Изба смерти изба смерть покойник Древние баба Яга
В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги (ср. современное украинское «домовина» — гроб). Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях всё же приходили просить помощи. Так, Баба-яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям, Баба-яга у некоторых славянских племён — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых
Баба яга - не умерший предок, а скорее пограничник, проводник меж миром живых и миром мёртвых. Живёт она в избе на курьих ногах - то есть на обкуренных стволах, как на картине. Нога у неё костяная - потому как одной ногой она на том свете. И, как и положено неординарному не-живому-не-мёртвому, баба Яга - может и злодеяния творить, а может и добру молодцу помочь. Кстати, обратите внимание: чаще всего баба Яга помогает в борьбе с личом Кощеем. Этот хитрый поц решил, что может перехитрить саму Смерть. Но бабка не зря на своё место поставлена, и всячески помогает тому, чтобы живые (Василисы всякие, Кощеем похищенные) жили с живыми, а мёртвые - лежали с мёртвыми. Тут ещё стоит сказать, что по дороге к Кощею странник обязательно натыкается на избу Бабы-Яги. Т.е. в тот момент он как раз находится на границе дух царств и должен получить разрешение проводника на то, чтобы пройти к Кощею. Обычно после этого Баба-Яга как раз указывает ему нужный путь. А есть еще один интересный момент. В сказках баба-яга кормила, умывала и спать укладывала всяких Иванушек. Похоже на погребальный ритуал. Todote отправлено 6 часов назад# Баба-Яга "перепекает" героя, "рождая" его заново, уже в мире мёртвых, как местного. pr0st0r отправлено 20 часов назад# "На курьих ногах" не на куриных. "Курьи ноги" - никакого отношения к куриным или похожим на куриные ноги не имеет. Курьи - значит обкуренных дымом, чтоб не гнили. вот тебе, обкуренные дымом(читай копченые) куриные ножки))) ответить+2tchuser отправлено 3 часа назад#Вернее, изначально была избушка на "курных ножках", обкуренных, чтоб не гнили в болотистой почве. Такая же история со "Словом о полку Игореве", где боян "растекался мыслью по древу". Не "Мыслью", а "Мысью", то бишь "Белкой".ответить+1 "Лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос." Это не баба-яга такая большая, что из угла в угол только и помещается, да еще и носом в потолок упирается - это избушка такая маленькая. Хрущёвка? Дедушка говорит, гроб и могилу попы нарочно придумали, чтобы человека смертью испугать. Надо не закапывать, а погребальный дом строить, просторный, с окнами, с высоким потолком, дверями, все необходимое в нем оставить. Между жизнью и смертью нет четкого перехода. Сначала хоронят как бы временно, давая покойнику возможность передумать. Поэтому и могила должна быть на земле. В такой и смерть не страшная, и родня не скучает — легко в новом доме навещать умершего. С ним и общаются, порой там ночуют, а то и на время к нему переселяются. Так достигается постепенность расставания. Не спеша, долгие годы прощаются. А попы мертвых в землю зарывают. Родственники тоскуют, покойник рвется из могилы, тесно ему в гробу. От злости горб у него нарастает, во рту клыки, а на руках длинные когти. Прогрызает доски, ночами выходит к людям сосать кровь.
...
Пошел Василек новый дом председателя смотреть. За огородами, в поле его построили. Не совсем, конечно, дом — больше холм напоминает, только пустой внутри. Дверь прочная, дубовая и не запирается — каждый может войти. В земляные стены вделали нормальные окна со стеклами, мебель поставили: стол, стулья, лавку для спанья, полки с посудой развесили, даже радиоприемник, но, конечно, для виду, электричества в таком доме нет, шнур просто в стену воткнули. Председателеву двустволку положили, патронов запас, ножи, капканы — все, что охотнику после смерти пригодиться может. Печку почти как настоящую сделали. Рядом конюшню маленькую вырыли, только на одного коня, любимого. Подпол выкопали, туда положили пшеницы, картошки.
Покойник некоторое время живет привычками человека, испытывает потребность в пище и питье, оружии. Только он использует не саму вещь конкретно, а как бы душу вещи. Если вещи не будет, он без ничего останется. Это как и с зеркалом, чтобы вещь отразилась, она должна быть по меньшей мере перед зеркалом. Дедушка так объяснил.
А старые люди говорят, покойник должен убедиться, что с ним добром поделились, иначе будет возвращаться, требовать свою долю. Дедушка считает, мудрость этого обычая в том, что раньше, когда голодные времена наступали, люди к умершим переселялись, у которых запас пищи и оружия имелся. Они родню свою кормили и согревали.
Коня привели. Упирался, не хотел в земляную конюшню идти. Насилу завели. Там один из сыновей деда Степана коня в сонную жилу ножиком кольнул, чтоб быстрее уснул. Дедушка рассказал, Василек сам того не видел.
Как за полдень перевалило, толпой понесли деда Степана в новый дом, положили на лавку. Сели за стол, новоселье праздновать, как всегда шумно, с песнями, шутками. Солнце к закату клониться стало, засобирались. Только баба Анисья остаться захотела.
— У Степана поживу, чтобы ему скучно не было.
Низко всем поклонилась, за помощь благодарила, в гости приглашала.
Напоследок огляделся Василек — светло, уютно. Смерть в таком гробу не страшная. Вышли, дверь снаружи камнем подперли, чтобы не скрипела. Баба Анисья через стекло рукой на прощание помахала. ответить+6Склеп всегда хорошо, но в земле тело полезнее. ответить+14Это на каждого умершего одна домовина?Тогда весь лес в них будет. Или их постепенно подкладывали? Как-то нелогично ответить+4Думаю, это как Дахма у зороастрийцев, туда трупы уносили, ну а там потом их животные съедали ответить+2Оченно интересно рассказывает о подобном неявном подтексте русских сказок Аграновичответитьещё комментарии +5 Варианта вообще-то два: хватало в лесу пеньков, короче ответить+4Это склеп куда клали тело на некоторый промежуток времени. Родные могли его проведывать и так далее. Как были готовы "отпустить" в мертвое царство - закапывали. Ну а с научной точки зрения этот способ здорово помогал опрелелять людей которые были в коме или летаргическом сне. ответитьраскрыть ветвь 2 +2да это же общее место для всех кто читал Якова Проппа "Исторические корни волшебной сказки" ! Тоже мне бином Ньютона! ответить+1Ну ещё докину версию. Уральское происхождение от Алексея Иванова. Я расскажу косноязыко, а красиво оформленную версию можно найти в отличном фильме Хребет России. Изложение не моё, копипаст. А фильм посмотреть очень советую:
"Русский фольклор сложился к XV веку – как раз тогда, когда русские пришли на Урал и увидели жизнь финно-угров. У них была особая форма лесного святилища. Маленький домик на высоких столбах, окруженный частоколом. На частокол вывешивали черепа принесенных в жертву животных. В домике лежала резная деревянная кукла – вместилище души умершего. Кукла была одета в национальную одежду – шубу-ягу. А еще русские пришельцы узнали, что где-то на святилищах финно-угры прячут главного своего идола – Золотую Бабу. Чтобы русские в поисках Золотой Бабы не разорили святилища, местные жители убивали любого, кто доберется до тайного места. В русских пересказах Золотая Баба и домик на столбах слились воедино, и появилась страшная баба-в-яге, Баба-яга, которая живет в избушке на курьих ножках, убивает незваных гостей и фыркает: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет!»" ответить+2бред от норманистов и финноугристов. сколько лет славянам и когда только после появились финноугры? или по вашему славяне тупили несколько тысячь лет, пока не пришли на Урал? ответитьА когда появилась сказка про бабу ягу? Ну с пруфами, конечно же. ответить+5// Простите, меня плющит с недосыпа, тоже захотелось теорию задвинуть.ответить+7 а про кащея можно?? и Иванушку и Василису и волка ответить0реально несколько секунд пыталась понять что за хрень ты написал))) ответить-2мои глаза... не пишите больше ничего. ответить+2В. Пропп "Исторические корни волшебной сказки" - вот где кладезь занимательной информации по поводу фольклора, не только русского. ответитьА так как историю нашу переписывали не один раз и в основном неруси явно в своих интересах, ее с какойто целью смешали не с тем повидлом!ответить0 Саамский амбар. Фото из Википедии. ответить0я слышал версию, что баба Яга являлась берегиней детей. Недоношенного ребенка она заворачивает в тесто и садит в печь, он там "доходит". Получается здоровый малыш. Это как раз то, что мы видели в мультиках, только с добрым умыслом. Только вот источников, подтверждающих эту информацию в интернете я не нашел( ответить0а ножки эти назывались "куры". Домовище на курах. Домик на курьих ножках.
Баба Яга была очень почитаемым "человеком", что то вроде живого Харона - это правда. Считалось, что бабка ухаживает за захоронениями, отчего духи разрешали ей жить рядом или под крышей склепа.
Слово "ягать" - значит громко кричать, отсюда и имячко: Баба Ягая.
Версий много. К сожалению, наша славянская история была столько раз переписана и почти уничтожена, что остается, наверное, только предполагать. ответить0крада- не погребальный, а жертвенный костёр. совпадение в названии и у славян и у индусов. ответить0есть такая версия (славяно-арийские веды. Инглиизм):
Детей сирот Йогиня досталяла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Все это Она делала, чтобы спасти сирот от неминуемой гибели.
В предгорном Скиту, где Йогиня-Матушка проводила детей-сирот через огненный обряд посвящения Древним Высшим Богам, имелось Капище Рода, высеченное внутри горы.
Рядом с горным Капищем Рода в скале имелось углубление, кторое Жрецы РОда называли - Пещь Ра. Из него выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый лапата. В одно углубление, которое было ближе к Пещи Ра, Йогиня-Матушка укладывала спящих детей-сирот в белых одеждах. Во второе углубление укладывался сухой хворост, после чего лапата задвигался обратно в Пещь РА, и Йогиня поджигала хворост.
Когда загорался Огонь в Пещи Ра, Жрецы Рода переносили детей-сирот из углубления на лапате в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой Род.
После христианизации Руси образ красивой молодой Йогини подменили образом древней злой и горбатой старухи со спутанным волосами, которая крадет детей, жарит их в печи в лесной избе и потом поедает их." ответить+3Это, ребят - не курите больше. И ищите реальные источники в записях о русском фольклоре - коих много в свободном доступе. Ну или прислушивайтесь к профессорам лингвистики и т.д.(лекции можно так же спокойно найти в тырнете). вы сами то слышите себя? Упомянуть "реальные источники" и "фольклор" в одном предложении, это надо умудриться. При всем уважении к регалиям ученых в области филологии и "мифологии" я не собираюсь принимать ни их точку зрения ни кого бы то ни было еще как единственно верную в этой области. ответитьраскрыть ветвь 1 0Вообще была срубная культура И такие избы в общем то может и были Но не были тенденцией
Хоронили земле В "склепах" бревенчатого типа ответить0да та же домовина, только под землёй. потом подняли. ответить0А всё просто. Это были имперские двуногие шагоходы.Джедаи вперёд ответить0это в каком это православии гроб ставили в дом на пнях? а в нашем язычестве хоронили в курганах, на кострах, под землей(в зависимости от местности). а про такие черные-черные дома и летающие черные-черные гробы ни разу не читал нигде. ответить-1после прочтения всяких "древне"индусских Махабхарат и Рамаян, пришла к выводу, что Баба-Яга таки грязно оболганная жидомасонами мать-глава семейства - жрица. Обряд "перепекания" младенца проводила самая опытная и старшая женщина - мать семейства. Так же в печи согревали недоношенных или слабых младенцев. Пересрали, будто она их жарит и ест. ЯДЖА (яга, ежи) - на санскрите "связка, ярмо, единство". отсюда кстати ИГО (союз) То есть баба-связующая. с жизнью, с предками, с семьёй посредством проводимых ею обрядов. |
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: