Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
4303 участника
Администратор Людмила 59

Важные темы:

Модератор -Олег-

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20241230225032

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

День рождения по славянским традициям

День рождения по славянским традициям

Категория: Славянская культура

В прошлом факт рождения ребенка был важным событием и отмечался семьей и общиной специальными обрядами и подарками. В дальнейшей жизни ежегодно этот день не отмечали, праздновали этапы взросления – первый зуб, первые шаги, постриг и сажание на коня, начало учебы (например, ремеслу или воинской науке), свадьба, рождение детей.

Однако, подсчитывали, сколько лет прожил человек по ближайшим к его дате рождения крупным праздникам. На вопрос о возрасте ребенка отвечали: «ему третья Масленица пошла», «на Власия семь годочков будет» и т.п. Сегодня мы живём в других реалиях, мы отмечаем свои дни рождения ежегодно и именно в дату своего появления на белый Свет и нам ничего не мешает сделать это по-славянски.

Все народные торжества состоят из отдельных частей, которые в разных праздниках могут быть одинаковыми. Например, величания, ряженье, гадания можно встретить почти в каждом календарном или семейном празднике общеславянского массива. Возьмем из этого массива подходящие к нашему случаю элементы и соединим их по традиционной схеме: подготовка – встреча гостей – одаривание – пир – игрища. И это будет нужный нам остов праздника «День рождения», который мы разукрасим по своему вкусу, но в рамках славянских традиций.

На многие праздники славянские народы устанавливали дерево (ветку, шест), украшенное лентами, цветами, фигурками и подходящими событию вещами. Это и западнославянский «май», и Троицкая берёзка, и масленичный столб с призами, и свадебное «деревце», и прибиваемая к дому ёлка в честь рекрутов-призывников, и шест с макетом птицы в честь победителей в соревновании охотников, и праздничное знамя (со штанами, фартуком и прочими подходящими к случаю вещами в качестве полотнища), и «рождественская» ель со свечами, плодами и сладостями на ветках (заимствованная немцами у западных и южных славян).


Далее можно отметить традиционное сооружение растительных арок/ворот, например, в некоторых русских регионах на Масленицу в домах тёщ к приезду зятьёв делали ворота из елей, а девушки для обряда кумления – арки из берёз, кленов, лип. Судя по римским триумфальным аркам и индийским праздничным сооружениям – это общая арийская традиция, которая в наши дни имеет место быть только на свадьбах. Популярные в настоящее время арки из воздушных шариков нежелательны, так как символизируют лёгкость, эфемерность, пустоту, непрочность, а деревья, шесты и букеты – опору, жизненную силу, ежегодное возрождение.

По случаю Дня рождения традиционный шест, дерево (лучше живое на улице или дома в кадке), арку с лентами и цветами можно оформить цифрами, соответствующими или не соответствующими (как комплимент даме) возрасту виновника торжества, предметами, символизирующими его увлечение, работу или мечту, например, муляжами байка, ноутбука, марок, зачетки с отличными оценками.

Арку, шест или дерево могут делать как гости или родные для именинника, так и он сам. Если это сюрприз для именинника, то дерево/шест торжественно вносят, под соответствующие величания и вручают хозяину. Если деревце/арку сделал виновник торжества, то он встречает гостей или произносит приветствие для всех собравшихся. Стоя у своего сооружения и в своей речи, он может рассказать, что символизирует этот предмет и его украшения. В зависимости от формы и размера праздничного деревца, ему находят значимое место на улице, в помещении, на столе.

Непреложное правило: если на Дне рождения присутствуют родители виновника торжества, то гости сначала поздравляют их с «новорождённым», а потом уже и самого именинника.

Гости дарят хозяину подарки, которыми могут служить любые вещи, подходящие для конкретного человека, тут важно, как их преподнести. Примером традиционного способа дарения нам могут послужить многократно описанное дарение молодым на свадьбе, когда передача вещи сопровождалась коротким ритмичным или рифмованным шутливым благопожеланием, часто с эротическим подтекстом. Для словесного сопровождения даров на День рождения эротический подтекст в отдельных случаях (для взрослых) возможен, но не обязателен. Примеры пожеланий-сопровождений даров на День рождения: «дарую кружку, чтоб жажда не согнула в дужку»; «сколько букв в книжке этой, столько в кошельке монеток!», «дарую (машинное, массажное, оливковое, льняное) масло, чтоб жизнь была прекрасной!» и т.п.

Современную традицию дарения букетов (лучше – живых растений в горшках и цветов, вырезанных из овощей и фруктов) можно наполнить древним языческим смыслом, подарив почитателю Рода любые растения с прямым, толстым стеблем или ползучие с длинными плетями, ветвистые, с мясистыми листьями и крупными или многочисленными сочными плодами (гладиолусы, «денежное дерево», махровые формы любых растений на толстом стебле, например, тюльпаны, арбузы, дыни, гроздья винограда, плоды граната).

– почитателю Перуна цветы ириса (перуники), цветного горошка и других цветов синего или фиолетового цвета с шестью и восемью овальными лепестками; листья папоротника, тархуна, ветки дуба, цветущие или с желудями;

– почитателю Велеса – растения пышные и «мохнатые»: пионы, астры, махровые формы любых цветов; хвойные ветки с шишками (ель, сосна, лиственница, можжевельник, туя); растения, которыми в традиции отгоняли грозу: девясил, орех, верба, крушина, рябина; все корнеплоды: репа, морковь, свекла и т.п.;

– почитателю Мокоши – все самые яркие, колючие, острые, сильно пахнущие, лечебные, съедобные, волокнистые и «пуховые растения», цветы с пятью лепестками (мак, шиповник, ландыши, сирень, герань, мята, табак, полынь, крапива, конопля, лён, осот, камыш и т.п.);

– почитателю Лады – розы, гвоздики, все летние полевые цветы, лучше с парным (чётным) количеством лепестков, ветви не «плакучих» берез, лип;

– почитателю Ярилы – пророщенную пшеницу в горшке или зеленые колосья злаков, все растения с возбуждающим жизненные силы действием (эхинацея, петрушка, солодка, грецкий орех и пр.), шуточные «эротические» композиции из грибов, овощей, яиц;

– почитателю Лели – все первоцветы и самые нежные, неяркие растения, а также растения с гибким, склоняющимся стеблем (подснежники, нарциссы, колокольчики, ландыши, овёс, лён, ветки ивы, «плакучих» берез).

День рождения по славянским традициям
Подобрать растения, подходящие к прочим представителям славянского пантеона, предлагаю самим читателям, например, для почитателя Сварога можно поискать растения, реально употреблявшиеся в кузнечном деле или с подходящими «металлическими» названиями типа «сабельник», для Стрибога – растения с признаками «летучести», например, чьи семена разносятся ветром и т.п. Отмечу, что некоторые растения по своим признакам могут подходить к различным мифологическим персонам, например, ландыш своим лечебными свойствами и сильным запахом более близок Макоши; нежным, белоснежным и склонённым видом – к Леле; а листьями, похожими на ушки лани (от них и название «лань-уши», «ландыши») – к Велесу, и таких примеров в традиции много, их следует учитывать, не создавая догм и споров в данном вопросе.


Вполне допустимо, чтобы хозяин или гости заранее подготовили, зачитали и вручили адресату шуточные «правила поведения», «заповеди», «устав», «указ», по типу «свадебных указов» в которых с юмором высказываются различные пожелания и обыгрываются известные данному обществу события. Например, объявляется, что прибыл гонец от царя Гороха и привез указ; «гонец» изображает усталость, его вводят под белы руки и он читает:

«Ой, вы гой еси, гости званые, добры молодцы, девки красные!
Во граде… дня… месяца… собрались вы в час торжественный да на званый пир,
Пир по случаю Дня явления на Белый Свет… (имя), да всё… (отчество)!
В связи с этим повелеваю своим громовым гороховым величием:
Лет до ста жить ему (ей) без старости, деньги тратить без усталости,
Есть-пить сладко, работать гладко,
Веселиться кучеряво, и ему и всем на славу,
Моим царским повелением – да будет так!»
Все присутствующие подхватывают: «Да будет так!» .


Важным действом праздника является пир, праздничный стол можно украсить композициями с символами изобилия и долголетия, например, в сито насыпаются орехи, сухофрукты и в эту основу втыкают колосья с васильками и маками; если праздничное деревце имеет небольшие размеры и украшено съедобными вещами (конфетами, фруктами) – его тоже можно поставить в центр стола.

Непреложное правило: все угощения должны стоять на ткани – скатерти, рушнике или салфетках, а не на «голом столе». В данном случае ткань является благопожеланием трудолюбия, изобилия и правильной (структурированной) жизни. Голый стол сулит бедность, неустроенность и отсутствие уюта в доме.

Непреложное правило: на пиру традиционно обязателен общий разговор, который на Дне рождения должен касаться виновника торжества и его семьи.

Уместно расспросить хозяина праздника о его Предках, а те, кто их знал, могут поделиться воспоминаниями. К этой части праздника виновник торжества может подготовить подборку семейных фотографий, сделать плакат или макет своего родового древа. Гости могут вспомнить подходящие случаи, рассказ о которых важно завершить подходящим благопожеланием хозяину, типа: «Как мы тогда выбрались из леса, так чтобы ты, … (имя именинника) всегда находил выход из всех засад» или «Благодаря тебе я приобрел отличную машину, пусть и все твои приобретения будут столь же удачными».

Непреложное правило: на пиру первая здравница (тост) «за родителей».


Если семья у «новорожденного» полная, то можно продекламировать текст типа:
«В этот день поздравь и папу с мамой,
Положенье лучше ты пойми,
Страшная случилась б в жизни драма,
Если бы не встретились они:
Если бы твой папа не женился,
Никогда б ты, …, (имя) не родился!» (узнано от Марии Сизовой в 70-х гг. ХХ в.).

Возможно величание родителей и самого виновника торжества здравницей «Чарочка», которую ему подносят на рушнике родственники, близкие друзья (в этом случае напиток должен быть принесен ими) или те, кто готовил пир:

«Чарочка моя, серебрЯная,
На златом подносе поднесенная!
Кому чару пить – тому здраву быть,
Пить чару … (ласкательное имя или имя-отчество величаемого),
На здоровье, на здоровье, на здоровье!»

Величаемый выпивает до дна, вытирает рот вышитым рукавом своей рубахи или тыльной стороной ладони (традиционный жест-оберег), благодарит всех присутствующих, а поднесших чару может троекратно поцеловать.

Во время пира (или после него) виновник торжества должен отдарить гостей, так как традиционный праздник всегда предполагает взаимовыгодный обмен (подарками, информацией, знакомствами, прочими связями). На дне рождения можно отблагодарить своих гостей как дорогими подарками, так и пустяками, снятыми с того же шеста/деревца/арки. Также при переходе в новую возрастную категорию подросток может подарить свои игрушки присутствующим детям, а человек в возрасте «не мальчика, но мужа» может одарить желающих «шубой с царского плеча», то есть отдать молодым, например, свои футболки с молодёжными принтами, но только если эти футболки им нравятся, то есть раздача даров может обсуждаться.

Ближе к концу застолья уместно хоровое и сольное исполнение песен, любимых виновником торжества или его Предками. Желающие выходят из-за стола и пляшут; песни и пляски естественно перетекают в игрища – важную составляющую большинства традиционных праздников.


Ко Дню рождения отлично подходит игра «Каравай», которая здесь является не развлечением, а величанием и магическим актом, направленным на успех и процветание хозяина праздника. Все становятся вокруг именинника, держась за руки, водят хоро по солнцу со словами: «Как на (имя) день рождения испекли мы каравай!» Хоровод останавливается, и, не расцепляя рук, выполняют действия по тексту: «Вот такой нижины, вот такой вышины, вот такой ужины, вот такой ширины, каравай, каравай, кого хочешь выбирай!» Именинник произносит: «Я люблю, конечно, всех, но (Родину, свободу или называет имя человека) больше всех!» Круг размыкается, участники аплодируют с одобрительными возгласами и комментариями выбора, сделанного виновником торжества. В отличие от детской игры, в которой центральный персонаж выбирает следующего «воду» и в центе должны побывать все играющие, на День рождения игра проводится одним раундом, без повторов.

Для человека, родившегося в високосный год в последний день февраля, игра проводится четыре раза.

Другие игрища можно провести у дерева/шеста, например, если он вкопан основательно, на него влезают за призом, водят хороводы. Или, если это украшенные предметами ветки в вазе, устраивают гадания: участники с завязанными глазами раскручиваются по часовой стрелке и по очереди снимают с веток или срезают ножницами первую попавшуюся вещь, значение которой истолковывается всеми присутствующими в юмористическом ключе.

После праздника шест/деревце может быть сразу убрано или стоять до кануна следующего дня рождения, после чего уничтожается традиционными способами: сжигается (пепел развеивают на огороде, садах, в полях), разрывается и разбрасывается там же, пускается по текучей воде со словами благодарности и просьбой о том, чтобы грядущее было не хуже или лучше прошлого.

Непреложное правило: после любого праздника традиционно обсуждать его наиболее интересные моменты – это помогает выявить недостатки и достоинства события, помогает сохранить в памяти наиболее удачные моменты для будущих торжеств, даёт информацию к размышлению тем, кто на празднике не присутствовал.


Всем заинтересованным прекрасных традиционных Дней рождений!   Ещё интересное:

Это интересно
0

15.10.2024
Пожаловаться Просмотров: 139  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены