Опубликовал: welemudr Категория: Веды-наука-познания
Сказка "Репка", изданная до революции
Репка относится к кумулятивным сказкам.
Действия в такой истории многократно повторяются с небольшими дополнениями, и события будто бы нанизываются на основу сюжета. По сути, это были и не сказки вовсе, а обряды.
Повторение одних и тех же действий, хождение по кругу и отношение к круговороту как к священному действу, все это свойственно именно для обрядов, а не для сказок.
К сожалению, информации об именно языческом обряде, связанном со сказкой про репку, дошло до нас крайне мало. Впервые эту историю записал А. Н. Афанасьев и опубликована она была в 1863 году. До этого «Репка» существовала лишь в виде устного пересказа.
Сам плод репа известен еще со времен Шумера. В древнегреческих мифах упоминается, что Аполлон вещал, что репа стоить должна столько же, сколько бы стоила, если бы была сделана из серебра. Больше всего, конечно, репа ценилась у славянских племен.
И, вполне возможно, благодаря им она и попала в греческие мифы. Ведь, согласно Павсанию, культ Аполлона завезли на территорию Греции гиперборейцы. Эта же история сохранилась и в канонических дельфийских текстах.
Но вернемся к нашей «Репке». Вообще, несколько странно, что сказка начинается словами: «Посадил дед репку». Не мог дед ничего посадить, так как репа являлась изначально женским плодом.
И сеяли ее исключительно женщины — здесь связь с культом плодородия и матери-земли просматривается. Отсюда можно сделать вывод, что речь в сказке вовсе не о репе в буквальном смысле. Ну, или же сажал ее не дед, что тоже не исключено.
В символизме репа соотносится с солнцем, но скрыта в земле, как ночью небесное светило скрывается за горизонтом. Смысл сказки кроется в смене дня и ночи, а, собственно, вся история означает неделю.
Персонажей в истории шесть — дед, бабка, внучка, Жучка (кстати, в изначальном варианте «сучка»), кошка, мышка. Седьмой день — сама репка. И, казалось бы, все верно, семь дней недели, вот он, круговорот. Но загвоздка тут в том, что семидневной неделя стала только после прихода христианства.
А в языческой традиции неделя состояла из девяти дней: понедельник, вторник, тритейник, четверг, пятница, шестница, седмица, осьмица и неделя. И, чтобы сохранить соотношение дней недели в христианской традиции попросту убрали двух значимых персонажей. Догадаться несложно — не хватает здесь отца и матери.
Как без них внучка-то могла получиться? Едва ли ее к бабушке с дедушкой на выходные отправили, как это принято сейчас. Но если вернуть отца и мать и соотнести персонажей с девятидневной неделей, все встает на свои места.
Персонажи символизируют не только благо преимущество совместной работы, но и связь поколений, связь с землей и солнцем, с природой и древними божествами.
Вероятнее всего, обряд, упомянутый в сказке, проводился осенью. Отмечался в конце сентября праздник «Репорез», то есть уборка репки. Конечно, христианство наложило свой отпечаток на этот день, однако все еще сохранились поверь, уходящие корнями в язычество.
К примеру, в этот день отдавали гуся водяному, но голову отсекали и оставляли дома. Домовой по головам гусей считает, а то ведь мог рассердиться, что гуся водяному отдали. И, конечно же, в этот день готовили репу. Впрочем, как и во многие другие дни, ведь репка во всех вариациях оставалась самым популярным корнеплодом вплоть до XIX столетия.
А еще необычная интерпретация сказки есть у Кира Булычева. Почитать можно здесь: «Репка«.
Источник
Это интересно
+6
|
|||
Последние откомментированные темы: