-
Николай Кофырин
9 июня день рождения императора Петра Великого. Царь Пётр Алексеевич не без оснований считается одним из основоположников государства российского. Однако ещё при жизни императора некоторые священники считали его чуть ли не антихристом. А некоторые, и тогда и сегодня, – спасителем России.
Я давно интересуюсь эпохой Петра Великого, написал несколько статей, участвовал в работе VIII Международного Петровского конгресса, который проходил в Эрмитажном театре Зимнего дворца. Учёным, горожанам и гостям Петербурга я задавал вопрос: действительно ли царь Пётр Первый - Великий?Недавно я с большим удовольствием посмотрел по телеканалу «Культура» фильм Владимира Бортко «Пётр Первый. Завещание». Фильм повествует о последних годах жизни самодержца всероссийского, о личной трагедии любви царя Петра на фоне триумфа созданного им государства.
Когда в 2011 году я узнал о выходе этого фильма, то крайне удивился, почему фильм выдающегося режиссёра («Идиот», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита») с такими замечательными актёрами не имел почти никакой рекламы. И только посмотрев фильм, я понял, почему. Слишком много параллелей с современностью! Настолько много, что после показа фильма Бортко, по телеканалу «Культура» шёл документальный фильм об английской трагедии Анны Болейн и короля Генриха VIII.
Если бы фильм Вл.Бортко был показан в начале 2012 года, то он бы только подлил масла в огонь выступлений оппозиции на Болотной площади.Полагаю, Владимир Бортко намеренно старался подчеркнуть параллели между веком нынешним и веком минувшим. Некоторые фразы в фильме (если закрыть глаза и не смотреть на экран) воспринимаются как проблемы сегодняшние. Например: «Всё в России, даже время, идёт по приказу государя императора».
Уже в XXI веке, после многократного «перевода стрелок» и столь же многократных обещаний никогда больше этого не делать, опять в некоторых регионах стрелки часов перевели на час вперёд.В молитве царь Пётр признаётся: «Делал и буду делать. Потому что для них – сирых и убогих, чтобы вышли они и другие народы сказали: «они не хуже нас, не хуже, лучше. Пойдём за ними, они знают куда идти».
«Победа наша над Россией как звезда сиять будет. Если русские, которые после нас будут, не просрут её, то Россия навсегда в Европе останется. И ни у кого язык не повернётся спросить: «Россия - это где?»
«Кто России служит, тот не ворует. А кто ворует, тот может предать».«Кончилась война. Теперь флаг русский будет виден в Европе ежедневно, ежечасно. Как в страшном сне. Так они на нас смотрят. Надо сказать, не без оснований.
Для чего эта война велась? Чтобы шведа победить? Чтобы русский народ в свет вывести, чтобы перестали лаптем щи хлебать, на печи сидеть, да пальцем сморкаться. Чтобы всё самое светлое, чистое не чахло от всеобщей лени и дикости.
Но труднее, чем шведов, стяжательство правительства победить. Для них служба – кормление. Они на казну смотрят как на достояние своё…»«Пощади, государь!», – просит висящий на дыбе проворовавшийся ярославский губернатор.
«Пощажу, – говорит царь Пётр, – если ответишь, почему немцы не берут, голландцы не берут, а русские…»
На Петра было совершено 29 покушений.
В конце фильма гроб с телом Петра Первого несут по современному Невскому проспекту, что, на мой взгляд, глубоко символично.Мне трудно сказать, насколько фильм Вл.Бортко документально точен. Но я склонен верить показанным фактическим событиям, пусть даже с налётом легенды. Тем более, что в основе сценария лежит книга Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим».
Княжна Кантемир и Пётр Первый
Даниил Гранин, на мой взгляд, несколько идеализирует личность царя-реформатора. На встрече в «Книжной лавке писателей» я подарил Даниилу Гранину свой роман-быль «Странник»(мистерия), где один из героев говорит: «Когда речь идет о сохранении государства, морали нет места. Ради государства любое зло есть добро. Да, гибнут люди. Но что поделать? Лес рубят — щепки летят. Что значат какие-то жертвы, когда на карту поставлена целостность государства! Цель оправдывает средства. Если одержана победа, народ забывает средства её достижения. Победителей не судят!»
Эпоха дворцовых переворотов, последовавших за смертью Петра, доказала непрочность созданной им системы абсолютной монархии, где всё решает воля императора, а не закон. Царь Пётр Первый построил систему, и сам стал её жертвой.
Власть – страшное дело, греховное. Грех сыноубийства, совершённый Иваном Грозным и Петром Первым, аукнулся спустя столетия. Пророчество монаха Авеля предрекало кровавую смерть последнему российскому императору.
В фильме Владимира Бортко царь Пётр показан выдающимся государственным деятелем, которому, хотя и не чужды человеческие слабости, но интересы государства для него выше личных. Ради России царь Пётр принёс в жертву своего сына.
Владимир Бортко в одном телевизионном ток-шоу тоже заявил, что ради Отечества готов пожертвовать многим, а если будет необходимо, то и своей семьёй.История любви княжны Кантемир и Петра Великого заслуживает отдельного разговора. Исторические параллели Вл.Бортко смущают, если не сказать, страшат…
Пётр Первый не имел наследника по мужской линии: сына своего царевича Алексея Пётр убил, а родившийся мальчик от Екатерины I умер во младенчестве. Поэтому Меньшиков предлагает Петру родить наследника от молодой княжны Кантемир: «Кто в Европах законнорожденный? А Европа для нас пример…»Однако княжна Кантемир не смогла родить императору наследника (возможно, в результате дворцовых интриг и отравления плода).
Ребёнок всегда воспринимался как милость Божия. Но раз царь сына своего убил (совершил смертельный грех), то милости Божией не достоин.
А если бы родила княжна сына? Как бы тогда пошла история России?Хотя фильм Владимира Бортко называется «Пётр Первый. Завещание», однако собственно о завещании (вернее, об его отсутствии) говорится не много. К сожалению, в фильме опущен главный момент интриги – собственно текст завещания, которое осталось незаконченным. Текст, как известно, оборван на словах «Оставьте всё …»
Гораздо больше завещанию Петра посвящён фильм Светланы Дружининой из киноповести «Тайны дворцовых переворотов», который вышёл в 2000 году. В фильме Дружининой сенат во главе с князем Голицыным пытался осуществить переход власти согласно традиции – по мужской линии. Однако князь Меньшиков силой с помощью гвардейских полков возвёл на престол Екатерину I.
Исторический прецедент проявился спустя два столетия в 1917 году, когда грубая сила революции победила традиции законности российского государства.
История, как давно замечено, повторяется: говорят, что в одном случае как трагедия, а в другом случае как фарс. Как бы история в России не повторилась в качестве фарса…Какой была бы Россия, если бы не случились реформы Петра?
Действительно ли Пётр государь Великий? И стоило ли прорубать окно в Европу?На Международном Книжном салоне в Петербурге 26 мая 2016 года состоялась дискуссия о роли царя Петра Первого в истории. Русская православная церковь до сих пор неоднозначно относится к петровским реформам. Священник Алексей Мороз весьма категорично оценивает реформы Петра Великого, создание Синода и устранение патриаршества.
Оценивая личность и деятельность Петра, все соглашаются, что это был влиятельный исторический деятель. Никто никогда не считал его человеком, бессознательно употребившим власть или же слепо шедшим по случайному пути.
«Западники» положительно оценивали петровские реформы, благодаря которым Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации.
«Славянофилы» считали, что только ценой разорения страны, Россия возведена была в ранг европейской державы. Население России в период правления Петра из-за непрестанных войн сократилось до численности 1695 г.Известный историк С.М.Соловьёв отзывался о Петре в восторженных тонах, приписывая ему все успехи России как во внутренних делах, так и во внешней политике, показал органичность и историческую подготовленность реформ.
Вольтер главной ценностью петровских реформ определял прогресс, которого русские добились за 50 лет, другие нации не смогли этого достигнуть и за 500 лет.
Известный шведский писатель Август Стринберг так охарактеризовал Петра: «Варвар, цивилизовавший свою Россию; он, который строил города, а сам в них жить не хотел…»
Известный историк Н.М.Карамзин, признавая Петра государем Великим, сурово критикует его за чрезмерное увлечение иностранным. Резкое изменение «старого» быта и национальных традиций, предпринятое императором, не всегда оправдано. В результате русские образованные люди «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».
Историк В.О.Ключевский думал, что Пётр делал историю, но не понимал её. Чтобы защитить Отечество от врагов, он опустошил его больше всякого врага… После него государство стало сильнее, а народ — беднее. «Он надеялся только силой навязать народу недостающие ему блага». «Горе грозило тому, кто хоть тайно, хоть во хмелю задумался бы: „К добру ли ведёт нас царь, и не напрасны ли эти муки, не приведут ли они к мукам злейшим на многие сотни лет?“ Но думать, даже чувствовать что-либо, кроме покорности было воспрещено».
По мнению П.Н.Милюкова, реформы проводились Петром спонтанно, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой-либо логики и плана, были «реформами без реформатора».
Личность Петра Первого и его реформы крайне противоречивы. Пётр не сделал в стране самого главного: не отменил крепостного права. Временные улучшения в настоящем обрекли Россию на кризис в будущем.
Писатель Николай Коняев неоднозначно характеризует петровские реформы.
Признанный знаток истории петровской эпохи доктор исторических наук, профессор Евгений Викторович Анисимов выступил в 2010 году на филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета с докладом «Пётр Первый: добрый или злой гений русской истории?».
Профессор Анисимов в целом характеризует эпоху Петра так: «Русская трагедия идёт на фоне европейских декораций».Профессор Анисимов Е.В. считает, что следует рассматривать реформы Петра Первого с двух сторон. С одной стороны, реформы Петра были исторически неизбежны, поскольку в России был системный кризис, экономическое отставание, не было даже серебра для чеканки денег. Церковный и династический раскол привёл к противостоянию в обществе. Россию преследовали непрерывные военные поражения. Международный престиж России был как никогда низок. Шведы смеялись над русскими послами, требовавшими вернуть по справедливости берега Невы, исконно принадлежавшие русским.
Но, возможно, у России был другой путь реформирования и развития. Россия второй половины 17-го века это не средневековье. К европейской культуре Россия после Византии приобщилась через польско-украинскую культуру.
Пространство России это её богатство. Плох тот русский царь, который что-либо не присоединил.
Для русского менталитета очень важно сознавать свою принадлежность к великой победоносной нации.Россия, благодаря Петру, стала вровень с развитыми европейскими державами, обладая грандиозным военным могуществом.
Но ради чего это грандиозное военное могущество?
Северная война стоила 500 тысяч человек из 12 миллионов населения. Но 87% составляли не боевые потери; люди гибли из-за голода и болезней.9 июня день рождения императора Петра Великого. Учёным, горожанам и гостям Петербурга я задавал вопрос: действительно ли царь Пётр Первый - Великий?
https://www.youtube.com/watch?v=R-MiCFRWzyQ&feature=youtu.be
А по Вашему мнению, ПЁТР ПЕРВЫЙ ВЕЛИКИЙ?
ПОЛНОСТЬЮ мою статью со всеми видеороликами можно посмотреть по ссылке
https://www.liveinternet.ru/users/1287574/post436105011/
➡ Источник:https://publizist.ru/blogs/107652/25375/-
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: