Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
4303 участника
Администратор Людмила 59

Важные темы:

Модератор -Олег-

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20241228041444

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Изба смерти - домовина

Изба смерти   изба смерть покойник Древние баба Яга Изба смерти изба, смерть, покойник, Древние, баба Яга

В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги (ср. современное украинское «домовина» — гроб). Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях всё же приходили просить помощи. Так, Баба-яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям, Баба-яга у некоторых славянских племён — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых


Superrat73 отправлено 20 часов назад#

Баба яга - не умерший предок, а скорее пограничник, проводник меж миром живых и миром мёртвых. Живёт она в избе на курьих ногах - то есть на обкуренных стволах, как на картине. Нога у неё костяная - потому как одной ногой она на том свете.

И, как и положено неординарному не-живому-не-мёртвому, баба Яга - может и злодеяния творить, а может и добру молодцу помочь. Кстати, обратите внимание: чаще всего баба Яга помогает в борьбе с личом Кощеем. Этот хитрый поц решил, что может перехитрить саму Смерть. Но бабка не зря на своё место поставлена, и всячески помогает тому, чтобы живые (Василисы всякие, Кощеем похищенные) жили с живыми, а мёртвые - лежали с мёртвыми.


  • 0nZaleZ отправил 17 часов назад#

Тут ещё стоит сказать, что по дороге к Кощею странник обязательно натыкается на избу Бабы-Яги. Т.е. в тот момент он как раз находится на границе дух царств и должен получить разрешение проводника на то, чтобы пройти к Кощею. Обычно после этого Баба-Яга как раз указывает ему нужный путь.


Birkin отправил 6 часов назад#

А есть еще один интересный момент. В сказках баба-яга кормила, умывала и спать укладывала всяких Иванушек. Похоже на погребальный ритуал.

 
Todote отправлено 6 часов назад#

Баба-Яга "перепекает" героя, "рождая" его заново, уже в мире мёртвых, как местного.


 pr0st0r отправлено 20 часов назад#

"На курьих ногах" не на куриных. "Курьи ноги" - никакого отношения к куриным или похожим на куриные ноги не имеет. Курьи - значит обкуренных дымом, чтоб не гнили.


 corpuser отправил 5 часов назад#

вот  тебе, обкуренные дымом(читай копченые) куриные ножки)))

ответить+2
  •  
  •  

tchuser отправлено 3 часа назад#Вернее, изначально была избушка на "курных ножках", обкуренных, чтоб не гнили в болотистой почве. Такая же история со "Словом о полку Игореве", где боян "растекался мыслью по древу". Не "Мыслью", а "Мысью", то бишь "Белкой".ответить+1

 
algem63 отправлено 2 часа назад#Кстати, про белку впервые прочитал когда-то в "Записках невесты программиста" Экслера. Значит, правду написал. :)ответить+39

  •  
ballamuth отправлено 12 часов назад#

"Лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос."

Это не баба-яга такая большая, что из угла в угол только и помещается, да еще и носом в потолок упирается - это избушка такая маленькая.


 NWiC отправлено 10 часов назад#

Хрущёвка?

  •  
 gorodgeroy отправил 20 часов назад#

Дедушка говорит, гроб и могилу попы нарочно придумали, чтобы человека смертью испугать. Надо не закапывать, а погребальный дом строить, просторный, с окнами, с высоким потолком, дверями, все необходимое в нем оставить. Между жизнью и смертью нет четкого перехода. Сначала хоронят как бы временно, давая покойнику возможность передумать. Поэтому и могила должна быть на земле. В такой и смерть не страшная, и родня не скучает — легко в новом доме навещать умершего. С ним и общаются, порой там ночуют, а то и на время к нему переселяются. Так достигается постепенность расставания. Не спеша, долгие годы прощаются. А попы мертвых в землю зарывают. Родственники тоскуют, покойник рвется из могилы, тесно ему в гробу. От злости горб у него нарастает, во рту клыки, а на руках длинные когти. Прогрызает доски, ночами выходит к людям сосать кровь.

 

...

 

Пошел Василек новый дом председателя смотреть. За огородами, в поле его построили. Не совсем, конечно, дом — больше холм напоминает, только пустой внутри. Дверь прочная, дубовая и не запирается — каждый может войти. В земляные стены вделали нормальные окна со стеклами, мебель поставили: стол, стулья, лавку для спанья, полки с посудой развесили, даже радиоприемник, но, конечно, для виду, электричества в таком доме нет, шнур просто в стену воткнули. Председателеву двустволку положили, патронов запас, ножи, капканы — все, что охотнику после смерти пригодиться может. Печку почти как настоящую сделали. Рядом конюшню маленькую вырыли, только на одного коня, любимого. Подпол выкопали, туда положили пшеницы, картошки.

 

 

Покойник некоторое время живет привычками человека, испытывает потребность в пище и питье, оружии. Только он использует не саму вещь конкретно, а как бы душу вещи. Если вещи не будет, он без ничего останется. Это как и с зеркалом, чтобы вещь отразилась, она должна быть по меньшей мере перед зеркалом. Дедушка так объяснил.

 

 

А старые люди говорят, покойник должен убедиться, что с ним добром поделились, иначе будет возвращаться, требовать свою долю. Дедушка считает, мудрость этого обычая в том, что раньше, когда голодные времена наступали, люди к умершим переселялись, у которых запас пищи и оружия имелся. Они родню свою кормили и согревали.

 

 

Коня привели. Упирался, не хотел в земляную конюшню идти. Насилу завели. Там один из сыновей деда Степана коня в сонную жилу ножиком кольнул, чтоб быстрее уснул. Дедушка рассказал, Василек сам того не видел.

 

 

Как за полдень перевалило, толпой понесли деда Степана в новый дом, положили на лавку. Сели за стол, новоселье праздновать, как всегда шумно, с песнями, шутками. Солнце к закату клониться стало, засобирались. Только баба Анисья остаться захотела.

 

 

— У Степана поживу, чтобы ему скучно не было.

 

 

Низко всем поклонилась, за помощь благодарила, в гости приглашала.

 

 

Напоследок огляделся Василек — светло, уютно. Смерть в таком гробу не страшная. Вышли, дверь снаружи камнем подперли, чтобы не скрипела. Баба Анисья через стекло рукой на прощание помахала.

ответить+6
  •  
  •  
Zweideutigkeit отправлено 10 часов назад#Новый дом деда Степана:ответить0
  •  
  •  
VasiliyV отправлено 6 часов назад#

Склеп всегда хорошо, но в земле тело полезнее.

ответить+14
  •  
  •  
 Va4a отправлено 20 часов назад#

Это на каждого умершего одна домовина?Тогда весь лес в них будет. Или их постепенно подкладывали? Как-то нелогично

ответить+4
  •  
  •  
 Zelda69 отправила 17 часов назад#

Думаю, это как Дахма у зороастрийцев, туда трупы уносили, ну а там потом их животные съедали

ответить+2
  •  
  •  
 Panter отправил 18 часов назад#Скорее всего подкладывали. И не тела, а пепел или орган какой.ответить+13
  •  
  •  
 Regelena отправлено 22 часа назад#А нога у Яги костяная, т.к. этой ногой стоит бабуля в Навьем царстве. 
Оченно интересно рассказывает о подобном неявном подтексте русских сказок Аграновичответитьещё комментарии +5
  •  
  •  
 sundukschemto отправил 13 часов назад#

Варианта вообще-то два:
И один из них - что любая изба была на "курьих ножках".
"В словаре В.И.Даля сказано, что «куръ» – это стропила на крестьянских избах. В болотистых местах избы строили именно на таких стропилах, чтобы не было очень сыро и не гнило дерево. Есть и еще одна версия: название “курьи ножки” происходит от “курных”, т.е. окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили “избу смерти” – небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI – IX вв.) В пользу второй версии говорит то, что в избушке на курьих ножках все-таки живет Баба-Яга, которая находится на границе двух миров: реального и потустороннего."

ответить+9
  •  
  •  
 MiraKa отправила 22 часа назад#Вот это наверное запахи были...😬ответить+5
  •  
  •  

Zweideutigkeit отправлено 10 часов назад#такой обычай захоронения имелся у малочисленных народов финно-угорской группы, у которых и живых было мало, и мертвецов

хватало в лесу пеньков, короче

ответить+4
  •  
  •  
 Poteryanuy отправил 8 часов назад#

Это склеп куда клали тело на некоторый промежуток времени. Родные могли его проведывать и так далее. Как были готовы "отпустить" в мертвое царство - закапывали. Ну а с научной точки зрения этот способ здорово помогал опрелелять людей которые были в коме или летаргическом сне.

ответитьраскрыть ветвь 2  +2
  •  
  •  
 Panter отправил 18 часов назад#Не бред. Как мне кажется этот дом был вроде склепа. Если и правда сдвигали, то скорее всего пепел заносили. Если не сжигали, то какую-то часть тела или орган (сердце/руку)ответить0
  •  
 Russochi отправил 21 час назад#

 да это же общее место для всех кто читал Якова Проппа "Исторические корни волшебной сказки" ! Тоже мне бином Ньютона!

ответить+1
  •  
  •  
 LostSummoner отправил 7 часов назад#С помощью него писал диплом)ответить0
  •  
  •  
 drfeldmann отправил 4 часа назад#Спасибо. Хотя бы один человек указал источник.ответить0
  •  

Pindzak отправлено 19 часов назад#

Ну ещё докину версию. Уральское происхождение от Алексея Иванова. Я расскажу косноязыко, а красиво оформленную версию можно найти в отличном фильме Хребет России. Изложение не моё, копипаст. А фильм посмотреть очень советую:

 

"Русский фольклор сложился к XV веку – как раз тогда, когда русские пришли на Урал и увидели жизнь финно-угров. У них была особая форма лесного святилища. Маленький домик на высоких столбах, окруженный частоколом. На частокол вывешивали черепа принесенных в жертву животных. В домике лежала резная деревянная кукла – вместилище души умершего. Кукла была одета в национальную одежду – шубу-ягу.

А еще русские пришельцы узнали, что где-то на святилищах финно-угры прячут главного своего идола – Золотую Бабу. Чтобы русские в поисках Золотой Бабы не разорили святилища, местные жители убивали любого, кто доберется до тайного места.

В русских пересказах Золотая Баба и домик на столбах слились воедино, и появилась страшная баба-в-яге, Баба-яга, которая живет в избушке на курьих ножках, убивает незваных гостей и фыркает: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет!»"

ответить+2
  •  
  •  
Kevinstrata отправила 18 часов назад#А откуда тогда метла и ступа? Да и кем была Баба-яга колдуньей или ведьмой?ответить+3
  •  
LikurgSparta отправлено 6 часов назад#Есть такая версия, что сам образ женщины со ступой в которой ребенок (якобы похищенный) есть впечатление после встречи с сарматскими женщинами-войнами. Ну как бы дико, когда баба с детем за спиной скачет на коне и стреляет.ответить-3
  •  
  •  
Todote отправлено 6 часов назад#

бред от норманистов и финноугристов.

сколько лет славянам и когда только после появились финноугры?

или по вашему славяне тупили несколько тысячь лет, пока не пришли на Урал?

ответить 
  •  
  •  
Pindzak отправлено 18 минут назад#

А когда появилась сказка про бабу ягу? Ну с пруфами, конечно же.

ответить+5
  •  
  •  
MyDefense отправил 18 часов назад#Баба Яга происходит от древнененецкого Я hаа, что в переводе означает "свободный от вшей". Дело в том, что у московских ненцев (а в период изумрудного полеолита Московскую область населяли праненцы) был культ вшей. Вши считались священными млекопитающими и соответственно все, кто не был их носителем относились к нечистой силе. Во время праздника сбора морских свинок считалось почетным кормить молодых вшей с рук кукурузным хлебом, вымоченым в крапивном вине. Таким образом ненцы отпугивали незваных гостей в виде шерстяных долгоносиков, чьи набеги порой полностью уничтожали урожай кедровой мякоти.

// Простите, меня плющит с недосыпа, тоже захотелось теорию задвинуть.ответить+7
  •  
 Panter отправил 18 часов назад#  Ваша теория самая правдоподобная.ответить+16
  •  
  •  
MyDefense отправил 18 часов назад#Порой тяжело бывает принять истину. Я работал над этой теорией более двадцати минут и выкурил ни один достоверный источник.ответитьраскрыть ветвь 2  +1
  •  
  •  
zeratoo отправил 5 часов назад#

а про кащея можно??

и Иванушку

и Василису

и волка

ответить0
  •  
  •  
tchuser отправлено 3 часа назад#Блин, завязывайте с тяжелыми наркотиками! :-))ответить0
  •  
  •  
 dzarta отправила 10 часов назад#спасибо за хорошее настроение и сломанный мозг с утра :D

реально несколько секунд пыталась понять что за хрень ты написал)))

ответить-2
  •  
  •  
Todote отправлено 6 часов назад#

мои глаза...

не пишите больше ничего.

ответить+2
  •  
Zweideutigkeit отправлено 10 часов назад#

В. Пропп "Исторические корни волшебной сказки" - вот где кладезь занимательной информации по поводу фольклора, не только русского.

ответить 
  •  
  •  
VoRoN82 отправлено 7 минут назад#Слышал что по старо словянским легендам баба яга на самом деле баба йога (йога - это имя). И занималась эта баба тем, что ездила по хуторам, селам и городам собирая детей сирот для того что бы дать им кров. Вобщем была организатором детского дома, и была достаточно уважаемой фигурой среди славян.
А так как историю нашу переписывали не один раз и в основном неруси явно в своих интересах, ее с какойто целью смешали не с тем повидлом!ответить0
  •  
  •  
AhSlavik отправлено 3 часа назад#

Саамский амбар. Фото из Википедии.

ответить0
  •  
  •  
botan42 отправлено 6 часов назад#

я слышал версию, что баба Яга являлась берегиней детей.

Недоношенного ребенка она заворачивает в тесто и садит в печь, он там "доходит". Получается здоровый малыш. Это как раз то, что мы видели в мультиках, только с добрым умыслом.

Только вот источников, подтверждающих эту информацию в интернете я не нашел(

ответить0
  •  
  •  
 DieselWolf отправлено 8 часов назад#

а ножки эти назывались "куры". Домовище на курах.

Домик на курьих ножках.

 

Баба Яга была очень почитаемым "человеком", что то вроде живого Харона - это правда. Считалось, что бабка ухаживает за захоронениями, отчего духи разрешали ей жить рядом или под крышей склепа.

 

Слово "ягать" - значит громко кричать, отсюда и имячко: Баба Ягая. 
Бабка была нечто вроде Баньши, но смысл другой: она не похищала душ, а лишь охраняла покой усопших.

 

Версий много. К сожалению, наша славянская история была столько раз переписана и почти уничтожена, что остается, наверное, только предполагать.

ответить0
  •  
  •  
Marenamora отправлено 8 часов назад#И вообще людей на краде (погребальный костёр) сжигали. Какие ещё гробы летающие? Это опять при христианстве придуманно. Славяне предков никогда не боялись, а почитали на равне с Богами. И обращались к ним намного чаще чем написано. Праведники устраивали в их честь (осенние деды, красная горка).ответить0
  •  
  •  
Todote отправлено 6 часов назад#

крада- не погребальный, а жертвенный костёр. совпадение в названии и у славян и у индусов.

ответить0
  •  
  •  
Marenamora отправлено 8 часов назад#Вы извините конечно, но Бабушка Ягиня была ведуньей. Одной из славянских божеств. Жила она в срубе, "допекала" детей (один из славянских обрядов), забирала сирот к себе, потом отдавала в семьи. Была положительным персонажем славянской мифологии. До христианизации Руси. Потом из неё сделали злую и мерзкую каргу.ответить0
  •  
  •  
fillgood отправлено 10 часов назад#

есть такая версия (славяно-арийские веды. Инглиизм):


"БАБА ЙОГА (Йогиня-Матушка) Вечнопрекрасная, Любящая, добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Мидгард-Земле то на огненной Небесной колеснице, то верхом на коне по всем землям,на коих жили Роды Великой Раы и потоки РОда Небесного, собирая безпризорных детей-сирот по градам и весям.

Детей сирот Йогиня досталяла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Все это Она делала, чтобы спасти сирот от неминуемой гибели.

 

В предгорном Скиту, где Йогиня-Матушка проводила детей-сирот через огненный обряд посвящения Древним Высшим Богам, имелось Капище Рода, высеченное внутри горы.

 

Рядом с горным Капищем Рода в скале имелось углубление, кторое Жрецы РОда называли - Пещь Ра. Из него выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый лапата. В одно углубление, которое было ближе к Пещи Ра, Йогиня-Матушка укладывала спящих детей-сирот в белых одеждах. Во второе углубление укладывался сухой хворост, после чего лапата задвигался обратно в Пещь РА, и Йогиня поджигала хворост.

Для всех присутствующих на огненном обряде это означало, что дети-сирот были посвящены Древним Высшим Богам и в мирсокй жизни Родов их никто более не увидит.

 

Когда загорался Огонь в Пещи Ра, Жрецы Рода переносили детей-сирот из углубления на лапате в помещения Капища Рода.  Впоследствии из детей сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой Род.

 

После христианизации Руси образ красивой молодой Йогини подменили образом древней злой и горбатой старухи со спутанным волосами, которая крадет детей, жарит их в печи в лесной избе и потом поедает их."

ответить+3
  •  
  •  
 Hydrae отправила 9 часов назад#ответить0
  •  
  •  
 FeiaVereska отправила 4 часа назад#

Это, ребят - не курите больше. И ищите реальные источники в записях о русском фольклоре - коих много в свободном доступе. Ну или прислушивайтесь к профессорам лингвистики и т.д.(лекции можно так же спокойно найти в тырнете).
Веды - дикая хрень, придуманная филогогом (не вспомню сейчас его имени), для того чтобы сгрести бабла, за "открытие" и выслужиться.
Когда их начали изучать и проверять - всё спокойно вскрылось. 
*но видимо не для долбославов фанатиков.
Хорошо этот момент трактует проф.филологии и мифологии Баркова А.Л.: "один из самых явных признаков того, что Веды подделка, это то, что их спокойно может прочесть любой первокурсник-лингвист. А значит: написаны они простейшим "древне-церковным" языком. Или же имитацией его. Т.к. если говорить о заявленной датировке Вед - это 10 в. Вы себе можете представить что такое письменный и живой язык 10 века? Это похлеще египетских иероглифов. И даже одно предложение, написанное таким языком может расшифровываться светочами науки не один год." (вольный пересказ, но смысл тот же)
Так что - учите матчасть. ИМХО :)

ответить-1
  •  
  •  
fillgood отправлено 2 часа назад#

вы сами то слышите себя? Упомянуть "реальные источники" и "фольклор" в одном предложении, это надо умудриться. При всем уважении к регалиям ученых в области филологии и "мифологии" я не собираюсь принимать ни их точку зрения ни кого бы то ни было еще как единственно верную в этой области. 

ответитьраскрыть ветвь 1  0
  •  
  •  

 nikhardy отправил 15 часов назад#

Вообще была срубная культура

И такие избы в общем то может и были

Но не были тенденцией

 

Хоронили земле

В "склепах" бревенчатого типа

ответить0
  •  
  •  
Todote отправлено 6 часов назад#

да та же домовина, только под землёй. потом подняли.

ответить0
  •  
 LiSerPin отправила 21 час назад#Про домовину я впервые услышала из песни, которую бабушка на украинском пела. Ассоциации с гробом, вообще, не было. Пришлось просить её разъяснить, что к чему.ответить0
  •  
  •  
 loi075 отправила 21 час назад#Каких только нет объяснений и Бабе Яге, и избушке, и ступе...ответить+8
  •  
  •  
 Fantomas1994 отправил 21 час назад#

А всё просто. Это были имперские двуногие шагоходы.Джедаи вперёд

ответить0
  •  
  •  
bartalamey отправлено 7 часов назад#

это в каком это православии гроб ставили в дом на пнях? а в нашем язычестве хоронили в курганах, на кострах, под землей(в зависимости от местности). а про такие черные-черные дома и летающие черные-черные гробы ни разу не читал нигде.

ответить-1
  •  
Todote отправлено 6 часов назад#

после прочтения всяких "древне"индусских Махабхарат и Рамаян, пришла к выводу, что Баба-Яга таки грязно оболганная жидомасонами мать-глава семейства - жрица.

Обряд "перепекания" младенца проводила самая опытная и старшая женщина - мать семейства. Так же в печи согревали недоношенных или слабых младенцев. Пересрали, будто она их жарит и ест.

ЯДЖА (яга, ежи) - на санскрите "связка, ярмо, единство". отсюда кстати ИГО (союз)

То есть баба-связующая. с жизнью, с предками, с семьёй посредством проводимых ею обрядов.

Это интересно
0

29.12.2016
Пожаловаться Просмотров: 10303  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены