Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
4303 участника
Администратор Людмила 59

Важные темы:

Модератор -Олег-

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Как немецкие подлодки доходили до берегов Якутии

Субмарины Гитлера орудовали за 5000 км от линии фронта в глубоком тылу СССР

Вот уже несколько лет продолжается очистка российского сектора Арктики от мусора, которого накопилось за целый век активного освоения полярных районов тысячи тонн. И в первую очередь, конечно же, замусоренную территорию освобождают от огромного количества пустых бочек из-под дизельного топлива и солярки.

Недавно очередной этап этой перманентно текущей операции преподнес небольшой сюрприз. В очередной раз прибывшими на остров Котельный, который расположен в море Лаптевых, бойцами экологического взвода Северного флота была найдена пустая бочка из-под топлива времен Третьего рейха. При ближайшем рассмотрении на торце двухсотлитровой емкости можно было увидеть четкую штампованную надпись, говорившую о дате ее изготовления, — 1944 год.

Хорошо сохранившуюся бочку решено передать в Военно-морской музей Северного флота, где она займет свое место в качестве экспоната времен Великой Отечественной войны. Однако музейщики и историки сразу же стали гадать — каким образом раритет из прошлого оказался на острове Котельный. По одному из предположений, использованная бочка, возможно, была выброшена за ненадобностью экипажем фашисткой подлодки. По другой версии ее могли оставить там советские полярники.

Но как немецкая субмарина могла оказаться так далеко от своей базы и что она там делала? Ведь от острова Котельный, который находится на меридиане Якутии, до линии фронта в 1944 году было более 5000 (!) километров. А Красная армия громила врага в Восточной Европе.

Сейчас уже многое известно о рейдах подводных лодок кригсмарине в наши северные моря, которые стали братской могилой для сотен наших моряков. Немецкие подлодки из-за преступной халатности советских капитанов потопили здесь в первые годы войны множество гражданских судов. Командование Северного флота многократно, но тщетно предупреждало руководство Главсевморпути о том, что северные моря буквально нашпигованы вражескими подводными лодками. Что советские летчики неоднократно замечали немецкие субмарины то тут, то там, что нужно непременно соблюдать режим радиомолчания или зашифровывать переговоры, чтобы не попасть под их удар. Однако главсевморпутейцы и капитаны судов просто отмахивались от таких советов. В нарушение инструкций моряки на свою беду открытым текстом сообщали в эфире о том, куда идут на этот раз, называли даты, курс судна и свои координаты. Результаты, как известно, были трагическими.

Для снабжения своих подлодок немцы построили на северном побережье и арктических островах несколько баз снабжения и стоянок для субмарин. Большинство из этих убежищ были обнаружены уже после войны. Но работа по обнаружению таких баз ведется до настоящего времени. Так, в этом году будет организована совместная исследовательская экспедиция на Землю Франца-Иосифа, в которой примут участие военные из Министерства обороны и ученые из Русского географического общества. Члены экспедиции намерены изучить те самые базы с остатками сохранившейся техники, оружия, предметов обихода, вещей и так далее. Также продолжается совместная работа по изучению мест на острове Средний (Северная Земля), мысе Шмидта, острове Врангеля, Новой Земле, Новосибирских островах.

Между прочим, остров Котельный — самый большой из Новосибирских островов. И находится он между морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем. Кстати, на берегу моря Лаптевых в районе залива Неелова местные жители нашли в 1963 году разложившийся труп немецкого моряка. Возможно, он пролежал на берегу одной из неизвестных немецких баз лет 20 и хорошо сохранился в арктическом холоде. А может, был похоронен недалеко от берега. Потом волны могли смыть его в море и принести на побережье залива Неелова. Точно сказать нельзя. А через пять лет там же, близ поселка Тикси, морскими волнами на берег была выброшена неполная бочка керосина, на которой четко проступала маркировка кригсмарине. Ее тоже могло унести течением или волнами с берега заброшенной немцами базы.

Сегодня исследователи и историки хорошо знают, где располагались те самые базы или метеостанции фашистов. На Земле Александры, например, была и метеостанция, и спрятанная в прибрежной пещере база подводных лодок. Говорят, что места базирования были в устьях Енисея и других сибирских рек, в Обской губе, на Земле Франца-Иосифа, Новой Земле и многих других островах и побережье Белого, Баренцева, Карского морей. И некоторые базы или признаки их существования находят до сих пор, как нашли ту самую бочку 1944 года. Однако о том, чтобы они находились в море Лаптевых или еще дальше на востоке, известно мало. Но кое-что все-таки известно.

Вот что рассказывал в свое время Николай Антонов, в годы войны — моряк Северного флота. «Немецкие подводные корабли заходили за пролив в районе мыса Челюскин и доходили до островов Пионерской правды. Это было море Лаптевых. Даже были случаи, когда подводные лодки приходили и производили зарядку, — вспоминал Николай Андреевич. — Они приходили не в диксонскую бухту, а в бухту, которая расположена рядом. Заходили туда, у берега приспосабливались и производили зарядку аккумуляторов».

Да что там говорить, если в настоящее время уже хорошо известно, что на протяжении всей войны подводные лодки немцев неоднократно проходили по Северному морскому пути. Последняя из них, например, U-234, отплыла 16 апреля 1945 года из Норвегии и направлялась через Севморпуть в Тихий океан. На ее борту немцы пытались эвакуировать в Японию контейнеры с оксидом урана — все, что осталось от ядерной бомбы, которую фашисты так и не успели довести до ума и испытать. Новость о капитуляции Германии и приказ гросс-адмирала Дёница о возвращении в порт приписки или сдаче союзникам застала капитана подлодки в пути 10 мая. Что он и сделал, сдавшись 14 мая американцам. Узнав о том, что немцы намерены сдаться, высокопоставленные японские офицеры, находившиеся на борту подлодки, покончили с собой, приняв большую дозу снотворного.

Возможно, рано или поздно Север откроет нам все свои тайны. Но, скорей всего, секретные базы фашистов в Арктике так тщательно спрятаны и замаскированы от любопытных глаз, что ждать открытий придется еще очень и очень долго.

 

Моряки кригсмарине несут вахту на борту корабля в одном из портов Норвегии. Ноябрь, 1944

Моряки кригсмарине несут вахту на борту корабля в одном из портов Норвегии. Ноябрь, 1944

 

Немецкая подводная лодка U-572 (тип VIIC) в Атлантике во время второго боевого похода. Фотография сделана с другой немецкой подводной лодки — U-96.  Источник: «GeoEpoche Panorama. Der Zweite Weltkrieg». Nr. 6 — 2015.

Немецкая подводная лодка U-572 (тип VIIC) в Атлантике во время второго боевого похода. Фотография сделана с другой немецкой подводной лодки — U-96. октябрь-ноябрь 1941

Источник: «GeoEpoche Panorama. Der Zweite Weltkrieg». Nr. 6 — 2015.

 

Немецкий дальний гидросамолет-разведчик Blohm & Voss BV 138 приводнился рядом с подводной лодкой U-255 (тип VII C) у побережья архипелага Новая Земля.  Приводнение было сделано с целью заправки топливом с субмарины.  Источник: Jak Hallmann-Showell. «Kriegsmarine 1939—1945. Organisation, Struktur, Einsatz». Motobuch Verlag. Stuttgart, 2000.

Немецкий дальний гидросамолет-разведчик Blohm & Voss BV 138 приводнился рядом с подводной лодкой U-255 (тип VII C) у побережья архипелага Новая Земля.

Приводнение было сделано с целью заправки топливом с субмарины. август 1943

 Источник: Jak Hallmann-Showell. «Kriegsmarine 1939—1945. Organisation, Struktur, Einsatz». Motobuch Verlag. Stuttgart, 2000.

 

Заправка немецкого дальнего гидросамолета-разведчика Blohm & Voss BV 138 горючим с подводной лодки U-255 (тип VII C) вблизи побережья Новой Земли.  Источник: Guido Knopp. «Der Jahrhundertkrieg». Econ Ullstein Verlag GmbH & Co. KG. München, 2001.

Заправка немецкого дальнего гидросамолета-разведчика Blohm & Voss BV 138 горючим с подводной лодки U-255 (тип VII C) вблизи побережья Новой Земли.

Источник: Guido Knopp. «Der Jahrhundertkrieg». Econ Ullstein Verlag GmbH & Co. KG. München, 2001.

 

В течение 1942г. ВV.138, действуя с норвежских баз, часто проводили рандеву с подводными лодками, дозаправляясь в море, что позволяло им вести разведку полярных маршрутов советских конвоев. Такие дозаправки проводились до августа 1943г. К этому времени ВV.138 проводили полеты с баз, созданных на советской территории. Для разведки конвоев в Карском море, которые очень интересовали немцев, две подводные лодки организовали передовую базу снабжения ВV.138 на Hовой Земле. Оттуда последние действовали в течение нескольких недель, совершив восемь разведывательных полетов на восток до Ямала и до севера восточной части Урала.

www.airwar.ru/enc/sww2/bv138c.html

 

 

источник

Это интересно
+3

30.04.2020
Пожаловаться Просмотров: 410  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены