Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
4303 участника
Администратор Людмила 59

Важные темы:

Модератор -Олег-

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Ад рос­сий­ской до­ре­во­лю­ци­он­ной де­рев­ни

   
 5.1K 08:22 - 16/Окт/24  PaladinUSSR

В 1901 году рос­сий­ские ме­ди­ки под­го­то­ви­ли доклад на общем со­бра­нии Об­ще­ства рус­ских вра­чей, Об­ще­ства дет­ских вра­чей в Пе­тер­бур­ге и Об­ще­ства охра­не­ния на­род­но­го здра­вия. 

"Смерт­ность в Рос­сии и борь­ба с нею" Д.А. Со­ко­лов, В.И. Гре­бен­щи­ков 

Пол­ный до­клад здесь:
http://gvinfo.ru/smertnost_doklad

Со­глас­но докладу, кре­стьяне, со­став­ляв­шие тогда 85% на­се­ле­ния, страдали от по­сто­ян­но­го недо­еда­ния, ан­ти­са­ни­та­рии и ко­лос­саль­ной дет­ской смерт­но­сти.
"Огром­ная, по срав­не­нию с дру­ги­ми го­су­дар­ства­ми Ев­ро­пы, смерт­ность в Рос­сии обу­слов­ли­ва­ет­ся почти ис­клю­чи­тель­но непо­мер­но вы­со­кой смерт­но­стью детей, от­бро­сив ко­то­рую, мы имели бы для взрос­лых почти те же цифры, что и для Западной Ев­ро­пы, - го­во­рит­ся в докладе, опуб­ли­ко­ван­ном во ВКон­так­те "Отель «У по­гиб­ше­го ис­то­ри­ка".

Из детей гиб­нут глав­ным об­ра­зом самые ма­лень­кие, и осо­бен­но ужас­ная смерт­ность ока­зы­ва­ет­ся в воз­расте до 1 года, при­чем в неко­то­рых мест­но­стях Рос­сии эта смерт­ность до­хо­дит до таких цифр, что из 1000 ро­див­ших­ся детей до­жи­ва­ют до года го­раз­до менее по­ло­ви­ны, при­чем осталь­ные (на­при­мер, в Ка­ра­чай­ском уезде Охан­ско­го уезда Перм­ской гу­бер­нии - 60%) гиб­нут в те­че­ние этого пер­во­го года жизни. Если мы до­ба­вим к этому смерт­ность детей более стар­ших, 1–5 лет, затем от 5–10 лет и от 10–15 лет, то уви­дим, что из 1000 ро­див­ших­ся до­жи­вёт до 15 лет весь­ма неболь­шое число детей, и это число во мно­гих ме­стах Рос­сии не пре­вы­ша­ет одной чет­вер­ти ро­див­ших­ся.Таким об­ра­зом, мы имеем в Рос­сии несо­мнен­ный факт вы­ми­ра­ния детей, и если в на­сто­я­щее время общее число на­се­ле­ния в Рос­сии не умень­ша­ет­ся, а уве­ли­чи­ва­ет­ся, то объ­яс­ня­ет­ся это зна­чи­тель­ной рож­да­е­мо­стью, пока ещё пре­вы­ша­ю­щей смерт­ность, от­че­го и яв­ля­ет­ся при­рост на­се­ле­ния, хотя есть мно­гие мест­но­сти, где за­ме­ча­ет­ся убыль на­се­ле­ния от пре­обладания смерт­но­сти над рож­да­е­мо­стью.
Ско­то­вод­ство в Рос­сии так же пе­чаль­но, как и зем­ле­па­ше­ство, и то и дру­гое не имеют ни­че­го себе по­доб­но­го в дру­гих стра­нах. И ни для кого не ста­нет уди­ви­тель­ным, что при хро­ни­че­ском по­лу­го­ло­да­нии на­се­ле­ние не может дать здо­ро­во­го по­ко­ле­ния, да и даже дав та­ко­вое, не в со­сто­я­нии будет его вы­кор­мить. По­это­му смерт­ность усту­па­ет толь­ко Гон­ду­ра­су, Фиджи и Гол­ланд­ской Индии, хотя по неко­то­рым гу­бер­ни­ям в неуро­жай­ные годы пре­вос­хо­дит даже и эти места.

Вся пища кре­стьян со­сто­ит из ржа­но­го и редко яч­мен­но­го хлеба, кар­то­фе­ля и чёр­ной ка­пу­сты, при­чём хлеба в день при­хо­дит­ся 2,8–3,5 фунта на взрос­ло­го че­ло­ве­ка. Мяса при­хо­дит­ся на че­ло­ве­ка (вклю­чая детей) в год 14–16 фун­тов. По вы­чис­ле­ни­ям толь­ко для од­но­го про­корм­ле­ния каж­дый ра­бот­ник дол­жен за­ра­бо­тать на сто­роне 17 руб. 26 коп., не го­во­ря о том, что ещё сверх того дол­жен за­ра­бо­тать для упла­ты по­да­тей 15 руб. 61 коп., в силу чего и при­хо­дит­ся, за невоз­мож­но­стью столь­ко за­ра­бо­тать, впадать в недо­им­ки, за ко­то­рые при­хо­дит­ся пла­тить про­да­жей скота. Уди­ви­тель­но ли после этого, что 35% хо­зяйств не имеют ни одной ко­ро­вы, а в 25% нет ни­ка­кой ра­бо­чей ско­ти­ны.

Но­во­рож­ден­но­го ре­бён­ка обык­но­вен­но сей­час же несут в баню, сла­бо­го об­ку­ри­ва­ют, парят в го­ря­чем духу, пра­вят, тря­сут го­ло­вой вниз, на­ти­ра­ют тело солью, поят ро­маш­кой, ква­сом, со­ка­ми мор­ко­ви и т.п. Часто ре­бё­нок пер­вое время живёт с ро­же­ни­цей в бане, под­вер­га­ясь здесь всем ко­ле­ба­ни­ям тем­пе­ра­ту­ры. "После всех этих пе­ре­дряг", спра­вед­ли­во за­ме­ча­ет д-р По­кров­ский в своём вы­ше­упо­мя­ну­том вы­да­ю­щем­ся труде, "оче­вид­но, рус­ско­му но­во­рож­ден­но­му вовсе не легко на­чать пол­ным здо­ро­вьем свою юную жизнь".

Уже на 3-й - 4-й день необ­хо­ди­мость за­став­ля­ет ро­же­ни­цу встать и при­ни­мать­ся за ра­бо­ту. От­прав­ля­ясь в поле, мать или берёт но­во­рож­ден­но­го с собой, или же остав­ля­ет его дома на по­пе­че­ние нянь­ки. Лично для ма­те­ри, ко­неч­но, удоб­нее оста­вить ре­бён­ка дома, так как в таких слу­ча­ях ма­те­ри не нужно но­сить с собой ре­бён­ка на ра­бо­ту, ино­гда за несколь­ко вёрст, и затем, на самой ра­бо­те мать не от­ры­ва­ет­ся по­сто­ян­но от неё пла­чем на­хо­дя­ще­го­ся тут же ре­бён­ка. А между тем, в страдную пору ра­бо­та го­ря­чая, важен каж­дый час, каж­дая ми­ну­та и по­то­му, по­нят­но, огром­ное боль­шин­ство ма­те­рей остав­ля­ют своих но­во­рож­ден­ных и груд­ных детей дома.

"Ни­ко­гда младенец столь­ко не ли­ша­ет­ся груди ма­те­ри", го­во­рит такой зна­ток на­род­ной жизни, как про­то­и­е­рей Ги­ля­ров­ский, "и ни­ко­гда не из­вле­ка­ет из той же груди столь недоб­ро­ка­че­ствен­но­го мо­ло­ка, как в июле и ав­гу­сте, ибо мать в самых луч­ших хо­зяй­ствах на тре­тий день утром долж­на идти на по­ле­вые ра­бо­ты, куда не может брать с собой мла­ден­ца, и воз­вра­ща­ет­ся к нему толь­ко позд­но ве­че­ром. А если по­ле­вые ра­бо­ты от­сто­ят далее 10 вёрст от дому, то мать долж­на от­лу­чать­ся от ре­бён­ка на 3–4 дня еже­не­дель­но. В неко­то­рых хо­зяй­ствах ро­диль­ни­ца идёт на дру­гой (!) день после родов". "Что же при­не­сёт она, - вос­кли­ца­ет далее по­чтен­ный автор, - мла­ден­цу в гру­дях своих, когда сама из­му­че­на тру­да­ми и уси­ли­я­ми свыше меры, жаж­дою и чёрст­во­стью пищи, ко­то­рая не вос­ста­нав­ли­ва­ет сил её, потом и ли­хо­ра­доч­ны­ми дви­же­ни­я­ми мо­ло­ка, ко­то­рое сде­ла­лось для неё про­дук­том со­вер­шен­но чуж­дым, ску­кою по мла­ден­це, ко­то­рый из­ны­ва­ет от недо­стат­ка мо­ло­ка так же, как она от из­ли­ше­ства его".

Чем же од­на­ко кор­мит­ся ре­бё­нок, и в каких усло­ви­ях он на­хо­дит­ся, оста­ва­ясь дома? Быть может, ре­бё­нок на­хо­дит­ся в луч­ших усло­ви­ях, чем если бы он был взят ма­те­рью в поле и там под­вер­гал­ся бы под от­кры­тым небом всем невзго­дам пе­ре­мен по­го­ды.Так как всё на­се­ле­ние де­рев­ни, спо­соб­ное к ра­бо­те, ухо­дит в страд­ную пору, т.е. в июле и ав­гу­сте, в поле, то все дети оста­ют­ся на по­пе­че­нии детей же, под­рост­ков лет 8–10, ко­то­рые и ис­пол­ня­ют обя­зан­но­сти нянек. По­это­му, можно себе пред­ста­вить, что де­ла­ет­ся с ма­лень­ки­ми детьми при таком над­зо­ре детей же.

Мать, уходя рано утром на ра­бо­ту, спе­лё­ны­ва­ет ре­бён­ка, пред­по­ло­жим даже, за­вёр­ты­вая его при этом в чи­стую пе­лён­ку. По­нят­ное дело, что вско­ре по уходе ма­те­ри и при­став­лен­ная для при­смот­ра за ре­бён­ком 8–10 лет­няя де­воч­ка, ко­то­рой, в силу её воз­рас­та и по­нят­но­го пол­но­го непо­ни­ма­ния важ­но­сти её за­да­чи, хо­чет­ся по­бе­гать и по­иг­рать на све­жем воз­ду­хе, такая нянь­ка остав­ля­ет ре­бён­ка и ре­бё­нок в те­че­ние ино­гда це­ло­го дня лежит в за­мо­чен­ных и за­ма­ран­ных пе­лён­ках и сви­валь­ни­ках.

Даже и в тех слу­ча­ях, если мать оста­вит нянь­ке до­ста­точ­ное ко­ли­че­ство пе­ре­мен белья, не в ин­те­ре­сах по­след­ней ме­нять это за­пач­кан­ное бельё по мере на­доб­но­сти, так как сти­рать это бельё при­дёт­ся ей же самой. И по­то­му, можно себе пред­ста­вить, в каком ужас­ном по­ло­же­нии на­хо­дят­ся спе­лё­ну­тые дети, за­вёр­ну­тые в про­пи­тан­ные мочой и калом пе­лён­ки, и это к тому же в лет­нюю жар­кую пору. От та­ко­го ком­прес­са и от жары "кожа под шей­кой, под мыш­ка­ми и в пахах со­пре­ва­ет, по­лу­ча­ют­ся язвы, неред­ко на­пол­ня­ю­щи­е­ся чер­вя­ми" и т.д. Также нетруд­но до­пол­нить всю эту кар­ти­ну той мас­сой ко­ма­ров и мух, ко­то­рые осо­бен­но охот­но при­вле­ка­ют­ся во­ню­чей ат­мо­сфе­рой около ре­бён­ка. Кроме того, в люль­ке ре­бён­ка и, как уви­дим ниже, даже в его рожке раз­во­дят­ся черви, ко­то­рые, по мне­нию Ги­ля­ров­ско­го, яв­ля­ют­ся для ре­бён­ка "од­ни­ми из самых опас­ных тва­рей".

Оста­ёт­ся ещё оста­но­вить­ся на глав­ном — на пище ре­бён­ка. По­нят­но, что пища ре­бён­ка для лёг­ких, путём ды­ха­ния, самая ужас­ная, так как ре­бё­нок дышит всё время душ­ным смрад­ным воз­ду­хом, да ино­гда и пути входа воз­ду­ха непро­хо­ди­мы и часто нозд­ри за­ку­по­ри­ва­ют­ся му­ха­ми и ли­чин­ка­ми их... Тот­час после рож­де­ния почти всюду, во всём ко­рен­ном рус­ском на­се­ле­нии, да­ёт­ся но­во­рож­ден­но­му соска, т.е. тряп­ка с за­вёр­ну­тым в ней жё­ва­ным хле­бом или тому по­доб­ны­ми ве­ще­ства­ми (ино­гда до 3-х дней не дают груди); в неко­то­рых ме­стах не дают груди до мо­лит­вы ма­те­ри, ино­гда до кре­ще­ния. Мочат ино­гда соску в мо­ло­ке, пост­ном масле, са­хар­ной и ме­до­вой воде. В Перм­ской губ. ме­ста­ми обы­чай вме­сте с со­с­кой с пер­вых же дней да­вать детям сусло, брагу и квас, что осо­бен­но раз­ви­то в се­мьях, не име­ю­щих коров. "При этом всюду, - до­бав­ля­ет док­тор По­кров­ский, - нянь­ка перед корм­ле­ни­ем сма­чи­ва­ет соску своей слю­ной".

Уже около 4–5 ме­ся­цев по всей Рос­сии дают жёвки, кар­то­фель, щи, каши, яич­ни­цы, горох, бобы, пе­чё­ную тыкву, фа­соль, про­сто­ква­шу, сме­та­ну, сусло, квас, ку­ла­гу, брагу, грибы, ягоды, огур­цы и т.п. От­ня­тым от груди часто не дают мо­ло­ка в пост­ные дни, а таких дней в году 250. Итак, из всего этого видно, в каких небла­го­при­ят­ных усло­ви­ях на­хо­дит­ся ре­бё­нок в от­но­ше­нии пи­та­ния с самых пер­вых дней его жизни. Но если мы по­зна­ко­мим­ся с пи­та­ни­ем ре­бён­ка в лет­ние ра­бо­чие ме­ся­цы, то мы прямо ужас­нём­ся, уви­дев, что ест и пьёт груд­ной, и даже но­во­рож­ден­ный ре­бё­нок.

В лет­нюю страд­ную пору ма­те­ри ухо­дят на ра­бо­ту, остав­ляя ре­бён­ку пищу на целый день, и кор­мят гру­дью ре­бён­ка толь­ко ночью и ве­че­ром, воз­вра­ща­ясь с ра­бо­ты, в неко­то­рых же слу­ча­ях толь­ко через 3–4 дня. Ре­бён­ку остав­ля­ет­ся так на­зы­ва­е­мая соска и жёвка. Пер­вая, обык­но­вен­но, пред­став­ля­ет из себя ко­ро­вий рог, к сво­бод­но­му от­кры­то­му концу ко­то­ро­го при­вя­зан ко­ро­вий сосок, по­ку­па­е­мый или в Москве в мяс­ных рядах, или у мест­ных мяс­ни­ков в де­рев­нях. Ко­неч­но, вся­ко­му по­нят­но, что такая соска необ­хо­ди­мо долж­на гнить и этот кусок гнили, без­раз­лич­но, будет ли он мыть­ся или нет, на­хо­дит­ся почти целый день во рту ре­бён­ка. Мо­ло­ко, про­хо­дя через этот во­ню­чий, мёрт­вый кусок, есте­ствен­но про­пи­ты­ва­ет­ся всею за­клю­ча­ю­ще­ю­ся в нём гни­лью, и затем эта отра­ва идёт в же­лу­док ре­бён­ка".
"Пи­та­ние в рус­ской де­ревне конца XIX века от­ли­ча­лось од­но­об­ра­зи­ем: ржа­ной хлеб, ка­пу­ста и кар­тош­ка, - ком­мен­ти­ру­ет ис­то­рик и жур­на­лист Павел Пря­ни­ков в своём Интернет-​проекте "Тол­ко­ва­тель". - При­прав ни­ка­ких не знали. Пше­нич­ный хлеб был редко у кого по празд­ни­кам, мяса съе­да­ли не более 5-10 кг в год. Бани были у неболь­шо­го числа ку­ла­ков, а по­дав­ля­ю­щая часть кре­стьян мы­лась 1-2 раза в месяц в ко­ры­тах в избе.

Кре­стьяне в Рос­сий­ской им­пе­рии в конце XIX века со­став­ля­ли 85% на­се­ле­ния. Этот был "ар­хи­пе­лаг Аф­ри­ка", даже если су­дить по пи­та­нию и ги­ги­ене, а не толь­ко по негра­мот­но­сти (80% кре­стьян не умели чи­тать и пи­сать; ещё 10% умели чи­тать, но не по­ни­ма­ли смыс­ла про­чи­тан­но­го).

Огром­ный объём ра­бо­ты по хо­зяй­ству не остав­лял стря­пу­хе вре­ме­ни на го­тов­ку раз­но­со­лов и обы­ден­ная пища от­ли­ча­лась од­но­об­ра­зи­ем. В Ор­лов­ской гу­бер­нии по­все­днев­ную пищу как бо­га­тых так и бед­ных кре­стьян со­став­ля­ло "ва­ре­во" (щи) или суп. По ско­ром­ным дням эти ку­ша­нья при­прав­ля­лись сви­ным салом или "за­то­ло­кой" (внут­рен­ним сви­ным жиром), по пост­ным дням – ко­ноп­ля­ным мас­лом. В Пет­ров­ский пост ор­лов­ские кре­стьяне ели "муру" или тюрю из хлеба, воды и масла.

Каш­ка­ров от­ме­чал, что "пше­нич­ная мука ни­ко­гда не встре­ча­ет­ся в оби­хо­де кре­стья­ни­на, разве лишь в при­во­зи­мых из го­ро­да го­стин­цах, в виде булок. На все во­про­сы о куль­ту­ре пше­ни­цы не раз слы­шал в ответ по­го­вор­ку: "Белый хлеб – для бе­ло­го тела". Мор­ковь, свек­лу и дру­гие кор­не­пло­ды до ре­во­лю­ции в селе вы­ра­щи­ва­ли мало. Огур­цы по­яви­лись на ого­ро­дах там­бов­ских кре­стьян лишь в со­вет­ское время. Еще позже, в в 1930-е годы, на ого­ро­дах стали вы­ра­щи­вать по­ми­до­ры.

В усло­ви­ях от­сут­ствия в кре­стьян­ских се­мьях какого-​либо зна­чи­тель­но­го за­па­са про­до­воль­ствия, каж­дый неуро­жай влёк за собой тяж­кие по­след­ствия. В го­лод­ное время по­треб­ле­ние про­дук­тов сель­ской се­мьёй со­кра­ща­лось до ми­ни­му­ма. С целью фи­зи­че­ско­го вы­жи­ва­ния в селе ре­за­ли скот, пус­ка­ли в пищу се­мен­ной ма­те­ри­ал, рас­про­да­ва­ли ин­вен­тарь. К.Ар­се­ньев после по­езд­ки в го­лод­ные сёла Мор­шан­ско­го уезда Там­бов­ской гу­бер­нии (1892 год) так опи­сы­вал свои впе­чат­ле­ния в "Вест­ни­ке Ев­ро­пы": "Во время го­ло­да семьи кре­стьян Се­нич­ки­на и Мор­гу­но­ва кор­ми­лись щами из негод­ных ли­стьев серой ка­пу­сты, силь­но при­прав­лен­ных солью. Это вы­зы­ва­ло ужас­ную жажду, дети вы­пи­ва­ли массу воды, пухли и уми­ра­ли". Мест­ное на­се­ле­ние упо­треб­ля­ло в пищу мало-​мальское под­хо­дя­щее рас­те­ние, по­до­рож­ник, не гну­ша­лись ва­рить суп из ло­ша­ди­ны, ели "со­ро­чи­ну и ва­ра­ня­ти­ну".



По­сто­рон­не­го че­ло­ве­ка по­ра­жал ас­ке­тизм внут­рен­не­го убран­ства. Боль­шую часть ком­на­ты избы за­ни­ма­ла печь, слу­жа­щая как для обо­гре­ва, так и для при­го­тов­ле­ния пищи. Во мно­гих се­мьях она за­ме­ня­ла баню. Боль­шин­ство кре­стьян­ских изб то­пи­лись "по-​чёрному". В 1892 году в селе Ко­бель­ке Бо­го­яв­лен­ской во­ло­сти Там­бов­ской гу­бер­нии из 533 дво­ров 442 отап­ли­ва­лись "по-​чёрному" и 91 "по-​белому". В каж­дой избе был стол и лавки вдоль стен. Иная ме­бель прак­ти­че­ски от­сут­ство­ва­ла. Спали обыч­но зимой на печах, летом на по­ла­тях. Чтобы было не так жест­ко, сте­ли­ли со­ло­му, ко­то­рую на­кры­ва­ли де­рю­гой.



Со­ло­ма слу­жи­ла уни­вер­саль­ным по­кры­ти­ем для пола в кре­стьян­ской избе. На неё члены семьи оправ­ля­ли свои есте­ствен­ные на­доб­но­сти, и её, по мере за­гряз­не­ния, пе­ри­о­ди­че­ски ме­ня­ли. О ги­ги­ене рус­ские кре­стьяне имели смут­ное пред­став­ле­ние. По све­де­ни­ям А.Шин­га­ре­ва, в на­ча­ле ХХ века бань в селе Мо­хо­ват­ке име­лось всего две на 36 се­мейств, а в со­сед­нем Ново-​Животинном - одна на 10 се­мейств. Боль­шин­ство кре­стьян мы­лись раз-​два в месяц в избе, в лот­ках или про­сто на со­ло­ме. Тра­ди­ция мытья в печи со­хра­ня­лась в де­ревне вплоть до Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны. В луч­шем слу­чае раз в день из избы вы­ме­та­ли сор. Полы в домах мыли не чаще 2-3 раз в год, обыч­но к пре­столь­но­му празд­ни­ку, Пасхе и Рож­де­ству".

Ав­тор­ство:  Копия чужих ма­те­ри­а­лов

Это интересно
0

16.10.2024
Пожаловаться Просмотров: 99  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены