Старик и солнце Виктор Алёшин
3. День второй. Вечер
Старый и молодой поднялись на вершину холма, когда солнце было еще высоко. Они сели на вершине холма, лицом к вечернему солнцу и начали беседу.
- Учитель, утром ты говорил, что однажды встретился с человеком, который являлся проводником каких-то тайных знаний. И ты стал его учеником?
- Ну, как сказать? Он сказал такие слова, которые я давно ждал и искал.
- Что же это за слова?
- Он сказал, что сила русского народа, сила русского духа, которая во многом утрачена, сохранилась в русском языке, и что именно русский язык является ключом ко многим знаниям, которым можно открыть тайные двери, скрытые за семью печатями. И тот, кто раскроет для себя эти тайны, уже не будет спрашивать «что делать?» и «кто виноват?».
- Да, сегодня в русском языке много иностранных слов, которые не понятно, что означают и ими можно манипулировать как угодно, а значит и людьми манипулировать.
- Иностранные слова несут чужую культуру. Засилье их в языке не есть хорошо, но не в них суть, без многих иностранных слов уже нельзя обойтись и пусть они будут. Важно другое, исконные русские слова стали, как иностранные, потеряли первоначальный смысл, значение.
- Да, люди произносят одинаковые слова, но не понимают друг друга: говорят одно, думают другое…
- И поэтому делают третье и сами себе создают всякие неурядицы.
- Много раз наступают на одни и те же грабли.
- Раньше каждое слово обозначало какую-то конкретную вещь. Каждое слово именно много смыслов, все слова по смыслу были связаны.
- Учитель, а можешь привести какой-нибудь пример?
- Скажи, что тебя волнует больше всего?
- Сейчас главные слова – это «вера», «надежда», «любовь». Их произносят на каждом шагу, по любому поводу. Но никто никому не верит, любовью спекулируют, как хотят, продают и покупают за деньги, и уже не знают, на что надеяться.
- Ты попал в самую точку. Чтобы ответить на твой вопрос, надо очень хорошо знать Ясну языка, но это самые высокие, твёрдые знания и они нам пока не по зубам.
- Так ты, Учитель, не можешь ответить на вопрос что такое «вера», «надежда», «любовь»?
- Попробую дать ответ, который может показаться тебе странным.
- Да, я это учту.
- Верой раньше называли веревку. Но не любую веревку, а веревку строго определенной длины, к которой привязывали козу. Длина веревки была такова, чтобы козе хватило травы на одну паску. Если веревка будет длиннее, то коза может запутаться в ней. Если веревка будет короче, то коза может остаться голодной. К одному концу веревки привязывали колышек, и этот конец назывался «любовь». К другому концу привязывали козу, и этот конец назывался «надежда». Коза бегала по кругу и «надежда» описывала окружность, поэтому и говорят «круг надежды». Площадь круга и, соответственно, количество травы, которое было отпущено козе хозяином, называлась «свобода». А то, что находилось за пределами круга, называлось «воля».
- Такого я еще не слышал! Получается, что свобода – это неволя?
- Так точно. Свобода – это безопасность, надежность, а воля это нечто не предсказуемое, анархия, хаос. Поэтому правильно говорить «получить свободу» и «вырваться на волю». Свобода требует гарантий, и единственной гарантией свободы является крепость веры, то есть веревки, привязи, привязанности к устоям, то есть к колышку, который называется «любовь».
- А любовь, это привязанность к чему-то или кому-то, ограничивающая свободу?
- Что-то вроде того.
- Получается, что глупая коза порывает с устоями, то есть рвет веревку, теряет надежду, вырывается на волю и там…
- Погибает, потому что может запутаться, заблудиться, ее может задрать волк. Воля – это смерть веры и смерть глупой козы.
-.Получается, что все слова о свободе, воле, вере, надежде, любви – это пустой звук?
- Не всегда. Зная исконное происхождение слов, их смысловые связи, ты сможешь понять, кто, о чем говорит, ну и многое другое. Об этом можно много говорить, но солнце уже спустилось к горизонту, и скоро будет заход солнца. Поэтому я хочу услышать от тебя отчет о твоих наблюдениях за вечерним солнцем.
- Извини, Учитель, я так увлекся нашей интересной беседой, что почти забыл о нем.
- Но что-то ты можешь сказать?
- Когда мы поднялись на этот холм, солнце стояло еще высоко, но уже начало скатываться с небосвода, сначала медленно, потом все быстрее и вот почти подошло к горизонту.
- Как утром, только наоборот. Так?
- Да, так.
- Время, когда солнце начинает скатываться к горизонту, называется обед или abend по-немецки, что в переводе означает вечер.
- Получается, что день начинается ланчем и заканчивается обедом?
- Согласись, что это логично. Перед работой надо подкрепить свои силы, а после работы восстановить.
- Но у нас в Росси не так. Обед как раз посередине рабочего дня. После обеда уже работать не хочется, тянет ко сну. Поэтому и говорят, что жизнь – это борьба, до обеда с голодом, после обеда - со сном.
- Вот именно, что не так, противоестественно. Это было сделано в советское время, возможно, с каким-то тайным злым умыслом. Распорядок дня зависит от широты местности и времени года.
В южных странах работают утром и вечером, а днём, когда самая жара, отдыхают.
- Время дневного отдыха у них называется сиеста.
- На Руси летом работали так же. Были утренняя и вечерняя страда и дневной отдых.
- Например, утром косили траву, днём ворошили, вечером копнили.
- Для солнца вечер - легкое время. Ведь скатываться с горы легче, чем подниматься в гору. Поэтому вечер легкое время и для всех, кто живет под солнцем.
- У нас, в России, вечер – самое красивое время суток. Утром все торопятся, спешат, боятся опоздать на работу. А вечером можно расслабиться, отдохнуть, сходить в театр, в гости.
- Давай расслабимся и полюбуемся закатом.
Огромное ярко красное солнце уже коснулось горизонта, оно было разорвано облаками и как будто дрожало. Когда солнце совсем зашло за горизонт, и от него осталась только бордово, грязно-бурая полоса, Ученик спросил.
- Учитель, скажи мне, почему, утром, когда мы смотрели на восход солнца, оно было такое ясное, чистое, умытое, золотое. А сейчас, на закате, оно красное, разорванное облаками и дрожит как-то.
- Ты наблюдателен, мой молодой друг. Солнце просто устало за целый день. У этого явления есть свои физические причины. За день воздух нагрелся, наполнился пылью, нагретый пыльный воздух струится вверх. Солнце освещает сбоку, косыми лучами и это становится видно. Закат становится похожим на мираж. На закате все обманчиво. На восходе можно точно вычислить местоположение Солнца, а на закате этого сделать нельзя, Солнце всегда заходит не там, где мы это наблюдаем.
- Интересно. Получается, что Солнце, как бы играет с нами?
- Ты это верно подметил. Запад – это западня, обман, ложь.
- Тогда получается, что восток это правда, истина.
- Слова восток, восторг, исток, истина – однокоренные и означают примерно одно и то же.
Быстрые южные сумерки опускались на землю. На небе начали загораться звезды. Вдруг Ученик воскликнул.
- Я все понял. Когда ты вчера говорил, что выход – это свет, а вход – это тьма, ты имел в виду Солнце. Солнце выходит из-под земли, дает свет и тепло, вечером солнце уходит, входит в землю и становится темно и холодно. А если солнце так делает, то все остальное, наверное, тоже.
- То же – вяло отозвался старик.
Летние сумерки быстро закончились. На землю опустилась теплая, ясная, южная ночь. Звезды засияли на небе во всю силу. Старый и молодой лежали на теплой земле и любовались звездным небом.
Звездная ночь действовала расслабляющее, разговор сам собой угас, как угас день. Вдруг старый стал читать стихи:
- «Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
- Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
- Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна.
- Кабы я была царица, -
Третья молвила девица, -
То для батюшки царя
Родила б богатыря….»
- Ты это к чему, Учитель?
- Да так, пришло на ум.
- Нет, наверное, ты прочитал это с каким-то смыслом?
- Ты, как всегда прав, мой юный друг. Я прочитал эти строчки, чтобы ты подумал и ответил на следующие вопросы.
- Спрашивай.
- Какую пряжу пряли девицы?
- О каком пире и о каком полотне идет речь?
- Как звали трех девиц?
- Какого богатыря обещала родить третья девица?
- И что такое «Крещеный мир»?
- Ничего себе вопросики? Как же я на них отвечу?
- Вот я о том же. Время позднее, Пора спускаться вниз и ложиться спать. Утро вечера мудренее.
Ночь не была темной. На черном небе ярко горели бесчисленные звезды, которые освещали путь этих странных людей, старого и молодого. Старый скрылся во тьме пещеры, а молодой сел у входа в пещеру, смотрел на звездное небо и о чем-то думал.
https://proza.ru/2012/06/15/491
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: