам, фельдшерским пунктам на наших возвращенных территориях. Вот палаты были в плохом состоянии, дуло из окон, мебели не было - а вот мы немного потрудились, и уже не течет крыша, новые окна, люди лечатся, поправляются. Это здорово видеть…
На какие деньги это удается?
Антон Беликов: Продаем картины, которые художники жертвуют для благотворительных выставок. Иногда объявляем сборы. Это идет на помощь… Сами же художественные выставки я финансирую из своих "военных денег", полученных за участие в СВО. Столичные выставки нам помогли сделать "Выставочные залы Москвы", предоставили площадки, поддержали с монтажом. Уже хорошо.
Есть конспирологи, которые считают: после пандемии коронавируса по всему миру пошла пандемия ненависти. Можете это объяснить с философской точки зрения?
Антон Беликов: Война в прежние эпохи была для тыла священной тайной, тишиной, шагами почтальона, несущего по лестнице письмо с фронта или похоронку на брата, отца, сына. "Ушел на войну" - это была констатация запредельного. "Погиб на войне" - замена святости в светской религии наших родителей, бабок и дедов. Советских русских.
Сегодня священной тишины больше нет. Нет фронта и тыла. Война воспринимается как сериал, как шоу. Потому что все происходит в прямом эфире. И маховик кровавых образов уже настолько раскручен, что остановить его теперь, боюсь, будет непросто.
Помните, в 2014 году в Горловке погибла молодая мама с младенцем? Ее еще назвали Горловской Мадонной. Тогда эта картинка убитых осколками от украинского снаряда вызвала шок у многих: не только у нас, но даже и на Украине. А посмотрите, что происходит сегодня. Соцсети просто требуют - все больше крови! По мне, это даже хуже жизни в розовых очках. Все эти видео повреждают психику гражданских сильнее, чем психику военных.

Фото: Максим Васюнов/ РГ
Странно - но ведь посттравматическое стрессовое расстройство обычно связывают только лишь с военными. Кстати, некоторые кинематографисты сейчас приступают к фильмам про ПТСР вчерашних фронтовиков…
Антон Беликов: Думаю, они не станут первооткрывателями. Осмысление ПТСР в кино началось еще лет сорок назад с фильма "Рэмбо". И наши зрители упустили в этом кино одну существенную деталь. Помните шерифа, который весь фильм изводит Рэмбо? В его кабинете в рамочке висят награды: шериф тоже ветеран-морпех, служил в Корее и тогда еще казался американскому обществу героем. А Рэмбо служил во Вьетнаме - и его уже по возвращении встречали как морального урода и головореза. Тут не конфликт с шерифом - тут конфликт фронтовиков разных поколений… И в фильме хорошо показано, что Рэмбо сделало таким само американское общество, тыл.
Можно, конечно, отмахнуться: это не про нас. Но на вопрос ветеранов спецоперации - "а за что мы воевали?" - обществу тоже придется рано или поздно отвечать. Добились мы тех целей, о которых думали? Армия и государство ставили задачи, а военные их выполняли. От того, как примет общество фронтовиков, зависит их дальнейшая жизненная траектория. Любовь, благодарность и понимание - вот что нужно возвращающимся с фронта. А еще им нужна работа. Большинство ветеранов - обычные гражданские, которые и воевали, чтобы жить потом спокойной справедливой жизнью.

Фото: из архива Антона Беликова
Нам "синдром Рэмбо" не грозит?
Антон Беликов: Мне кажется, нужно больше таких программ и проектов, как "Время Героев". Президент Путин хорошо знает историю России и, конечно, знает, кто после Великой Отечественной восстановил страну, кто отправил Гагарина в космос, кто построил заводы и фабрики, кто написал большие книги и снял великие фильмы. Это все были так или иначе - ветераны прошедшей войны. Сегодня президент актуализирует опыт СССР, дает фронтовикам возможности для развития. Хочешь высшее образование - пожалуйста, хочешь работать во власти - добро пожаловать… Да, может быть, не все двери для фронтовиков сегодня открываются так широко и так быстро, как хочется, - но они открываются, и это видно. Уверен: это нужная, хорошая история.
Максим Васюнов
Заглавное фото: Максим Васюнов/ РГ
Источник: rg.ru
![]()
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: