Мухаммедгали Хузин: «Имамы довольны сытой сонной жизнью» невозможно победить ваххабизм, когда российский ислам находится в кризисе
Комментируя июньские теракты в Дагестане, глава ФСБ Александр Бортников сказал, что террористы исповедовали салафитскую псевдоисламскую идеологию. Заявление Бортникова звучит почти революционно – ведь ранее джихадистов официально именовали только ваххабитами. Слово «салафиты» использовалось как нейтральное по характеру обозначение противников традиционного российского ислама, которые при этом ведут себя законопослушно.
Общество могут подводить к федеральному запрету салафизма/ваххабизма, сказал в интервью «Завтра» муфтий Мухаммедгали Хузин, в 1997 – 2013 годах возглавлявший Духовное управление мусульман Пермского края. К работоспособности возможного запрета салафизма/ваххабизма Хузин относится скептически.
«ЗАВТРА». Выглядит правильно, что спецслужбы России констатировали тождество ваххабизма и салафизма.
Мухамедгали ХУЗИН. Не совсем так. Салафизм и ваххабизм это две разные вещи. Салафизм – буквально, следование примеру праведных предшественников – возник в первых веках ислама. Это было движение за сохранение той чистоты, первозданности ислама, которые были при жизни пророка Мухаммеда и его первых последователей – асхабов. Во главе салафизма стояли четыре первых халифа – Абу Бакр, Умар, Осман, Али. Все они приходились пророку Мухаммеду асхабами и близкими родственниками. Салафитский период закончился в середине VII века по христианскому летоисчислению.
Ваххабизм - производный термин от имени основателя этого движения, Мухаммеда ибн Абдулваххаба, сына шариатского судьи из бедуинской деревне Уайна в Неджде (Неджд – историческая область в нынешней Саудовской Аравии – А.П) . Абдулваххаб жил в XVIII веке. Созданное им движение, которое известно сегодня как ваххабизм, было чисто политическим проектом, не имеющим ничего общего с историческим салафизмом. По своему идеологическому содержанию ваххабизм можно сравнить с радикальными протестантскими движениями того времени – теми же британскими пуританами, которых Англиканская церковь за ересь изгоняла из Великобритании в нынешние США. Пуритане известны своим неприятием христианской богословской традиции, они полагали, что достаточно буквально толковать Библию, а на это способен любой, даже неграмотный пуританин. Последователи Абдулваххаба считали, что для изучения ислама не нужно заниматься науками, достаточно буквально понимать суры Корана, а дальше эти суры можно толковать, как взбредет в голову очередному читателю-толкователю. Ваххабиты искажали подлинные хадисы – наставления пророка Мухаммеда, подменяли их своими собственными подделками. Чтобы упрочить свою политическую власть, они устраивали в Неджде гражданские войны между мусульманами. Ваххабизм в итоге стал инструментом англичан для ослабления влияния Османской империи на Ближнем Востоке, дабы этот регион полностью контролировался британской короной.
При жизни Абдулваххаба ваххабиты, конечно, называли себя салафитами, но по факту ими не были. Их жизнь не была праведной, наоборот, они запачкались в смертных для ислама грехах. Имя салафитов – сподвижников пророка Мухаммеда, им было нужно как политическое знамя для привлечения на свою сторону невежественных бедуинских масс. Поэтому ваххабиты исказили ислам до простеньких штампов и решений. Не надо никакой логики, философии, глубокого понимания сути понятий и вещей, как в четырех исторических мазхабах ислама. Ваххабизм был сконструирован так, чтобы его идеи мог сходу подхватывать и воплощать в жизнь любой пришедший в ваххабизм неофит – как человек из исламской среды, так и немусульманин.
Мне лично понятно, почему глава ФСБ Бортников, когда комментировал теракты в Дагестане, указал, что террористами были салафитами, а не ваххабитами. Тому несколько причин. Первая – Россия, отрезанная санкциями от Запада, примерно лет десять как сближается с ведущими странами Персидского залива: Саудовской Аравией, Катаром, Эмиратами. Как в такой ситуации можно открыто нападать на ваххабизм? Саудовская Аравия – прародина ваххабизма. История Саудовской Аравии началась, когда Абдулваххаб заключил политический союз с амбициозным, но бедным и неграмотным бедуинским эмиром по имени Мухаммед ибн Сауд. Вместе они завоевали Неджд и Хиджаз. Сауду досталась военная власть в Неджде, Абдулваххаб стал религиозно-политическим лидером.По договору между этими политиками, потомки Сауда по наследству получают военно-политическую власть, соответственно, потомки Абдулваххаба становятся муфтиями, шейхами, главными шариатскими судьями. Этот Мухаммед ибн Сауд – родоначальник нынешней правящей династии в Саудовской Аравии.
Конечно, мы можем кулуарно запретить ваххабизм. Но невозможно это сделать так, чтобы саудиты остались в неведении. Ислам в России и мусульманский мир Ближнего Востока сегодня связаны теснейшим образом. Ничего ни от кого не утаишь, как ни пытайся.
«ЗАВТРА». В нашей стране запрещена ЛГБТ-идеология*. Ещё в 1990 –х годах в ряде республик Северного Кавказа местными законами запретили пропаганду ваххабизма. Почему эту человеконенавистническую идеологию наконец-то не объявить вне закона на федеральном уровне?
Мухамедгали ХУЗИН. Здесь есть много «но». Куда реальнее, чем запрещать в России псевдосалафизм или ваххабизм, ужесточить в нашей стране и на постсоветском пространстве борьбу с группировками, которые распространяют эти идеи. Это «Братья-мусульмане»*, ИГИЛ*, «Таблиги джамаат»*, «Талибан»*, «Хизб ут Тахрир аль Ислами»*, список выйдет довольно внушительный. Джихадистская идеология с каждым годом трансформируется и воплощается в дополнительные группировки, которых ещё нет в федеральном списке запрещённых в России организаций. Вспомним, что на территории части Сирии и Ирака, которую контролировала ИГИЛ, сосуществовали разномастные джихадистские формирования, объединенные под брендом «халифата» Аль-Багдади. Каждое такое формирование то делилось внутри себя, то наоборот объединялось с другим формированием, уже под другим названием. Все это актуально или потенциально угрожает нашей стране, с этим надо умело бороться. К тому же у псевдосалафитов- ваххабитов есть такая вещь как такия – сокрытие своих убеждений в случае опасности для жизни, это же есть и у «Хизб ут Тахрир». Ну, запретят в России ваххабизм, ваххабит сразу скажет: «Я не ваххабит, не салафит, я просто мусульманин». Всё. Вот если будут доказаны принадлежность этого «просто мусульманина» к террористической группировке, выявлены признаки опасности этого человека для российского общества, тогда уже наступают известные юридические последствия.
Борьба с джихадистскими формированиями у нас, конечно, ведется, ФСБ выполняет свою работу. Однако вспомним июньский джихадистский бунт в СИЗО Ростова-на-Дону. В тюрьме эти террористы чувствовали себя, как на курорте. Надзиратели за деньги доставали им, что душе угодно, разрешали отпускать длинные волосы и ваххабитские бороды, пользоваться запрещенными правилами ФСИН гаджетами с выходом в Интернет. В таких условиях последственный или этапированный в СИЗО осужденный джихадист способен завербовать и такого же заключенного, и сотрудника тюрьмы – вплоть до замначальника или даже начальника СИЗО. Получится в итоге «зелёная», то есть полностью контролируемая джихадистами тюрьма.
Формально ваххабитов у нас в стране нет. Знаете, почему? В 2010-2011 годах, когда от «лесного» террора на Северном Кавказе было не продохнуть, определённым «умным» людям из Администрации президента России пришло в головы позвать на Северный Кавказ Али Мухеддина аль Карадаги. Это генеральный секретарь Всемирного совета мусульманских ученых, идеолог «Братьев-мусульман», правая рука ныне покойного лидера «Братьев-мусульман» Юсуфа Кардауи, который назвал Россию «врагом ислама номер один». Карадаги съездил со своими лекциями в Дагестан и Ингушетию, где его принимали с дипломатическими почестями. В Москве при участии Карадаги открыли офис организации «Аль-Васатыя», курируемой «Братьями-мусульманами». По итогу визита Карадаги была объявлена новая генеральная линия. Есть «умеренные», «хорошие» салафиты, с которыми надо дружить, есть «заблудшие» джихадисты, которых надо выводить из бандподполья и адаптировать к мирной жизни, есть «плохие» террористы, которых надо преследовать. А ваххабитов нет. В марте 2013 года только что избранный муфтием Татарстана Камиль Самигуллин объявил, что с ваххабитами все вопросы надо решать за чашкой чая, тогда они исчезнут. Это сказал муфтий региона, где ваххабиты срослись с чиновниками и силовиками, расстреляли в подъезде собственного дома заместителя муфтия республики Валиуллу Якупова и в тот же день взорвали в собственной машине муфтия Татарстана Ильдуса Файзова. Заявление Самигуллина было прямо в канву к трудам Карадаги в России в тот период. В итоге имеем, что «ваххабитов нет», а ваххабитский террор никуда не делся, только трансформировался и даже окреп.
«ЗАВТРА». Однако же в том же Татарстане с джихадистами борются.
Мухамедгали ХУЗИН. Спецслужбы нашей страны отслеживают все действия и движения псевдосалафитов-ваххабитов, их собрания, финансовые потоки, и так далее. Но это только малая часть дела.
Джихадизм идеологически привлекателен. Если его преследовать, не противопоставляя взамен ничего альтернативного, получается ситуация с плодом, который чем больше запрещаешь, тем более он становится слаще.
Посмотрите, что сегодня происходит в поле традиционного российского ислама. Ислам застрял в идейной и духовной стагнации, которая ведет только к деградации. Общая масса традиционных имамов и даже муфтиев мало что может противопоставить ваххабизму идеологически, с помощью канонов шариата, фикха, исторической традиции российского ислама. Конечно, есть какие-то молодые по возрасту имамы и муфтии, которые способны и готовы это делать. Но их мало. У них нет ресурса и влияния, про них подавляющее большинство ничего не знает. Я много времени провожу в глухой татарской провинции в Пермском крае. Здесь подавляющее большинство населения не понимает вообще, что происходит в исламе. Люди не в курсе, что террористические группировки переиграли традиционных имамов и муфтиев в проповедническом поле, искусно подменили понятия, пустили корни и приросли на российской земле благодаря тому, что у нас формально «ваххабизма нет».
«ЗАВТРА». Как переиграли? Что вы имеете в виду?
Мухамедгали ХУЗИН. Приведу несколько местных провинциальных примеров. Я часто слушаю местные, краевые и районные радиостанции. Край у нас многонациональный. Слушаю районное радио на татарском языке. Выступает татарский имам, которого я хорошо знал, когда был муфтием Пермского края. Я его помнил толковым, знающим ислам человеком. Сейчас у него в голове - полная каша по исламу. Думаю, он сам не понял, когда у него в сознании произошло смешение всех понятий, не осознает, что с ним сейчас творится.
Поехал в соседний город к нотариусу. В приёмной ждут очереди трое молодых людей – мусульмане, с бородами. У них зашел разговор о том, что их духовный наставник может дать благословение на многоженство. Причём, наставник живёт на Украине! По их словам, этот украинский учитель поможет им открыть в России успешный бизнес, придумает выгодную тему. Есть братья там- братья тут, они помогут и присоединятся, так эти ребята будут процветать….Что они сейчас делают в России, и чем их украинский наставник на Украине реально занимается? Вот и подумайте, кто у нас поджигает на железных дорогах щитовые, почему уходят под откос железнодорожные составы, падают на границе Башкирии и Татарстана украинские беспилотники? И дураку ясно, что эти дроны запускали не из Киева или Львова…
Как-то отпевали умершего от коронавируса молодого мусульманина, которого я знал лично. При жизни был вежливый, работящий парень. С виду абсолютно светский, без бороды. Родня умершего позвала своего родственника, который закончил в Казани медресе, прекрасно читает Коран. Перед похоронами заявляются штук десять джипов. Оттуда выходят бородатые. Как по сигналу кнопки, со всей округи стекается бородатая толпа. Говорят имаму: «Твоя миссия закончена, уходи». Растолкали родственников. Так они похоронили этого парня по ваххабитскому обычаю, не пустив на похороны никого из «чужих». Ведь по их мнению, местные мусульмане-татары, которые живут здесь веками - «мушрики» (идолопоклонники), «мунафики» (лицемеры), а то и «кяфиры» (отступники от ислама). Расселись по машинам и уехали.
Районные и сельские имамы в нашем крае довольны своей сытой сонной жизнью. Они неплохо зарабатывают на погребальных намазах, читают по бумажке проповеди, в которых ничего не смыслят. Им совершенно неинтересно заниматься новым дагватом – исламским призывом, защищать исторический российский ислам. Всё равно люди в мечеть ходить будут, пожертвования будут. Чтобы денег было больше, придумаем новую одежду для никяха - мусульманской свадьбы, для отпевания, на любой случай жизни. Всё хорошо. Нынешний муфтий Пермского края по районам и селам предпочитает не ездить, большую часть времени находится в Москве.
«ЗАВТРА». Вы упомянули про ваххабитов, которые неизвестно откуда появились на похоронах. Как им так удалось быстро соорганизоваться?
Мухамедгали ХУЗИН. Бывают же в полиции или спецназе группы быстрого реагирования, так и у бородачей такие группы всегда наготове. Мы живём в эпоху высокоразвитых и доступных информационных технологий. У каждого есть гаджет, в гаджете куча мессенджеров, в мессенджере можно настроить свой скрытый от посторонних аккаунт, по которому нельзя пробить телефонный номер абонента. Есть секретные чаты, в которых о чем там идёт речь, постороннему человеку не понять. Ваххабиты научились уходить от спецслужб, поскольку давно обосновались в Интернет-пространстве. Им даже не особо сейчас нужны мечети, так как есть виртуальные мечети в Интернете, где выступают по видео или аудио ваххабитские проповедники. Ваххабиты давно научились скрытно проводить финансовые операции, включая транзакции с теми странами, которые вырубили России «Свифт». Плох тот ваххабит, который не умеет работать с криптовалютами. Поэтому они такие богатые. Зарубежное финансирование в миллионы долларов, какое было раньше, сейчас уменьшилось, но это их не беспокоит. Почти у каждого есть и легальный, реальный бизнес. У них – жесткая координация действий друг с другом на расстоянии в сколько угодно километров.
«ЗАВТРА». Что этому можно противопоставить?
Мухамедгали ХУЗИН. Уж конечно не проводимые Москвой международные конференции и форумы «Ислам – религия мира»! На этих мероприятиях все участники только хвалят друг друга, рассказывают, как они «успешно интегрируют» в российское общество мигрантов из Средней Азии – и всё. Внутри России нет никакой выстроенной гуманитарной политики, которая бы доносила до общества, что такое исторический ислам в нашей стране, какая у него богатая уникальная традиция, какое духовное наследие, что он в будущем может дать мусульманским народам и всей нашей стране. Загляните в любую мечеть, любой мусульманский книжный магазин. Где там труды великих богословов, которые прославили российский ислам на всю мировую умму? Про великих татарских богословов Шигабутдина Марджани, Ризу Фахретдина, Зайнуллу Расулева случайно проходящий татарин и в самом Татарстане вряд ли сходу вспомнит. А ведь эти великие люди – почти наши современники. Их труды на свои деньги издавал при жизни выдающийся татарский просветитель Валиулла Якупов – тот заместитель муфтия Татарстана, которого убили в июле 2012 года в Казани, в подъезде собственного дома. Более чем заслуживает издания и популяризации собственное литературное наследие Валиуллы хазрата. Он писал об истории и современности ислама в Татарстане как серьезный ученый, и таким понятным и легким языком, что его книги было бы интересно прочитать и далеким от ислама нашим согражданам. Есть же система госзаказов по книгоизданию, вот её и надо бы использовать! Чего стоит оцифровать книги выдающихся мусульманских богословов России и выложить в электронные библиотеки в бесплатное пользование, для чтения и скачивания? На татарском, на русском, на языках мусульманских народов России… Наша страна от этого бы только выиграла. Но ничего такого нет.
Необходимо, совершенно крайне необходимо, с помощью государства выстраивать систему внутренней самоорганизации сообществ традиционных мусульман на муниципальных уровнях. Не формально для галочки, а чтобы это работало. Ваххабитскую угрозу можно преодолеть лишь в том случае, когда в России есть сильное гражданское сообщество из традиционных мусульман – патриотов нашей страны. Но что мы видим в итоге? Традиционные мусульмане России разобщены. В книжных лавках старинных татарских мечетей Москвы продают книги Юсуфа Кардауи и прочую антироссийскую дрянь. Вся Москва покрыта ваххабитскими по факту культурными центрами Совета муфтиев. И это на третий год СВО, когда российские мусульмане вместе со своими братьями другой веры отдают свои жизни на фронте ради нашей страны, нас всех. Ситуация, хорошо знакомая нам по истории Первой мировой войны. Солдаты Русской императорской армии на фронте не щадят своих жизней, а тыл – особенно его элитные слои - живёт совсем в другой реальности.
*террористические и экстремистские организации и движения, запрещенные в РФ
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: