пишет:
Костюм Северной Руси допетровского времени
Категория: | Традиционная одежда |
---|
Фотоотчёт о выставке посвящённой памяти А. Я. Колесникова. Москва, 30 декабря 2011 – 9 января 2012.
Казалось, что он весь в прошлом. Одевался и говорил по-старинному, занимался почти забытыми ремеслами, о древней Руси рассказывал так, как будто жил там, обучал учеников, порой, как в старину, платя им, а не наоборот. А по сути – намного опередил свое время, отчего и происходили все трудности. Стремился возродить, сохранить и передать следующим поколениям свои знания. В 1974–1985 годах ездил в экспедиции в Архангельскую, Псковскую, Новгородскую, Вологодскую, Костромскую, Ярославскую, Ивановскую и Нижегородскую области.
Нынешняя небольшая выставка при храме – это только часть большой коллекции творческой мастерской заслуженного деятеля искусств Александра Яковлевича Колесникова. Тем не менее, увидеть можно многое из того, что создавалось несколько десятилетий. Это ткани с набойкой, женская, мужская и детская одежда русского Севера, созданная по образцам музеев и экспедиций. Использован лен, хлопок, шерсть. Шитье вручную.
Ткани, сделанные с помощью авторских набойных досок и сотканные на ручном ткацком станке. Крашение по старинным рецептам
Те, кто учился у мастера, сегодня одеты в костюмы, изготовленные собственными руками
Впереди: праздничный сарафан повивальной бабушки. Натуральные красители, рисунок – языческие маски, украшен рядами жемчужин, где каждая жемчужинка – благополучно принятые роды
Детский кафтан с росписью на подкладке (1995 г.) и рубаха с росписью
Рентгенограмма фрагмента ткани XIII в. из Новгорода и восстановленный по ней узор (вышивка)
Левая рубаха – крашение гранатовыми корками
Справа на манекене – подлинный старинный головной убор
Далматика – парадный костюм новгородских князей. «Набросили на себя далматику, подвязали и уже вы выглядите по-королевски… крылья за спиной появляются…», рассказывает один из учеников
В 2006 году Александр Яковлевич продал свою квартиру в Москве и переехал в Ростов Великий. В дом с видом на озеро Неро. Библиотека переезжала на 17 полных «газелях». Пол в доме не выдержал такой тяжести и сломался. Почему уехал? Видимо, отчаялся: «Никому ничего не надо. Все хотят только денег, денег, денег».
С мая 2006-го в Государственном музее «Ростовский кремль» все лето была открыта выставка «Русский костюм Северной Руси допетровского времени».
Скончался 19 февраля 2011 года в 68 лет.
Статья ученицы Екатерины Зотовой:
«ПОДВИЖНИК.
Писать о Народном мастере России Александре Колесникове сложно. Слишком велик соблазн упростить его личность, свести всё к одной всепоглощающей страсти. Он и вправду был на редкость цельным человеком, но никак не фанатиком, подчинившим жизнь единственной идее.
При знакомстве он показался мне удивительно мягким, тёплым и очень надёжным. Окладистая борода, шапка длинных волнистых волос, а под ней - синие внимательные глаза и добрая улыбка. Ни дать ни взять - былинный богатырь. Особенно в своей любимой алой далматике - длинной, ниже колен тунике, парадном одеянии новгородских князей, которое носили поверх всей одежды. Казалось, он каким-то чудом перенёсся из тех времён, обдавая окружающих волнами душевного здоровья и странного, почти забытого доверия к окружающим. О допетровской Руси он мог рассказывать часами, если чувствовал в собеседнике хоть искорку интереса. Говорил об особенностях кроя и расцветки сарафанов, о секретах сохранения женского здоровья и об узорах-оберегах, о том, как растили деток и обрабатывали волокно... А ещё любил пройтись по Москве в русском костюме и красных остроносых сапогах, сшитых на заказ в театральных мастерских Большого театра, вызывая у прохожих всю гамму чувств, от опаски (не чокнутый ли?) до искреннего восхищения. Считал, что именно народной должна быть праздничная одежда россиян. Искренне сокрушался, видя зимой девчонок в тоненьких джинсах или отчаянном мини, над которым поблёскивает голая поясница: «Господи, как же они рожать-то будут?..»
Однако русская культура в сознании Колесникова всегда была неотъемлемой частью культуры мировой. Он поддерживал отношения с русскими и сванами, поляками и евреями, французами и китайцами. Во время грузино-осетинского конфликта 2008 года буквально прирос к телевизору. Переключаясь с канала на канал, ловил выпуски новостей, а в промежутках взволнованно рассуждал, как беззащитен Цхинвал, расположенный в котловине, которая отлично простреливается с грузинской территории. Казалось, в городе у него остались близкие друзья. На самом деле Александр просто не мог смириться с тем, что тысячи человеческих жизней стали разменной монетой большой политики.
К нему тянулись самые разные люди - духовенство и атеисты, ревнители старины и «джинсовые мальчики», уборщицы, учителя и «новые русские», ибо больше всего он ценил в человеке личную порядочность, уважение к своим корням и профессионализм. А ещё - лёгкую сумасшедшинку, способность безоглядно отдаваться любимому делу. То, чем в полной мере обладал сам.
Александр Колесников был человеком редкого обаяния. Через пару часов беседы с ним любому казалось, что они стали, как минимум, близкими приятелями. А поскольку не в обычаях мастера было отталкивать от себя людей, кое-кто и через несколько лет знакомства считал, что имеет дело с добродушным словоохотливым чудаком, который увлечён русским ткачеством и костюмом…»
Продолжение читайте в альбоме.
Помощи в сохранении и распространении древних знаний Мастер не дождался. Прежде чем назвать улицу или учебное заведение именем достойного человека, поставить ему памятник, нужно сделать его мучеником. Александр Колесников, как мог, боролся с беспамятством России. Он хотел, чтобы русский костюм вызывал такой же интерес и уважение, как, например, кимоно. Чтобы он жил реальной, а не только эстрадно-стилизованной жизнью, не был лишь музейным экспонатом за стеклом. И серьезный интерес к своим корням в России ширится. Интерес к реконструкциям, развившийся во всем мире, пришел и к нам. Наряду с рукодельным бумом последних лет возрождается и интерес к традиционным ремеслам. Все больше людей увлекаются и узорным ткачеством. Постоянно мне приходят просьбы выслать чертежи ткацких станков. Производители горизонтальных станков сейчас получают заказы со всех концов страны.
Выставки, на которых Александр Колесников показывал свою коллекцию, прошли во многих городах в стране и за рубежом. Ученики продолжают его дело. Конечно, талантливому человеку всегда кажется, что удалось сделать мало, потому что он знает, как много еще не осуществилось. Но мы понимаем значение того, что он успел сделать.
Фото из Вконтакте: http://vkontakte.ru/album7073907_149582233 http://sarafan-ru.livejournal.com/33769.html Ещё интересное:
- Н. И. Шатерникова, О. А. Кравченко, Л. В. Якубенко - Женский народный костюм как часть регионального компонента
- Жиров М.С., Жирова О.Я., Митрягина Т.А. - Традиционный народный костюм Белгородчины: история и современность [2005, PDF, RUS]
- Rudolf Mrlian (hl. red.) / Рудольф Мрлиан (гл. ред.) - Slovenské l’udové umenie. Tom I-II / Словацкое народное искусство. Том I-II [1953-1954, PDF, SVK]
- Шабельская Наталья Леонидовна (1841 - 1904) «Коллекционер русской старины»
- Дамские сумочки из собрания Н. Л. Шабельской
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: